Порог судных врат
Итак… Здесь были расположены так называемые Судные врата. Через них выводили из города осужденных на казнь. Перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию. Когда так же поступили и с Иисусом, Он споткнулся о порог Судных врат и упал.Нет, это был не протест. Изнуренность, утомленность и бессилие привели Спасителя к тому, что Он уже еле стоял на ногах. Добавьте к этому средиземноморский климат и отсутствие воды на всем протяжении пути… Говоря современным языком, вполне можно допустить обезвожживание или солнечный удар.Иисус упал вторично, двигаясь по Своему Крестному пути.На этом месте дейсвительно были обнаружены плиты порога Судных врат. Они находятся в Александровском подворье, которое находится также в Иерусалиме, но принадлежит России. И я о нем обязательно расскажу как-нибудь очень подробно. Потому что это место наполнено историей, реликвиями, о которых хочется упоминать вовсе не вскользь.Знак «7» этой остановки висит над дверью в маленькую францисканскую часовню, которая была выстроена в конце XIX века. Часть её обычно закрыта для публики. Внутри можно отыскать несколько полотен на тему второго падения Христа по пути к Голгофе и золоченый барельеф на ту же тему.А мы с вами продолжим нашу экскурсию и двинемся по второй половине Крестного пути.«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же обратившись к ним сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; Ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!»»Да, эта остановка посвящена встрече Иисуса и иерусалимских женщин. И тот кусочек из Евангелия от Луки, который я только что привела, как раз описывает этот момент.«У Бога всё всегда на месте и вовремя»Этот момент очень странный и необъяснимый. Смотрите сами. Буквально несколько минут назад эти люди фанатично кричали «Распни его!» и просили отпустить Варавву. А теперь вслед за приговоренным идут толпой, тесня друг друга. Ведь улочки древнего Иерусалима очень и очень узкие. И ведь не просто идут. Согласно Евангелиям и преданиям, толпа плакала, скорбела, стенала, видя Спасителя, идущего на смерть.А солдаты, которые всего пару часов назад с удовольствием глумились над Христом, оплевывали и заушали Его, сейчас спокойно ждут, пока Он закончит свое обращение к дщерям иерусалимским.Объяснение здесь можно найти единственное: так было угодно Богу, так должно было произойти, поэтому и мы, видя алогизмы, удивляемся. А у Бога всё всегда на месте и вовремя.Как бы то ни было, встреча состоялась, обращение к дщерям иерусалимским тоже было. И каноническое Евангелие – подтверждение тому.Сейчас здесь находится монастырь святого Харлампия, а на стене его камень с латинским крестом и надписью «IC-XC NI-KA» – Иисус Христос Победитель.Он находится на одной улице с Архангельским монастырем внизу близ Судных врат. Согласно легенде, святой Харлампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой при этом обращался к мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!»А мы, перекрестившись и вспомнив в краткой молитве святого Харлампия, будем двигаться дальше.Остановка девятая – место, откуда Иисус узрел Голгофу и упал в третий раз. Круглый знак девятой остановки – IX – находится на внешней стене капеллы святой Елены. Сейчас это часть Храма Гроба Господня, принадлежащая армянскому патриархату, официальное название ее – капелла Святого Креста.Частенько под знаком остановки можно видеть стоящие на камнях тротуара деревянные кресты. Они предназначаются для паломников. Желающие могут взять крест и нести его на Голгофу. Я видела людей, которые это делали. Но честно говоря, таких в группах единицы. Людям бывает интереснее сфотографировать Скорбный Путь, чем, водрузив на себя крест, пройти этот остаток пути, представляя себя приговоренным.Рядом – вход в коптскую церковь. Она посвящена святому Антонию Великому, основателю монашеского движения, который был египетским коптом. Внутри церкви можно найти большой старинный водный резервуар, который был открыт в IV веке Еленой, матерью Константина. Назначение этого резервуара – снабжать водой Храм Гроба Господня.На стенах внутри церкви – живописные работы, посвященные библейским сюжетам, созданные в разное время и разными авторами. Кстати, через эту церковь можно выйти и на площадь перед Храмом Гроба Господня, как раз через коптскую капеллу Архангела Михаила, находящуюся уже близ нижних пределов Храма Гроба Господня.Справа от входа в Храм Гроба Господня и слева от коптской церкви Святой Елены находится коптская капелла Архангела Михаила, или как часто ее именуют Часовня Разоблачения, или же Предел Деления Риз. Это место, где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.На этом месте римские солдаты обычно разыгрывали в кости одежду всех осужденных на казнь – так они поступили и в этот раз. Процитирую Евангелиста Матфея: «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий». Как говорится в толкованиях святых отцов, все одежды Христа были разделены четырьмя воинами между собой. Порой они рвали вещи, чтобы всем досталось поровну.Но хитон, так называемую нижнюю одежду, им жаль было рвать: он был не шитый, а весь тканый сверху донизу: это был дар и труд Его любящей Матери. Воины решили бросить жребий о нем.Вот так с поразительной точностью сбылось пророчество, за много веков до того изреченное устами Давида: «делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий». Так было написано в Псалмах, так произошло через несколько веков в реальности.Это и есть место десятой остановки Крестного пути. И называется оно Капелла Франков.
Нет комментариев