Елизавета Петровна, с детства славящаяся своей красотой, стремилась сохранить её всю жизнь и тщательно за собой следила.
Ей были известны народные рецепты масок красоты, она с умением пользовалась румянами и белилами, к её услугам были лучшие парфюмеры Европы и самые ловкие портные Российской империи.
А давайте вместе заглянем в «косметичку» императрицы?!
Как и её мать, Елизавета пыталась обратить внимание на свою красоту, причем ещё с детских лет. Известно, что в октябре 1717 года восьмилетняя цесаревна встречала вернувшегося из-за границы отца, одетая в богатый испанский наряд; французский посланник заметил по этому поводу, что дочь государя в нём необыкновенно прекрасна. А на ассамблеях (которые были введены в 1718 году) она щеголяла в вышитых серебром и золотом платьях разных цветов, в блиставшем бриллиантами головном уборе. Да и позднее являлась на публике в канифасных кофтах, красных юбках и круглых шляпах. На знаменитом портрете того времени разодетая Елизавета изображена с крылышками за спиной – так было принято одевать девочек до их совершеннолетия.
В детстве Елизавета Петровна была чрезвычайно хорошенькой. Редкие портреты работы живописцев Ивана Никитина и Луи Каравака запечатлели миловидную блондинку с румянцем на лице и нежной кожей. Когда Лизаньке было восемь лет, она заболела ветряной оспой. Тяжёлый недуг едва не обезобразил красавицу, но, к счастью, прошёл «без повреждения личика», и в 1719 году голландский резидент Якоб Деби отмечал: «[Елизавета] очень прелестна и могла считаться совершенной красавицей, если бы цвет волос её не был немного рыжеват, что, впрочем, может измениться с летами».
От претендов на руку и сердце дочери Петра не было отбоя, тем более, что Елизавета слыла замечательной красавицей. По описанию современников, «она блондинка, не так высока ростом… и склонна к тому, чтобы быть более дородной… стройна и хорошего среднего роста: у нее круглое очень миленькое личико, голубые глаза с поволокой, прекрасный цвет лица и прекрасный бюст… У нее прекрасная белоснежная кожа, великолепные плечи и пухлые ручки, которыми восхищались все, кроме, может быть, её горничных и фрейлин, потому что в минуты плохого настроения эта прекрасная пухлая ручка била их туфлёй по щекам… У нее чрезвычайно игривый ум…живость делает её ветреной… Она говорит превосходно по-французски, порядочно по-немецки и по любви ко всему блестящему, кажется, рождена во Франции».
К тому же она была прекрасно одета, жива и занимательна в разговорах, изящно танцевала. Когда на одном из приёмов китайскому послу задали вопрос, какую даму он находит прелестнее всех, тот сразу же указал на Елизавету, сокрушившись лишь по поводу её слишком больших глаз, что для европейцев, в отличие от жителей Поднебесной, было не недостатком, а достоинством.
Среди «державных» женщин на русском троне Елизавета Петровна по праву считалась самой привлекательной. От родителей она унаследовала прекрасные физические данные: от отца - высокий рост (1.м 80 см) и красивую форму тонких рук и стройных ног, от матери - пышную грудь и густые волосы. Практически все современники отмечали необычайные внешние данные императрицы.
Леди Рондо, жена английского резидента при дворе Анны Иоанновны, оставила такое описание: «Принцесса Елизавета, которая, как вам известно, дочь Петра I, - красавица. Она очень бела; у неё не слишком тёмные волосы, большие и живые голубые глаза, прекрасные зубы и хорошенький рот».
Юная принцесса Ангальт-Цербстская, будущая императрица Екатерина Алексеевна, делилась своим первым впечатлением от встречи с Елизаветой Петровной, которая произошла в Москве 9 февраля 1744 года: «Поистине нельзя было тогда видеть её в первый раз и не поразиться её красотой и величественной осанкой. Это была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от этого не терявшая и не испытывавшая ни малейшего стеснения во всех своих движениях; голова была также очень красива; на императрице в этот день были огромные фижмы, какие она любила носить, когда одевалась, что бывало с ней, впрочем, лишь в том случае, если она появлялась публично. Её платье было из серебряного глазета с золотым галуном; на голове у неё было чёрное перо, воткнутое сбоку и стоявшее прямо, а причёска из своих волос со множеством брильянтов».
Необыкновенная красавица в молодости, она страдала стойким комплексом нарциссизма; как сказал о ней историк, Елизавета «не спускала с себя глаз». Впрочем, ее обаянием были покорены все: «Хотелось бы смотреть, не сводя с неё глаз, – восторгалась своей порфироносной «тётушкой» Екатерина II, – и только с сожалением их можно было оторвать от неё, так как не находилось ни одного предмета, который бы с ней сравнялся».
Архивные документы говорят о пристрастии императрицы к цветочным духам. Наибольшим спросом пользовались у нее жасминовая вода, туберозовая, фиалковая. Употребляла она и более сложные и тяжёлые мускусные ароматы. Чаще всего духи привозили из Парижа.
На многих портретах тонкие пальчики Елизаветы не накрашены — просто коротко подстриженные аккуратные ногти. «За чистотой ногтей следили. Тогда уже были специальные приборчики для маникюра. Но вот накрашенных ноготков я ни у кого на женских портретах XVIII века не видела. Единственный, у кого заметила маникюр, был мужчина — персидский шах Муртаза-Кули-хан на портрете кисти Боровиковского. У него явно накрашенные, охристо-красноватые ногти. Но, может быть, потому что он — восточный мужчина?»
Желая сохранить природную красоту, Елизавета Петровна заботилась о своей внешности на протяжении всей жизни. Она знала рецепты различных косметических средств. Екатерина II вспоминала, что летом 1749 года императрица заметила сильный загар на её лице и прислала «притирание» - яичный белок, разведённый лимонным соком и французской водкой. Это средство оказалось настолько чудодейственным, что Екатерина Великая употребляла его и впоследствии как «лучшее средство против воспаления кожи».
Считается, что именно Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, ввела при дворе моду на косметические маски. Из всех натуральных ингредиентов царица отдавала предпочтение капусте и огурцам. Капустные листья для нее измельчали, смешивали с мёдом и яблочным соком.
Такая экспресс-маска быстро устраняла следы усталости и подтягивала обезвоженную кожу, что с учётом образа жизни императрицы оказывалось весьма кстати. А для устранения пигментации, отбеливания кожи и предотвращения первых признаков старения Елизавете протирали лицо огуречным соком.
Был у Елизаветы ещё один ритуал для расслабления. Многие историки (Казимир Вишневский, Василий Ключевский и другие) писали об отсутствии какого-либо режима у императрицы: она могла обедать в три, а лечь спать после рассвета. Но перед сном на её кровать непременно присаживалась штатная чесальщица, которая делала точечный массаж ступней и чесала ей пятки – без этой процедуры Елизавету мучила бессонница.
СКОЛЬКО СТОИЛИ НАРЯДЫ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ЕЕТРОВНЫ?
Императрица Елизавета, дщерь Петрова, толк в нарядах знала! И в своё время была первой модницей России. Количество платьев в её гардеробе стало просто легендарным. И даже если историк Ключевский преувеличивал, когда писал, что после её кончины осталось пятнадцать тысяч платьев, в сохранившихся документах всё равно упоминается несколько тысяч.
А сколько же стоила эта красота? И об этом кое-что известно!
Вот, например, в счёте за платья, сшитые осенью 1747, читаем: "Роба штофная кафейнная з золотыми травами с позументом золотым за работу за шелк. К оной подлиф за тафту белую и за кости".
То есть придворное платье из штофа (тяжёлой плотной шёлковой ткани), затканной золотым узором и отделанное золотой тесьмой. Корсетов к этим платьям не носили, но в сам лиф вшивали косточки - вот и получался "подлиф". В том же счёте упомянуты "роба штофная пунцовая з золотыми травами", такая же, но с серебряными, и т.д. Каждый наряд - двенадцать рублей.
Недёшево! А ведь это ещё без кружев! И драгоценностей! И, скорее всего, без отделки! И шёлк, а не парча!
А помните дело Лопухиных, ставшее основой для сюжета фильма (и романа) "Гардемарины, вперёд"? Так вот, когда Наталью Лопухину арестовали и описали её имущество, упоминается платье из фиолетового шёлка. Три рубля. Что ж, платье придворной дамы должно быть дешевле платья императрицы!
Для сравнения: нанять хорошего преподавателя своим детям, чтобы аристократические отпрыски потом не ударяли в грязь лицом -это где-то 250-350 рублей в год. Юных дворян отправляли учиться в Европу и выделяли им по 400 рублей в год. А если ты гвардеец и попал в госпиталь, то на еду пациенту уходило две копейки в день.
Казалось бы, двенадцать рублей на этом фоне много, но не безумно много - всё-таки императрица! Однако всё дело в количестве! Если одно и то же платье два раза не надевать, а порой и менять несколько раз в день...
Ох, и солидные же суммы выходили!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев