Давно набили оскомину систематическое сбрасывание сфальсифицированных исторических материалов о вине подвергшихся насильственной депортации отдельных народов в годы Великой Отечественной войны в СССР и навешивание ярлыков на эти народы.
На заре 80-х годов, когда гласность дала возможность говорить всем обо всём, появились легенды о том, что фашистским войскам при их приходе на Кавказ, горские народы, как своим спасителям подарили немцам лошадь и при этом, ссылки делали, то на балкарцев, то на карачаевцев, то на чеченцев и т.д.
На самом деле, всё было не так.
Тому свидетельство эпический роман «Сломанная подкова», кабардинца Алима Кешокова, который из числа кабардинцев, впервые на глубокой реалистической основе отобразил сложнейшие проблемы мира и войны на Северном Кавказе.
Роман «Сломанная подкова», выдвинутый на соискание Госпремии СССР, вызвал в свое время ураганный шквал субъективной критики со стороны партфункционеров и отдельных писателей Кабардино-Балкарской республики.
Однажды, отдыхая в правительственном санатории, тогдашний первый секретарь обкома партии Тимбора Мальбахов прочитал в трех номерах журнала «Москва» роман Алима Кешокова «Сломанная подкова», пришел в ярость.
И решил дать бой автору романа, который имел смелость написать, что отдельные представители кабардинского народа приветствовали приход немцев, и при этом в подарок А.Гитлеру был преподнесен белый жеребец. За линией художественного романа, фактически за уздцы коня вёл житель Заюково, кабардинец Забид Бадраков.
Посол США В СССР Александр Верт написал в своих мемуарах, что белого жеребца Гитлеру подарили одни, а выселили - других.
И так же, предсказуемо, как и в те времена насильственной депортации находятся исследователи, которые смакуют «предательство» этих народов, и уже они сами фальсифицируют историю, своим избирательным отношением к литературе, к купажу выборочных фактов и действий в отрыве от всего текста, а иногда
и обходя острые углы и нелицеприятные факты, примеры о других народах. Одна из последних работ в качестве примера для научной работы взята Тема:
«Горские народы и «северокавказский эксперимент» Германии в 1942-1944гг.: на материалах Кабардино-Балкарии».
Здесь в этой работе под «горскими народами» подразумеваются балкарцы. Несмотря на то, что автор этой работы этнический кабардинец, Татаров Азамат Амурович, Татаров А.А., свою научную диссертацию подготовил не о народах Кабардино-Балкарии, а именно выделил депортированный балкарский народ, тем самым подчёркивая, что другие народы к этому не имеют отношения. Татаров А.А., подчеркнул в своей работе, что:
…важна взвешенная и корректная оценка участия и роли народов Северного Кавказа в достижении общей победы в Великой Отечественной войне. Здесь неприемлемы необоснованные обвинения в предательстве и коллаборационизме целых народов, таящие в себе угрозу внутрироссийскому культурному диалогу и федерализму….
У автора этой работы Татарова А.А., есть ссылка на использование работы другого историка Мякшева А.П., на его научную работу «Коллаборационизм на Северном Кавказе: историческая правда или исторический миф?».
Почему то, историк Татаров А.А. не пишет свою работу с примера коллаборационизма кабардинского народа, а всё мягко стелет под балкарский народ… «Высокогорный фронт боевых действий». Интересно почему. Видимо если дать весь материал, на который ссылается Мякишев А.П., а он весь документальный, то окажется, что балкарцы не имеют отношения к этому самому термину «коллаборационизм» никакого отношения, даже живя в «Высокогорных районах». Я далёк от мысли от примерного навешивания ярлыков на любой народ, независимо живут они в горах или на равнине и т.д.
Но вот такая избранность отдельных историков и их «злонаправленность» вызывает удивление и естественное желание сказать слово, что это неправда. Что опять идёт использование тех же, материалов, что и в момент депортации балкарского народа.
Времена меняются, но не меняется характер фальсификации в отношении балкарского народа.
Видимо настала пора, чтобы поставить вопрос о научном изучении такого феномена, как «Народы, которые избежали депортации», с точки зрения избирательности подхода и критериев оценки, что не все народы подверглись депортации, несмотря на многочисленные примеры коллаборационизма в годы второй мировой войны в отношении многих народов бывшего СССР.
Хадис Тетуев, историк, 08.08.2019г.
Правду я говорю или нет, вы сможете сами рассудить, прочитав статью А.П. Мякшева, Саратовский госуниверситет: «Коллаборационизм на Северном Кавказе: историческая правда или исторический миф?». Это научная работа. Даётся в сокращении…
«…В статье на примере изучения непростой этнополитической ситуации на Северном Кавказе в годы великой отечественной войны решается проблема соотношения исторической науки и власти, исторического факта и исторического мифа. отвергается возможность предать забвению «неудобные» исторические факты ради сиюминутной политической выгоды. обосновывается положение о необходимости синергетического подхода к анализу любого исторического явления.
Составители записки Г. М. Маленкову «О положении в Кабардинской АССР» факты, по их признанию, почерпнули из сообщений кабардинского руководителя т. Мазина и других материалов, поступивших в ЦК ВКП(б) из республики.
Вывод четкий: «среди кабардинского населения распространены факты дезертирства из Красной Армии». Приводятся следующие доказательства: «В ряды Красной Армии призвано около 25 000 кабардинцев, из них дезертировало и при отступлении осталось на оккупированной территории Кабарды 5 506 человек, направлены в спецлагеря НКВД 4 939 человек, арестовано за дезертирство 567 человек»7.
Существуют и сведения о недостойном поведении части кабардинцев на фронте: «Созданная из кабардинцев и балкарцев 115 национальная кавалерийская дивизия при первом столкновении с врагом показала неустойчивость - до 700 человек покинуло фронт, в большинстве своем с оружием ушли в банды, часть перешла на сторону врага»8.
На оккупированной территории часть кабардинцев активно пособничала врагу: «Немцам удалось, опираясь на буржуазно-националистические элементы, создать из числа кабардинцев один эскадрон национального легиона общей численностью до 200 человек, а также карательный отряд по борьбе с партизанами.
Такие карательные отряды были созданы в Нагорном районе из 28 человек, в Кубанском районе из 31 человека, в Зольском районе из 32 и других районах»9.
Правда, не совсем понятно, с какими партизанами собирались бороться эти «каратели»: «Партизанские отряды, сформированные в республике, по существу не действовали в период немецкой оккупации.
Больше 50% партизан перешли линию фронта и добровольно сдались немцам, где и жили со своими семьями. Партизанский отряд Нальчикского района полностью перешел к немцам.
Значительная часть людей из партизанских отрядов с оружием в руках ушла в банды»10.
Судя по приведенным выше фактам, ситуация на территории бывшей советской республики была стабильной:
«В Кабарде немцы чувствовали себя сравнительно спокойно. За все время оккупации не зарегистрировано ни одного случая убийства немцев местным населением или саботажа немецких мероприятий»11.
Если следовать логике советских идеологических служб, «местное население» -
«забитое», «темное», «эксплуатируемое», одним словом, один из «заключенных» российской «тюрьмы народов», - могло быть обижено на советскую власть.
Что же коммунисты? Как воевали с врагом те, кто до прихода фашистов в Кабарде власть «осуществлял»?
И вновь документы свидетельствуют недвусмысленно и «без иронии»:
«На оккупированной немцами территории оставалось 2 723 коммуниста, или 72% парторганизации и некоторая часть руководящих работников.
Не эвакуировались три первых секретаря райкома партии.
Значительная часть оставшихся на оккупированной территории коммунистов регистрировались в органах гестапо и немецкой полиции.
Несколько коммунистов оказались в числе немецких старост и полицейских.
Как показала проверка, некоторые коммунисты были завербованы немцами ... Факты предательства коммунистов не единичны.
Из 2 733 коммунистов, оставшихся на оккупированной территории, на 1 июня 1944 года Кабардинский обком партии проверил 1 691 человек, из них исключено из партии 1 299 человек или 75%.
Из этого числа исключено за регистрацию в органах гестапо 109 человек, за предательство и измену Родине - 42 человека, за бандитизм - 95, за связь с полицией - 50, за работу у немцев - 308 и т. д.»12.
В конечном счете отсутствие сопротивления на оккупированной территории Кабарды можно объяснить «свирепостью и жестокостью нового порядка».
В таком случае следует признать, что страх периода оккупации был столь силен, что и после ухода немцев их боялись больше, чем «советского тоталитарного» режима. «После освобождения территории Кабардинской республики от немецких оккупантов многие немецкие ставленники и лица, замешанные в связи с немецкими оккупантами из числа кабардинского населения, стали организовывать банды. Для этой цели немцы, учитывая сочувственное отношение к ним значительной части кабардинского населения, сбрасывали диверсантов.
Всего за это время было сброшено на территорию Кабардинской АССР 92 парашютиста, из них 86 - в 1944 году. Кабардинцев среди этих немецких парашютистов-ди- версантов - 68 человек ...
Из числа заброшенных парашютистов ввиду поддержки их со стороны местного кабардинского населения 6 человек до сих пор еще не найдено»13. К тому же в Кабарде «было организовано 30 бандитских и дезертирских групп из числа кабардинского населения в составе 507 человек»14.
Представляется, что все эти факты свидетельствуют о негативном отношении значительной части кабардинского этноса к советской власти и Советскому государству в наиболее драматический период его существования.
Можно предположить, что подобное поведение вызвано отнюдь не фактором войны и боевых действий, складывающихся в 1941-1942 гг. для Советского Союза крайне неудачно.
Во всяком случае еще «до прихода немецких войск население отдельных сел послало своих представителей для связи с немцами, получения указаний от них по организации местного самоуправления», а в «некоторых населенных пунктах (Куркужин - Кубинского района, Шардаково - Зольского района, Каменомостское и Сармаково Нагорного района и др.) советская власть фактически была ликвидирована еще до прихода немцев»15.
Следует отметить, что речь идет о народе, который избежал участи депортации.
«Сов. секретно.
Об антисоветской деятельности по районам Кабарды.
Территория Кабардинской АССР находилась под оккупацией немецко-фашистских войск с августа – октября 1942 года по январь 1943 года. Часть населения республики из числа кабардинцев немцев встретила доброжелательно. Установлены случаи, когда население отдельных сел до прихода немецких войск посылало своих представителей для связи с немцами и получения от них указаний по организации местного самоуправления.
Советская власть была ликвидирована до фактического вступления войск противника (с. Куркужин Кубинского района, с. Шардаково Зольского района, с. Каменомостское Нагорного района).
Из призванных в Красную Армию кабардинцев имели место случаи многочисленного дезертирства.
Созданная из местного населения 115-я Нацкавдивизия, при первых столкновениях с врагом показала неустойчивость, до 700 человек покинуло фронт и с оружием вернулось в августе-сентябре 1942 года в селения и в большинстве ушли в горы, леса.
До 90% партийной организации, в отдельных районах вместе с секретарями РК ВКП остались на оккупированной территории (Урванский, Лескенский).
Организованные партизанские отряды из числа кабардинцев оказались малоустойчивыми, из некоторых отрядов дезертировало 30-50%.
В первые дни немецкой оккупации, по инициативе кулацко-дворянских элементов, было создано в Нальчике так называемое «представительство интересов Кабардино-Балкарии».
В опубликованном воззвании к кабардинцам и балкарцам, наряду с клеветой по адресу Советской власти говорилось: «...с целью наладить нормальную жизнь, с разрешения германского командования, образовано представительство интересов кабардино-балкарского народа ... колхозы будут распущены, скот возвращен владельцам, земля станет собственностью крестьян...»
В составе правительства, состоявшего из 7 человек, из кабардинцев вошли: - Глава правительства, -
Шадов Салим Тагирович, из знатных дворян, работал прокурором, перед оккупацией был адвокатом;
Тавкешев Долгатгерий Збуевич, быв. дворянин, из крупных помещиков, белоэмигрант;
Бештоков Касым Ахмедович, из кулаков, участник Баксанского к-р восстания. Находясь в Красной Армии, добровольно перешел на сторону врага, окончил разведшколу в Берлине;
Шаков Блита Магомедович, дворянин, до немцев работал нач. планового отдела «Заготзерно»;
Пшуков Алихан Хамидович, из крупных кулаков, в 1937 году был осужден за к-р деятельность на 10 лет л/свободы, в КАССР прибыл с немцами.
Указанные члены «правительства» отступили с немцами. По заданию германского командования «представительство интересов Кабардино-Балкарии» проводило работу по укреплению фашистского строя.
Член «правительства» - Бештоков Касым проводил работу по организации национальных «легионов», созданию карательных отрядов по борьбе с партизанами и репрессий над советско-партийным активом.
В составе национального «легиона», общей численностью до 600 человек, состоявшем из 3-х эскадронов, один эскадрон был укомплектован кабардинцами.
Карательные отряды были созданы Бештоковым в Нагорном районе из 20 человек, в Кубинском – 31 чел., в Зольском – 32 чел. И в других районах.
По кабардинским районам организован сбор подарков Гитлеру и немецкому командованию. В качестве подарка Гитлеру передан племенной жеребец в золоченой сбруе и дорогим седлом.
В декабре 1942 года, по инициативе местного населения и мусульманского духовенства организован в Нальчике к-р религиозный праздник «Курман-байрам», посвященный «освобождению Кабардино-Балкарии от большевиков». На празднике приняло участие немецкое командование и от каждого района, в качестве делегатов были выделены представители. Из районов на праздник доставлялись продукты и подарки....
При отступлении немцев с территории Кабарды, вместе с ними ушло 1674 человека кабардинцев.
На территории Германии существует Северо-Кавказский комитет, в состав которого от кабардинцев входят:
Казиханов Довгатгери, (эмигрант) он же является президентом Кабардинского Нац. Комитета.
Северо-Кавказский Комитет находится в Берлине.
Кабардинский Нац. Комитет находится в гор. Барановичи, Варшаве.
Кабардинский национальный легион в составе одного батальонанаходится во Франции, в 20-ти километрах от гор. Орион.
Руководит легионом Бажев, обер-лейтинант немецкой армии. Политическое лицо кабардинского населения характеризуется следующими цифровыми данными:
С момента освобождения республики от немецких захватчиков, органами НКВД-НКГБ арестовано кабардинцев 2441 чел.
Из них: немецких шпионов - 90
Изменников, предателей, пораженцев -751
Участников к-р. организации – 16
Антисоветской агитации - 43
Бандитов и их пособников - 273
Дезертиров из Красной Армии - 567
За другие преступления - 792
Ушло с немцами – 1674
Многие немецкие ставленники и лица, замешанные в связях с немцами из числа кабардинского населения, после изгнания немецких войск из Кабарды, перешли на нелегальное положение, организовываясь в банды.
На территории КАССР после оккупации действовало 30 кабардинскихбандитских, и дезертирских групп, в составе которых насчитывалось 395 бандитов и 112 дезертиров. Из них ликвидировано и легализовано органами НКВД и НКГБ 28 групп – 488 человек, существуют в настоящее время две бандитские группы, в них 14 человек и 5 одиночек. В настоящее время на оперативном учете НКВД-НКГБ состоит кабардинцев – 2274.
Призвано в Красную Армию всего 25305 человек, из них дезертировало и при отступлении осталось на оккупированной территории КАССР 5506 человек (направленно в спец. Лагеря НКВД - 4939 человек, арестовано дезертиров – 567 человек)
Из числа кабардинцев, ушедших с немцами, выброшено на территорию КАССР, в качестве вражеских парашютистов с диверсионно-шпионскими заданиями – 67 чел., из них ликвидировано -51 (убито 13, задержано- 39 человек). Разыскивается 15 человек.
СЕКРЕТАРЬ КАБАРДИНСКОГО ОБКОМА ВКБ /б/ МАЗИН
Нарком ВНУТДЕЛ КАССР
Комиссар Госбезопасности
Бзиава
Нарком Госбезопасности КАССР
Комиссар Госбезопасности
Филатов
7 августа 1944года
А вот, как трактуют эти явления кабардинский историк Татаров А.А. в своей работе:
«Горские народы и «северокавказский эксперимент» Германии в 1942-1944гг.: на материалах Кабардино-Балкарии»
…В связи с этим осуществляется глубокий анализ политических документов и справок, особенно в случае с депортированными народами. Д.В. Шабаев, многие годы заведовавший архивным отделом МВД Кабардино-Балкарии, считает завышенными цифры по бандитизму в балкарских районах, где помимо «явных» бандитов скрывались дезертиры и крестьяне, не предпринимавшие активных действий против советской власти2…
…Ряд историков отмечают, что карательная акция отряда 11-й стрелковой дивизии НКВД в ноябре 1942 г. спровоцировала отток населения Черекского ущелья в горы из-за страха перед расправой. Но в документах НКВД это расценивалось как один из признаков «вооруженного выступления»3….
И ни слова о коллаборационизме кабардинского народа…
…Партизанское движение в Кабардино-Балкарии пережило типичные для всех оккупированных регионов страны трудности организации и накопления боевого опыта. Часть партизан влилась в ряды действующей армии, другая была мобилизована на эвакуацию общественного поголовья скота. Сказались и объективные факторы: отсутствие на плоскости лесных массивов для конспирации, краткосрочность оккупации, нахождение республики в прифронтовой полосе, и отсюда высокая плотность оккупационных войск. Тем не менее, упорядочив свои отряды за 2-3 месяца, партизаны из предгорий нанесли оккупантам ощутимый урон. С этого времени они представляли серьезную угрозу для немцев….
В отличие от местного Татарова А.А., Мякшев А.П. объективно описывает ситуацию и делает анализ происходивших событий в 1942 году на территории Балкарии.
… Ещё в ходе обороны Кавказа войска НКВД проводили карательные акции, направленные, по существу, против мирного населения, оказавшегося в зоне активных действий повстанческих формирований или "бандитов", как они именовались в официальных документах.
Наиболее примечательным эпизодом стали события ноября 1942 г. в Черекском ущелье в Балкарии. Столкновения с бандитами действительно имели место.
Однако в результате действий отступающей 37-ой армии наряду с 30 убитыми бандитами оказались уничтожены около 700 мирных жителей таких населенных пунктов Верхней Балкарии, как Сауту, Кунюм, Верхний Чегет и Глашево, в числе погибших 155 детей.
Примечателен тот факт, что позже, в июне 1943 г., появляются документы, списывающие эти жертвы на немецко-фашистских захватчиков, в то время когда "по горячим следам" были сделаны совершенно иные выводы.
В докладной записки начальника политотдела 37-ой армии от 9 декабря 1942 г. сказано:
"1) Считаю, что отряд Накина уничтожил много невиновных жителей, которые совершенно не были связаны с бандитами.
2) Выше указанная цифра убитых, считаю, нереальна ["1500 трупов" - В.Ш.], взята с потолка в смысле бахвальства перед начальством, ... ибо никто ни в одном селе число убитых или раненых не подсчитывал.
3) Основная вина в том, что пострадало много невинных людей, ложится в равной мере и на командующего 11-й дивизией НКВД тов. Шикина и его заместителя по политической части тов. Будко в том, что не смогли своевременно предотвратить невинных жертв".
Этот документ - редкое признание неправомерности действий войск НКВД их же руководством. Однако впоследствии вину за жертвы в Черекском ущелье НКВД попытается с себя снять.
Нельзя сказать, что сотрудничество с оккупационными властями, создание бандитских групп, поддерживающих тесные связи с фашистами, могут считаться только поводом к выселению.
Однако признание факта коллаборационизма единственной и достаточной причиной депортации
по этническому признаку всего населения автономных образований "от мала до велика",
поиски и переселение во внутренние районы страны проживающих за пределами автономий карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей, а также высылка демобилизованных из армии означали бы согласие исследователя с нормами и ценностями тоталитаризма…
Историческая наука как раз и призвана устранять подобные сомнения, не забывая при этом, что любое историческое явление неодномерно и крайне противоречиво…
Можно согласиться с известным историком-политиком, теперь министром культуры В.Р. Мединским, что «позитивная мифология определяет нравственные императивы народа», поскольку «мотивирует его на свершение дел мощных, добрых, достойных нашей великой истории и великих предков».
Однако необходимо протестовать против другой сентенции историка- министра: «Факты сами по себе значат не очень много.
Скажу еще грубее - в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат.
Факты существуют только в рамках концепции.
Все начинается не с фактов, а с интерпретации»25.
Вот, собственно и ответ на вопрос, чем отличается история от политики?
Историк анализирует факты вне зависимости от того, «негативные» они или «позитивные», политик же «оперирует» фактами и мифами для достижения политических целей,
зачастую далеких как от исторической реальности, так и от общечеловеческих ценностей, выработанных в результате познания многовекового исторического опыта.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев