РАХИЛЬ ДАЕТ РАБЫНЮ ВАЛЛУ ИАКОВУ В КАЧЕСТВЕ НАЛОЖНИЦЫ
1.И УВИДЕЛА РАХИЛЬ, ЧТО ОНА НЕ РОЖДАЕТ ДЕТЕЙ ИАКОВУ, И ПОЗАВИДОВАЛА РАХИЛЬ СЕСТРЕ СВОЕЙ, И СКАЗАЛА ИАКОВУ: ДАЙ МНЕ ДЕТЕЙ, А ЕСЛИ НЕ ТАК, Я УМИРАЮ
Взаимная ревность жен, неизбежная спутница полигамии вообще, получает особую силу и остроту в том случае, когда одна из жен была бездетна, а другая имела детей (ср. 1 Цар. 1:2,6; Втор. 21:15 и д.). Несвободна была от этого зла и семья Иакова: 'были несовершенны и дочери мужа неблагочестивого, именовавшего богами истуканов. Посему-то законоположник Бог запрещает подобный брак и говорит: Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею', (Лев. 18:18). Требование детей у Иакова, помимо Бога, со стороны Рахили есть требование неразумное и неблагочестивое, 'свойственное жене и душе, терзаемой ревностью'. Потому оно и вызывает гнев Иакова, хотя тягость бездетности у древних евреев делала его почти синонимом смерти (подобным этому бедствию считались только проказа и слепота, — также уподобляемые смерти), как и говорит здесь Рахиль, и это смягчает ее виновность.
2.ИАКОВ РАЗГНЕВАЛСЯ НА РАХИЛЬ И СКАЗАЛ (ЕЙ): РАЗВЕ Я БОГ, КОТОРЫЙ НЕ ДАЛ ТЕБЕ ПЛОДА ЧРЕВА?
Иаков обращает мысль Рахили к Богу, Виновнику всякой жизни и источнику размножения человечества путем рождений (Быт. 1:28; 9:1,7 ]; Пс. 126:3).
По древнееврейскому воззрению Бог хранит три ключа, которых не передает ни Ангелу, ни серафиму:
a) жизни и рождения (1 Цар. 2:5-6; Пс. 112:9[; 126:3);
b) дождя или плодородия (Втор. 28:12) и
c) гроба и воскресения (Иез. 37:12-13).
Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого.
3.ОНА СКАЗАЛА: ВОТ СЛУЖАНКА МОЯ ВАЛЛА; ВОЙДИ К НЕЙ; ПУСТЬ ОНА РОДИТ НА КОЛЕНИ МОИ, ЧТОБЫ И Я ИМЕЛА ДЕТЕЙ ОТ НЕЕ. 4. И ДАЛА ОНА ВАЛЛУ, СЛУЖАНКУ СВОЮ, В ЖЕНУ ЕМУ; И ВОШЕЛ К НЕЙ ИАКОВ. 5. ВАЛЛА (СЛУЖАНКА РАХИЛИНА) ЗАЧАЛА И РОДИЛА ИАКОВУ СЫНА
По примеру Сарры, предложившей Аврааму Агарь (16:2), Рахиль отдает рабыню свою Валлу в качестве жены Иакову с тем, чтобы дети от этого брака родились 'на колена' госпожи (ср. Быт. 30:3; Иов. 3:12), т.е. по усыновлению считались ее собственными детьми, — обычай, доселе существующий в Китае, у библейских же евреев вытекавший из того же страстного желания потомства, который мужа побуждал к полигамии (по крайней мере к бигамии), а жену заставлял решаться на такое самоотречение, как готовность временно уступить свои права в отношении мужа рабыне. Вместо: 'чтобы я имела детей от нее' с евр. (ibbaneh): 'чтобы я построила себе дом (потомство) от нее'.
6.И СКАЗАЛА РАХИЛЬ; СУДИЛ МНЕ БОГ, И УСЛЫШАЛ ГОЛОС МОЙ, И ДАЛ МНЕ СЫНА. ПОСЕМУ НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ: ДАН
'Так Рахиль получила некоторую отраду, когда родила рабыня; поэтому и дает сама имя дитяти'. Имя 'Дан' с евр. 'судил', т.е. Бог по суду Своей правды освободил Рахиль от позора бездетности. В 49:16[908] имя это сближается с назначением колена Данова 'судить' Израиля.
7.И ЕЩЕ ЗАЧАЛА И РОДИЛА ВАЛЛА, СЛУЖАНКА РАХИЛИНА, ДРУГОГО СЫНА ИАКОВУ. 8. И СКАЗАЛА РАХИЛЬ: БОРЬБОЮ СИЛЬНОЮ БОРОЛАСЬ Я С СЕСТРОЮ МОЕЮ И ПРЕВОЗМОГЛА. И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ: НЕФФАЛИМ
Имя Неффалим, евр. Нафтали, — 'борение', 'борьба' (или 'борец'), разумеется борьба не столько открытая и веденная силой, сколько искусством, интригой (евр. patal имеет значение 'извиваться', откуда niphtal, искривленный, коварный, ср. Иов. 5:13; Притч. 8:8).
Борьбу свою с Лией Рахиль называет 'Божией'. О победе Рахили над Лией после того, как у первой родились только два и притом приемных сына, а у второй уже было 4 собственных, говорить можно было только в том приподнятом настроении духа, какое переживала теперь Рахиль,
выражая мысль, что она только сравнилась с сестрою.
ЛИЯ ОТДАЕТ ИАКОВУ СВОЮ СЛУЖАНКУ ЗЕЛЬФУ
9.ЛИЯ УВИДЕЛА, ЧТО ПЕРЕСТАЛА РОЖДАТЬ, И ВЗЯЛА СЛУЖАНКУ СВОЮ ЗЕЛФУ, И ДАЛА ЕЕ ИАКОВУ В ЖЕНУ, (И ОН ВОШЕЛ К НЕЙ)
Поступок Лии, имевшей уже 4 сынов, еще менее извинителен, чем бездетной долго Рахили. Но превозношение последней со всею силою возбудило в Лии ревность, и она устраивает новое сожительство Иакова; 'зная, что Иаков будет иметь 4 жены, Лия спешит предупредить, как бы он не взял 4-ю жену со стороны'.
10.И ЗЕЛФА, СЛУЖАНКА ЛИИНА, (ЗАЧАЛА И) РОДИЛА ИАКОВУ СЫНА. 11. И СКАЗАЛА ЛИЯ: ПРИБАВИЛОСЬ. И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ: ГАД
Гад — с евр. счастье (у Ис. 65:11, Гад — божество счастья у язычников). Слово bagad — в счастье или: к счастью, Vulg.: feliciter, слав.: 'благо мне случися' — некоторые евр. кодексы разделяют на два: ba+gad, 'идет или пришло счастье'. На вопрос: почему Писание упоминает здесь о случае, отметим, что слова: 'благо мне случися' изречены не Иаковом, а женою его Лией, воспитанною не в благочестии или мало наставленною в божественном'. В 49:19 имя Гад сближается со словом gedud, сонм, отряд ('идет сонм', т.е. детей, как некоторые толковали).
12.И (ЕЩЕ ЗАЧАЛА) ЗЕЛФА, СЛУЖАНКА ЛИИ, (И) РОДИЛА ДРУГОГО СЫНА ИАКОВУ. 13. И СКАЗАЛА ЛИЯ: К БЛАГУ МОЕМУ, ИБО БЛАЖЕННОЮ БУДУТ НАЗЫВАТЬ МЕНЯ ЖЕНЩИНЫ. И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ: АСИР
Имя второго сына Зельфы — Ашер-Асир по значению синонимично имени Гад: beaschri (Vulg.: рrо beatudine mea) — 'к счастью, ко благу моему;' мотив: “ибо блаженною будут называть меня…” (ст. 13) напоминает величественное исповедание Богоматери (Лк. 1:48).
ЛИЯ РОЖДАЕТ ИССАХАРА, ЗАВУЛОНА И ДОЧЬ ДИНУ
14.РУВИМ ПОШЕЛ ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ ПШЕНИЦЫ, И НАШЕЛ МАНДРАГОРОВЫЕ ЯБЛОКИ В ПОЛЕ, И ПРИНЕС ИХ ЛИИ, МАТЕРИ СВОЕЙ. И РАХИЛЬ СКАЗАЛА ЛИИ (СЕСТРЕ СВОЕЙ): ДАЙ МНЕ МАНДРАГОРОВ СЫНА ТВОЕГО
Рувим (имевший в данное время, вероятно, лет 5 от роду), во время жатвы пшеницы, т.е. в мае, в поле находит мандрагоры или мандрагоровые яблоки, евр. название дудаим, amatoria— яблоки любви; по вероятнейшему объяснению, растение это — так называемое Atropa belladona (род белены), растущее в Палестине или соседних странах, имеющее наркотические свойства и считавшееся содействующим чадородию. На крепком стволе этого растения появляются зеленовато-белые лепестки цветов, служащие предвестием весне (Песн. 7:14), из которых к маю созревают небольшие яблочки красно-желтого цвета, с сильным наркотическим, хотя и приятным запахом. Вера в таинственное отношение этого растения (по строю своему напоминающего человека) побуждала и в древности, и в средние века приготовлять из него напиток любви. По-видимому, в Месопотамии мандрагоры были редки, и страстная Рахиль, не утратившая еще надежды иметь собственных детей, прибегает к предполагаемой магической силе мандрагоров. В условии о последних достигает наивысшей степени борьба Лии и Рахили.
15.НО (ЛИЯ) СКАЗАЛА ЕЙ: НЕУЖЕЛИ МАЛО ТЕБЕ ЗАВЛАДЕТЬ МУЖЕМ МОИМ, ЧТО ТЫ ДОМОГАЕШЬСЯ И МАНДРАГОРОВ СЫНА МОЕГО? РАХИЛЬ СКАЗАЛА: ТАК ПУСТЬ ОН ЛЯЖЕТ С ТОБОЮ ЭТУ НОЧЬ, ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА ТВОЕГО. 16. ИАКОВ ПРИШЕЛ С ПОЛЯ ВЕЧЕРОМ, И ЛИЯ ВЫШЛА ЕМУ НАВСТРЕЧУ И СКАЗАЛА: ВОЙДИ КО МНЕ (СЕГОДНЯ), ИБО Я КУПИЛА ТЕБЯ ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА МОЕГО. И ЛЕГ ОН С НЕЮ В ТУ НОЧЬ
Лия, разделяя веру Рахили в оплодотворяющую силу мандрагоров, не соглашается уступить их Рахили, причем как из ее упрека, так из ответа Рахили видно, что Рахиль всецело завладела Иаковом (ср. 'превозмогла', ст. 8), так что только с ее разрешения, за уступленные ей Лиею мандрагоры, последняя получает супружеское общение с Иаковом. Без сомнения, священно-писатель не разделяет суеверия Лии и Рахили о действии мандрагоров и еще менее приписывает (вопреки мнению некоторых раввинов и новых библейских критиков) какое-либо влияние на последующее рождение детей у Лии — Иссахара и Завулона и у Рахили — Иосифа: все это он представляет делом благодати Божией (ст. 18, 20, 22).
17.И УСЛЫШАЛ БОГ ЛИЮ, И ОНА ЗАЧАЛА И РОДИЛА ИАКОВУ ПЯТОГО СЫНА. 18. И СКАЗАЛА ЛИЯ: БОГ ДАЛ ВОЗМЕЗДИЕ МНЕ ЗА ТО, ЧТО Я ОТДАЛА СЛУЖАНКУ МОЮ МУЖУ МОЕМУ. И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ: ИССАХАР (ЧТО ЗНАЧИТ ВОЗМЕЗДИЕ)
'Бог видел, что Лия удручена скорбью и не пользуется расположением, то услышал ее'. В рождении своего пятого сына после некоторой остановки Лия усматривает награду от Бога за предоставление ею служанки Иакову, — по воззрениям того времени (и, может быть, вследствие особой любви к Иакову), она считает этот поступок достойным похвалы. В имени Иссахар (с евр. или: 'принесет награду', т.е. Бог, по Keri: 'issa scnakar', или: 'есть награда;' по Ketib: 'esch sakar'), Лия выражает идею возмездия, платы, указывая, с одной стороны, на самоотречение свое в отношении служанки, с другой, — на приобретение Иакова у Рахили платою мандрагоров.
19.И ЕЩЕ ЗАЧАЛА ЛИЯ И РОДИЛА ИАКОВУ ШЕСТОГО СЫНА. 20. И СКАЗАЛА ЛИЯ: БОГ ДАЛ МНЕ ПРЕКРАСНЫЙ ДАР; ТЕПЕРЬ БУДЕТ ЖИТЬ У МЕНЯ МУЖ МОЙ, ИБО Я РОДИЛА ЕМУ ШЕСТЬ СЫНОВ. И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ: ЗАВУЛОН
С рождением шестого (и последнего) сына Лия высказывает еще раз надежду на приязнь мужа (у арабов и поныне значение жены растет по мере увеличения ее сыновей); в словах ее — обычная в еврейском языке игра слов: 'завад' — 'зевед' — дал (Бог) дар (сына); завал — будет жить (Иаков); от последнего слова — 'Завулон'.
21.ПОТОМ РОДИЛА ДОЧЬ И НАРЕКЛА ЕЙ ИМЯ: ДИНА
'Дина' — судящая (женский род к слову 'Дан', ст. 6). Ничего более не говорится по поводу имени дочери — ввиду меньшего значения женщин в древнееврейских генеалогиях; равно не упомянуты другие дочери Иакова (46:7) — по той же причине. Дина же, может быть, родившаяся позже, упомянута здесь, ввиду бывшего с нею в Сихеме приключения (34 гл.) и для полноты сказания о детях Иакова.
РАХИЛЬ РОЖДАЕТ ИОСИФА
22.И ВСПОМНИЛ БОГ О РАХИЛИ, И УСЛЫШАЛ ЕЕ БОГ, И ОТВЕРЗ УТРОБУ ЕЕ. 23. ОНА ЗАЧАЛА И РОДИЛА (ИАКОВУ) СЫНА, И СКАЗАЛА (РАХИЛЬ): СНЯЛ БОГ ПОЗОР МОЙ
'Вспомнил Бог' — на библейском языке значит: послал милость после испытания (ср. 8:1; 19:29; 1 Цар. 1:11,19). 'Позор' — бездетности (ср. Ис. 4:1 ; 54:1-4; Лк. 1:25).
24.И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына
И имя 'Иосиф' (как Завулон, ст. 20, и Иссахар, ст. 18) в устах Рахили имеет двоякое производство и значение: 'отнимающий, снимающий' (позор бездетства) и 'прибавляющий, дающий еще' (т.е. другого сына), — 'Бог отнял позор и да прибавит Он другого сына', говорит Рахиль; последнее желание, по раввинам, было пророчеством, оно сбылось в рождении Вениамина (35:16-18[), причем Рахиль умерла.
ИАКОВ ЗАКЛЮЧАЕТ НОВЫЙ ДОГОВОР С ЛАВАНОМ
ПОСЛЕ ТОГО, КАК РАХИЛЬ РОДИЛА ИОСИФА, ИАКОВ СКАЗАЛ ЛАВАНУ: ОТПУСТИ МЕНЯ, И ПОЙДУ Я В СВОЕ МЕСТО, И В СВОЮ ЗЕМЛЮ; 26. ОТДАЙ (МНЕ) ЖЕН МОИХ И ДЕТЕЙ МОИХ, ЗА КОТОРЫХ Я СЛУЖИЛ ТЕБЕ, И Я ПОЙДУ, ИБО ТЫ ЗНАЕШЬ СЛУЖБУ МОЮ, КАКУЮ Я СЛУЖИЛ ТЕБЕ
Непосредственно после рождения Иосифа, когда условленный — 14-летний срок службы Иакова у Лавана окончился, Иаков выражает решимость возвратиться на родину, к чему побуждали его, может быть, какие-либо известия из дома (предание сообщает, чего Ревекка прислала к Иакову свою кормилицу Девору (ср. 35:8) возвратить его на родину, как обещала она ему (27:45), а главным образом горькое сознание, что за 14 лет даровой работы у скупого Лавана он еще ничего не приобрел для своей семьи (ср. ст. 30); при этом Иаков (в словах — 'отпусти меня', 'ты знаешь мою службу') делает намек, что он заслужил от Лавана некоторого пособия, намек, понятый Лаваном (см. ст. 28). Что, однако, решение расстаться с Лаваном у Иакова пока еще не было твердо, видно из того, что он скоро соглашается остаться у тестя на новых условиях: тем настойчивее отселе преследует Иаков цель обеспечения своей многочисленной семьи, средствами, как видно из последующего, не всегда нравственно безупречными.
27.И СКАЗАЛ ЕМУ ЛАВАН: О, ЕСЛИ БЫ Я НАШЕЛ БЛАГОВОЛЕНИЕ ПРЕД ОЧАМИ ТВОИМИ! Я ПРИМЕЧАЮ, ЧТО ЗА ТЕБЯ ГОСПОДЬ БЛАГОСЛОВИЛ МЕНЯ. 28. И СКАЗАЛ: НАЗНАЧЬ СЕБЕ НАГРАДУ ОТ МЕНЯ, И Я ДАМ (ТЕБЕ)
Лаван, по опыту зная великую цену службы Иакова, начинает увещание остаться еще — в униженно- просительном тоне. 'Я примечаю' — с еврейского: 'я узнал гаданием' (ср. 44:15), — может быть, посредством бывших у Лавана терафимов (согласно мазоретскому тексту) 31:19 и др.); но возможно и более широкое значение евр. nachasch — в смысле 'догадываться'. Лаван признает (ст. 27), что с прибытием к нему Иакова хозяйство его пошло особенно успешно (ср. ст. 30) и предлагает ему самому (как и раньше, 29:15) назначить себе плату.
29.И СКАЗАЛ ЕМУ (ИАКОВ): ТЫ ЗНАЕШЬ, КАК Я СЛУЖИЛ ТЕБЕ, И КАКОВ СТАЛ СКОТ ТВОЙ ПРИ МНЕ; 30. ИБО МАЛО БЫЛО У ТЕБЯ ДО МЕНЯ, А СТАЛО МНОГО; ГОСПОДЬ БЛАГОСЛОВИЛ ТЕБЯ С ПРИХОДОМ МОИМ; КОГДА ЖЕ Я БУДУ РАБОТАТЬ ДЛЯ СВОЕГО ДОМА?
Начинается новый договор зятя и тестя, характеризующийся с внешней стороны чисто восточною вежливостью и многословием, а вместе показывающий чрезвычайную расчетливость Лавана.
Иаков в ответе своем повторяет мысль Лавана о благоуспешности Лаванова хозяйства со времени своего прихода к нему, и уже прямо высказывает намерение свое скорее начать работу на пользу собственной семьи.
31.И СКАЗАЛ (ЕМУ ЛАВАН): ЧТО ДАТЬ ТЕБЕ? ИАКОВ СКАЗАЛ (ЕМУ): НЕ ДАВАЙ МНЕ НИЧЕГО. ЕСЛИ ТОЛЬКО СДЕЛАЕШЬ МНЕ, ЧТО Я СКАЖУ, ТО Я ОПЯТЬ БУДУ ПАСТИ И СТЕРЕЧЬ ОВЕЦ ТВОИХ. 32. Я ПРОЙДУ СЕГОДНЯ ПО ВСЕМУ СТАДУ ОВЕЦ ТВОИХ; ОТДЕЛИ ИЗ НЕГО ВСЯКИЙ СКОТ С КРАПИНАМИ И С ПЯТНАМИ, ВСЯКУЮ СКОТИНУ ЧЕРНУЮ ИЗ ОВЕЦ, ТАКЖЕ С ПЯТНАМИ И С КРАПИНАМИ ИЗ КОЗ. ТАКОЙ СКОТ БУДЕТ НАГРАДОЮ МНЕ (И БУДЕТ МОЙ)
На вопрос Лавана о плате, какую желал бы Иаков отселе получать с него, Иаков, употребляя свойственный древнему (Быт. 23:6 и д.) и новому Востоку прием, сначала как бы отказывается от всякой платы, но затем соглашается продолжать службу у Лавана на следующем условии, по которому он будет получать вознаграждение натурой: пестрых и черных овец и пестрых коз. Такое условие должно было получить силу сейчас же по заключении его (см. добавление в конце ст. 32-го: слова, в русском (Синодальном) переводе поставленные в скобках): скот с указанными приметами, наличный, поступал теперь же в собственность Иакова, и так должно было быть и на будущее время. Но назначенного цвета особи — редкость на Востоке: овцы там обычно белые (Ис. 1:18; Пс. 147:5; Песн. 4:2), а козы черные.
33.И БУДЕТ ГОВОРИТЬ ЗА МЕНЯ ПРЕД ТОБОЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ МОЯ В СЛЕДУЮЩЕЕ ВРЕМЯ, КОГДА ПРИДЕШЬ ПОСМОТРЕТЬ НАГРАДУ МОЮ. ВСЯКАЯ ИЗ КОЗ НЕ С КРАПИНАМИ И НЕ С ПЯТНАМИ, И ИЗ ОВЕЦ НЕ ЧЕРНАЯ, КРАДЕНОЕ ЭТО У МЕНЯ. 34. ЛАВАН СКАЗАЛ (ЕМУ): ХОРОШО, ПУСТЬ БУДЕТ ПО ТВОЕМУ СЛОВУ
Так 'Иаков просит у Лавана того, что, по естественному порядку вещей, казалось трудным или и вовсе невозможным, а Лаван, по этой самой причине не замедлил согласиться на его требование'. Но искусство Иакова препобедило природный порядок вещей (37 ст.).
35.И ОТДЕЛИЛ В ТОТ ДЕНЬ КОЗЛОВ ПЕСТРЫХ И С ПЯТНАМИ, И ВСЕХ КОЗ С КРАПИНАМИ И С ПЯТНАМИ, ВСЕХ, НА КОТОРЫХ БЫЛО НЕСКОЛЬКО БЕЛОГО, И всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим; 36. и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов
Субъектом, который 'отделил' скот одноцветный от разноцветного, включая в счет последнего и черных овец, по связи с предыдущим (34) стихом и с последующею речью, является Лаван; 'сыновья' — разумеется, дети Лавана, так как сыновья Иакова были слишком еще молоды, чтобы им мог быть поручен уход за стадом; притом недоверие Лавана к Иакову побуждало его поручить скот, отобранный в награду Иакову, надзору своих собственных сыновей, указав расстояние 'между собою' и стадами своими, поручаемыми Иакову, и между стадами последнего, которые теперь имели стеречь сыновья Лавана. Если таким образом Лаван принимает (согласно предложению и самого Иакова) меры к ограждению своего скота от перехода во владение Иакова, то последний, в свою очередь, употребляет следующие три приема к увеличению в его собственном стаде особей условленных цветов, — и достигает цели, хотя средствами в нравственном отношении не безупречными.
37.И ВЗЯЛ ИАКОВ СВЕЖИХ ПРУТЬЕВ ТОПОЛЕВЫХ, МИНДАЛЬНЫХ И ЯВОРОВЫХ, И ВЫРЕЗАЛ НА НИХ (ИАКОВ) БЕЛЫЕ ПОЛОСЫ, СНЯВ КОРУ ДО БЕЛИЗНЫ, КОТОРАЯ НА ПРУТЬЯХ, 38. И ПОЛОЖИЛ ПРУТЬЯ С НАРЕЗКОЮ ПЕРЕД СКОТОМ В ВОДОПОЙНЫХ КОРЫТАХ, КУДА СКОТ ПРИХОДИЛ ПИТЬ, И ГДЕ, ПРИХОДЯ ПИТЬ, ЗАЧИНАЛ ПРЕД ПРУТЬЯМИ. 39. И ЗАЧИНАЛ СКОТ ПРЕД ПРУТЬЯМИ, И РОЖДАЛСЯ СКОТ ПЕСТРЫЙ, И С КРАПИНАМИ, И С ПЯТНАМИ
Первый прием: как опытный скотовод, Иаков утилизирует известную и древним чрезвычайную восприимчивость овец и коз к внешним впечатлениям и чувственным ощущениям во время случки — в водопойных корытах он кладет пред глазами разгоряченных в это время маток пестрые прутья тополя, явора и миндального дерева, искусно обнажив их от коры и сделав разноцветными. Последствием этого было массовое рождение животных с разного рода и формы пятнами и крапинами, которые, согласно условию (ст. 33-34), делались собственностью Иакова. Можно думать, что Иаков при этом 'не на жезлы, остроганные, полагался, а ожидал божественной помощи' и что в совершавшемся было 'много дивного и превышающего естественный порядок вещей'.
40.И ОТДЕЛЯЛ ИАКОВ ЯГНЯТ И СТАВИЛ СКОТ ЛИЦЕМ К ПЕСТРОМУ И ВСЕМУ ЧЕРНОМУ СКОТУ ЛАВАНОВУ; И ДЕРЖАЛ СВОИ СТАДА ОСОБО И НЕ СТАВИЛ ИХ ВМЕСТЕ СО СКОТОМ ЛАВАНА
Второй прием: кроме впечатления на овец и коз, производимого пестрыми прутьями, Иаков, имея в веду тот же закон природы, производил на них впечатление видом пестрого скота, заставляя последний проходить пред глазами маток, но, помня условие, не смешивать все-таки скот свой со скотом Лавана.
41.КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА ЗАЧИНАЛ СКОТ КРЕПКИЙ, ИАКОВ КЛАЛ ПРУТЬЯ В КОРЫТАХ ПРЕД ГЛАЗАМИ СКОТА, ЧТОБЫ ОН ЗАЧИНАЛ ПРЕД ПРУТЬЯМИ. 42. А КОГДА ЗАЧИНАЛ СКОТ СЛАБЫЙ, ТОГДА ОН НЕ КЛАЛ. И ДОСТАВАЛСЯ СЛАБЫЙ СКОТ ЛАВАНУ, А КРЕПКИЙ ИАКОВУ
Наконец, третий прием: желая иметь скот не только в большом количестве, но и хорошего качества, а с другой стороны — не сделать увеличение своего скота слишком заметным Лавану, Иаков означенные два приема применял только в то время, когда зачинался скот крепкий, т.е. ранней весной, а когда имел зачинаться скот слабый, то предоставлял дело самой природе, и скот рождался одноцветный, достававшийся Лавану.
43.И СДЕЛАЛСЯ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ВЕСЬМА, ВЕСЬМА БОГАТЫЙ, И БЫЛО У НЕГО МНОЖЕСТВО МЕЛКОГО СКОТА (И КРУПНОГО СКОТА), И РАБЫНЬ, И РАБОВ, И ВЕРБЛЮДОВ, И ОСЛОВ
Приобретаемый все в большем количестве скот Иаков продавал и променивал на нужные ему предметы: так он обогатился, — благословение Исаака явно начало сбываться над Иаковом. Но вместе с тем отношения его к Лавану стали обостряться — снова создавалось для Иакова положение вещей, требовавшее божественного содействия и руководства, и оно было дано ему (гл. 32-33).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев