,,АРКТИКА,, - Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе — 25 апреля 1975 года. Выведен из эксплуатации в августе 2008 г. В 2011 году экипаж с ледокола снят, ледокол выведен в "холодный " отстой в ожидании утилизации. . На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по проекту атомного ледокола «Арктика» было построено ещё 5 атомных ледоколов: «Сибирь» (1977) , «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992), «50 лет Победы»(2007). . Первым капитаном атомохода в 1971 году был назначен опытный ледовый капитан Ю. С. Кучиев, капитан ледокола Ленин . За время похода ледокол преодолел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль с преодолением многолетнего льда. Толщина льда по мере приближения старения льда нарастает, это позволяет ледоколу идти хорошим ходом большую часть пути, и снижение скорости из-за повышения толщины льда постепенно проявляется ближе к полюсу.За счёт попутного дрейфа к скорости ледокола прибавлялась скорость дрейфа. Прирост был незначительным, за те семь суток, когда ледокол шёл к полюсу, за счёт попутного дрейфа прирост составил около 20—25 миль . . Ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130 меридиана, экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса. Фактически судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы .С 14 августа ледокол вошёл во многолетние льды, началось преодоление ледяного покрова:
,,С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров — такие нам преодолевать не приходилось…" . капитан судна Ю. С. Кучиев . . . Капитан ледокола в этой части рейса постоянно использовал данные ледовой разведки и по возможности обходил наиболее мощные ледовые преграды. Несмотря на это, ледоколу неоднократно пришлось испытывать трудности. Руководитель рейса Т. Гуженко позже называл эту часть похода «камнедробилкой», так как в этих льдах «Арктика» шла «продвигаясь ударами: взад-вперед, взад-вперед».
. 16 августа 1977 года при прохождении участка в районе 88—89-й широт при ухудшении видимости ледокол встретил поле тяжёлого пакового льда, который оторвался от канадского массива При преодолении этой перемычки тяжёлого льда два раза произошло заклинивание ледокола. . 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса . 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе был поднят флаг Советского Союза. Капитан Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции Георгия Седова. Как и во многих других экспедициях к полюсу, участники экспедиции протоптали «кругосветный маршрут»: круг диаметром около 40 метров, по которому можно было пересечь все меридианы за короткое время. . «Я испытал совершенно необыкновенное волнение», – говорит легендарный Ю.С.Кучиев, – «когда донес до Северного полюса древко флага, который не донес до Полюса погибший на острове Рудольфа известный полярный исследователь Георгий Седов. Это древко было найдено у его могилы».
. Обратный маршрут был проложен по прямой в сторону Мурманска. Так же, как и дорога к полюсу, путь от полюса был проложен по дуге в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 градусами восточной долготы. . . Ледокол «Арктика» был награждён Орденом Октябрьской Революции. . Все участники похода были награждены орденами и медалями, звания Герой Социалистического Труда были удостоены: капитан ледокола Юрий Кучиев, лавный механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин руководитель экспедиции Министр морского флота Тимофей Гуженко . . Ю́рий Серге́евич Кучи́ев (осет. Кучиты Сергейы фырт Юрий; 26 августа 1919, аул Тиб ныне Алагирского района Северной Осетии — 14 декабря 2005 года, Санкт-Петербург) — легендарный арктический капитан, первым достигший Северного полюса. Герой Социалистического Труда (1977). . . Родился 26 августа 1919 года в ауле Тиб Садонского района в Северной Осетии . В 1938 г. с отличием окончил среднюю школу № 27 в Орджоникидзе, а в 1941 г. был зачислен матросом на буксир «Василий Молоков» порта Диксон. В годы Великой Отечественной войны находился в составе конвоев Северного флота. Окончил курсы штурманов (1944), заочно — Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (1963). С 1944 по 1962 годы — помощник капитана ледоколов «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин».С 1962 по 1971 годы — капитан ледоколов «Мурманск», «Киев», дублёр капитана атомного ледокола «Ленин», с1964 — капитан этого ледокола.С 1971 года капитан атомного ледокола «Арктика». . В 1997 году вышел на пенсию, проживал в Санкт-Петербурге. Умер 14 декабря 2005 года. После похорон, по завещанию Юрия Сергеевича, был кремирован, его прах и прах умершей в 1999 году жены торжественно преданы морю в районе Северного полюса командой атомного ледокола «Ямал» 19 августа 2006 года . Среди фото - Мемориал в честь покорения ледоколом Арктика Северного полюса в 1977 году в областном краеведческом музее Мурманска 1 - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB ) 2 - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%C2%AB%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%C2%BB_%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%81_1977_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0 3 - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%B5%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 4 - http://chuchundrrra.livejournal.com/56259.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев