15 ноября 1925 Пауль поднял построенный на авиазаводе №1 бомбардировщик 2Б-Л1 (ЛБ-2ЛД, Б-1, ТБ-1), в воздух и совершил 20-минутный полет по кругу. В дальнейшем совместно с К.К.Арцеуловым провел испытания этого самолета.
В конце двадцатых годов Яков Георгиевич пришел работать в «Добролет» и стал летать на пассажирском «Юнкерсе Ю-13» на линии Москва-Ташкент. В одном из полетов фюзеляж его самолета был поврежден винтом и шасси сопровождающего самолета (пилот - Э.И.Шварц). Паулю удалось успешно долететь и совершить посадку в Ташкенте.
С 1932 (?) - на летно-испытательной работе на авиазаводе №81 (Тушино). Здесь он испытывает серийные самолеты «Сталь-2», ДИ-6 (1938). 30 апреля 1933 поднял в небо и провел испытания «Сталь-3» А.И.Путилова.
В декабре 1938 Пауль был уволен с авиазавода «по сокращению штатов» (как бывший унтер-офицер царской армии).
Работал лесником в Беловежской Пуще (Белоруссия).
С 1940 вновь на летно-испытательной работе на авиазаводе №81. Испытывает серийные самолеты ББ-22 (Як-2).
28 декабря 1940 в испытательном полете на пикирующем бомбардировщике БПБ-22 Я.Пауль и В.Молочаев выполняли «скоростные площадки» для замера максимальной скорости, пробыв в воздухе один час пять минут.
К истечению этого времени они полагали, что в баках их самолета остается еще минут на 15 бензина, но над аэродромом горючее неожиданно иссякло, и моторы остановились один за другим.
Опытнейший летчик Пауль сумел круто развернуть скоростной и строгий самолет к летному полю и не свалиться при этом «в безмоторном полете» в штопор. С остановленными моторами ББ-22 планировал, что называется, камнем, и, хотя летчик сократил путь, зайдя наискось к посадочной полосе, нескольких метров высоты все же не хватило, чтобы перетянуть забор аэродрома. Самолет влетел на аэродром, пробив брешь в колючей проволоке. Авария задержала дальнейшие работы, а прекращение производства серийных вариантов ББ-22 поставило на них крест.
После эвакуации авиазавода №81 в г.Омск, Пауль участвует в испытании серийных Ту-2 (1942), Як-7 и Як-9 (1943). Был награжден орденом ЛЕНИНА.
Семья
Родился в многодетной католической семье поволжских немцев (из девяти детей восемь — мальчики).
Брат — Пауль, Иван Георгиевич, директор Ишимбайского нефтяного техникума в 1963—1968 годах
Сестра — Пауль-Горст, Анна Георгиевна (1902—1984) — журналистка, общественный деятель, директор (ректор) Немпединститута (1930—1932), участница гражданской войны, первая комсомолка города Камышина, участница III съезда РКСМ (Москва, 1920). В 1984 году по завещанию похоронена в Камышине на братском захоронении.
Был женат на Антонине (Нине) Ивановне Козыревой (Пауль), уроженке г. Камышина (23.06.1889, г. Камышин — 19.05.1982, г. Москва).
Дочь — Нина Яковлевна Щагина (Пауль, 1919- 06.09.1971 гг.), работала в КБ «Туполев».
Дочь — Варвара Яковлевна Егорова (Пауль) (24.09.1925, г. Москва — 20.09.1991, г. Москва) — сценарист-драматург научно-популярного кино, член московской профессиональной организации драматургов, в 1948 г. окончила РГУ имени И. М. Губкина и (позднее) Высшие курсы сценаристов и режиссёров ВГИК, работала на Центральной студии научно-популярных и учебных фильмов и центральном телевидении СССР, автор сюжетов киножурналов «Наука и техника», телевизионных программ «Здоровье», «В мире животных», «Клуб кинопутешественников», замужем за кинооператором и режиссёром-документалистом, работавшем на ЦСДФ, лауреатом государственной премии СССР (1978 г.), одним из создателей киножурнала «Фитиль», членом Союза кинематографистов СССР Юрием Ивановичем Егоровым (16.02.1926, г. Москва-03.09.2006, г. Москва).
Внуки — Михаил Вячеславович Щагин (выпускник географического факультета МГУ) ., д. 14) и в дачном посёлке «Авиаработник» (Московская обл., станция Полушкино). и Сергей Юрьевич Егоров (род. 28 апреля 1959 года, г. Москва), доктор биологических наук, выпускник биологического факультета МГУ, профессор МГУ.
Проживал с семьёй в г. Москва в доме, построенном в 1934 году для советских лётчиков (1-й Тверской-Ямской пер
Комментарии 2