ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ
Впервые о существовании враждующих группировок я узнала классе в третьем. Мы с двоюродным братом-ровесником шли из школы, когда к нам «подрулили» несколько джентльменов немногим старше и вызывающе спросили:
- Вы из какой школы? Из 23-й? За это мы сейчас будем вас бить. Потому что мы из 25-й и с Голодрановки. А Голодрановка всегда била и будет бить Новостройку.
То, что побить могут просто за то, что ты учишься в другой школе или живешь в другом шахтерском поселке, стало для меня тогда откровением. От «голодрановских» мы-то отбились, кулаками махать и подручными средствами «отоваривать», слава Богу, с детства были научены. Но осадок остался. Дома я, как водится, пожаловалась бате. Мол, что за девиантное поведение продемонстрировали представители близлежащего поселка, который от нашего отделяла узкоколейка для составов с углем. Ну, и шахта. Наша носила название «Октябрьской революции», их, соседняя, называлась «Имени Воровского». Батя насупил брови и сентенциозно молвил: «Распоясались совсем эти голодрановские. Волю им дали». Батя умел в такие моменты быть исчерпывающим в информативности ответа.
Уже позже узнала о давней и непримиримой вражде Новостройки и Голодрановки. В те стародавние времена часто отключали электричество, и вечера мы проводили за долгими семейными беседами. Как правило, посвященными батиным ратным подвигам. Так вот, в череде таких подвигов значились бесчисленные «разборки» с «голодрановскими» в составе банды «новостроевских».
- Главное правило: биться до первой крови, после чего расходиться, - повествовал батя. – Лежачих не бить, вдвоем на одного нельзя, с заведомо слабым вообще не сходиться, ибо западло.
Кто не знает, «западло» в переводе с воровского жаргона означает «стыдно», «нежелательно» (это я как лингвист-эксперт поясняю). Субстандартная лексика была весьма употребительной в нашем поселке, потому как обладала свойством называть вещи своими именами и четко задавать направление. Иногда я по старой памяти ее применяю, когда другие пласты лексики современного русского языка оказываются в общении с отдельными индивидами не совсем или совсем не убедительными. Ну да ладно, вернемся к основной теме повествования. Лежачих не добивать и никогда не трогать слабого научил меня батя. По кодексу благородных разбойников-пацанов, коими были банды в шахтерских поселках времен моего бати. Да, лупила тех, кто старше и сильно нарывался, когда не бить было невозможно, когда драка была неизбежной и бить надо было первой. Подралась даже с «зэчкой», отсидевшей за убийство. Она что-то предъявила мне на киносеансе в нашем клубе. По итогу финал индийского боевика с Митхуном Чакраборти завершался под наш «эпичный махач» между рядами кресел, делая зрелище вдвойне эпичным. «Махач» продолжился на ночной дороге из клуба домой. Кто-то из взрослых мужиков нас, помнится, разнял. Мне было лет 12.
Наверное, с того момента эпоха благородных разбойников стала уходить в прошлое, уступая место тем, кого называли беспредельщиками. У беспредельщиков не было понятий (неписанных правил поведения). Беспредельщики ограбили одинокую старуху на нашем поселке, потом подожги ее, заперев в доме. Беспредельщики напали на одного и бандой сделали из него кровавое месиво. Беспредельщики кого-то изнасиловали… Подобным историям той эпохи в нашем поселке несть числа. Но на тот момент началось мое взросление, и я вдруг взметнулась умом и духом в заоблачные меланхолические дали или в тонкие материи, как кому нравится. Вдруг появились история, география, литература… Приключенческие романы, музыка и поэзия опять же. Многочисленные комплексы относительно внешности сдерживали от посещения дискотек, общения с противоположным полом, участия в сомнительных мероприятиях. Плюс моя мама все время зудела: «Они же так матерятся! Как можно в их компании находиться! Это же унизительно для девочки!». И не пускала меня гулять туда, где в присутствии девочек матерятся. Я просто каталась одна на велосипеде, витая в заоблачных интровертных далях.
Оглядываясь на тот период, даюсь диву. Обстоятельства складывались таким образом, что выжить, никуда не вляпаться или же не стать жертвой, было практически невозможно. Из моих ровесников и тех, кто постарше, в нашем поселке не убиты в бандитских разборках, не сгнили в тюрьмах, не сгинули от наркотиков и алкоголя раз два и обчелся. Из раз два и обчелся вычтем тех, кто погиб в чеченских кампаниях…. Короче, тот факт, что из моего поколения кто-то остался жив – настоящее чудо. По лезвию бритвы ж все дружно скользили… Но Господь уберег. Ради чего-то сохранил. Меня в том числе. В этом в том числе вижу смысле сериала "Слово пацана". Вроде и войны не было, а попробуй выживи. Среди своих же. Вышеизложенными размышлениями о том, что Бог уберег и сохранил для чего-то, я подбадриваюсь, когда в очередной раз от меня ускользает смысл существования. Сейчас как раз такой поганый момент. Пытаюсь поймать смысл. #Ольга_Изотова #чтовижутопишу #поселок #90е #лихие90 #ожизни #шахты
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев