Действительно, многие годами ходят в храм, присутствуют на Божественной Литургии и не знают, что поминовение на ней как живых, так и усопших наших сродников является УСИЛЕННЫМ ПОМИНОВЕНИЕМ и по значимости намного важнее частных поминовений (панихид и молебнов). Ничего сложного в этом нет. Обозначьте для себя эти важные моменты и молитесь за своих родных.
Очень важное значение имеет – поминовении наших близких, поминовение живых и поминовении усопших. Дело в том, что каждый раз, как заканчивается Литургия и я выхожу в храм, подходят люди и говорят:
«Вот, батюшка, мы очень ждем панихидку, хотим помолиться за усопших». А кто-то говорит: «Я вот специально пришел, чтобы помолиться о здравии, или об успехе дела, или помолиться с благодарностью Богу. Можете ли послужить молебен?»
Мы, священники, конечно, служим. Но дело в том, что, по древней церковной традиции, после Литургии не положено совершать никаких частных треб, никаких частных молений. Потому что Литургия – это маленькая Пасха. Во время Литургии мы взбираемся на молитвенную высоту, мы, можно сказать, непосредственно, лицом к лицу с Богом общаемся, переживаем праздник, пир веры. И сразу с этой высоты спускаться и возвращаться опять в круг каких-то наших просьб… Церковь сочла с древности, что это не совсем уместно.
Когда я однажды рассказал об этом людям на одной беседе, один человек сказал: «Может быть, теоретически это и правильно. Но я прихожу в храм не для того, чтобы абстрактно участвовать вместе с Церковью в празднике встречи с Господом. Я хочу помолиться и о своих личных нуждах. Почему же вы этого меня лишаете, говорите, что не положено служить панихиды и молебны? Почему же вы лишаете меня этой возможности помолиться за моих живых родственников или за усопших?»
Церковь не напрасно, не случайно сказала, что после Литургии частные молебны и панихиды о чем-либо или о ком-либо нежелательны. Дело в том, что в самом чине Литургии содержатся, притом в КОНЦЕНТРИРОВАННОМ виде, молитвы и о здравии, и о упокоении. Несколько раз во время Литургии мы особо, «сугубо» молимся о живых. И так же «сугубо» , особо, молимся и об усопших. Конечно, нельзя, по какой-то шкале измерить, насколько именно Литургическая молитва выше молебна или панихиды, но можно с несомненностью утверждать, что МНОГОКРАТНО ВЫШЕ. По своим «благодатным характеристикам» – употреблю такое смелое выражение – Литургия выше любой нашей частной молитвы.
Ведь это наша беда, что многие не знают церковной службы. Бывает, люди десятилетиями ходят в храм – и не знают, в каком месте помолиться о близких. Недавно одна бабушка подошла с брошюрой, в которой был чин Литургии, и попросила: «Не можете ли, батюшка, мне поставить крестики, где, в какие моменты молиться за усопших, и галочки, где можно молиться о здравии. Я буду стоять с этой книжечкой на Литургии и следить, и молиться».
Это очень правильный подход, благочестивый.
Обратите внимание, когда ИМЕННО, во время Литургии мы молимся о здравии и о упокоении. Это пригодится вам для того, чтобы вы могли более осмысленно относиться к службе и участвовать в Таинстве. Но, конечно, это не значит, что молебны и панихиды служиться не будут. Они служились и будут служиться, потому что, повторяю, если кто-то и понимает, что можно помолиться о своих детях на Литургии, и что необязательно потом заказывать отдельный молебен о здравии, то это один человек из ста, а девяносто девять не понимают. И для них, конечно, всегда будут служиться и молебны, и панихиды.
Вы знаете, что еще до того, как началась служба, в алтаре священником совершается проскомидия, это первая часть Литургии, во время которой из просфор вынимаются частицы. Все записки, которые вы подали накануне вечером, в предыдущий день или утром-- берутся в алтарь. Чтец или пономарь встает рядом со священником, который совершает проскомидию, и тихонько читает их, а священник всех поминает: «Господи, помяни рабов Твоих...» . Так совершается ПЕРВОЕ поминовение.
У нас в России верующие люди как-то в нем активно не участвуют. Они просто приносят записки. А в древности верующие более активно участвовали, когда совершалась проскомидия. Поэтому хочется напомнить всем верующим, как важно и самим молиться во время совершения проскомидии о своих родных и близких : «Помяни, Господи …» и тихонечко называть себя и имена своих близких, живых и усопших. И таким образом вы тоже станете участниками проскомидийной молитвы. Священник – в алтаре, вы – в храме.
Всего на Литургии мы можем обозначить четыре особых, подчеркнутых поминания. Я уж не говорю, что в прошениях (ектении) мы постоянно возносим молитву за людей, молим Бога: «Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих…» То есть, если кто-то из наших родственников болеет, они подходят под эту категорию.
Второй раз – Во время «сугубой ектеньи».
Диакон прочитал Евангелие. И начинается «сугубая ектенья»:
«Рцем вси от всея души, от всея помышления нашего рцем».
«Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй»... Дальнейшие прошения этой ектении я пропущу и подойду к предпоследнему прошению:
«Еще молим Ти ся о милости, жизни, мире, здравии, спасении посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих...». И мы читаем списки имен.
Так вот это – самое законное время, чтобы и мы свои помянники, книжечки, синодики раскрыли и помолились о здравии наших с вами близких людей.
А после этого следует ектенья заупокойная:
«Еще молимся об упокоении душ усопших рабов Божиих…», и опять диакон перечисляет имена.
Третий раз – очень важно! – мы на Литургии поминаем живых и усопших, когда заканчивается Евхаристический канон, когда хлеб и вино становятся Телом Христовым и Кровью; тогда священник возглашает: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии»!
И хор поет: «Достойно есть, яко воистину…» или: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». То есть поется гимн в честь Богородицы. Диакон кадит, наполняет кадильным дымом алтарь. И вот перед нами лежат раскрытые Тело и Кровь Христовы, Сам Господь, Воскресший и Преобразившийся, перед нами. Святые отцы говорили: «Когда, как не в эти минуты, когда перед нами Тело и Кровь Христовы лежат, мы можем помянуть всех, кого хотим?..» Один известный святой, находясь в темнице, писал своим братьям, епископам: «Братья, я очень много страдаю в узах. Пожалуйста, помолитесь за меня перед раскрытыми Дарами». Он имел в виду как раз этот момент.
И, наконец, четвертый, последний, сугубый, нарочитый момент поминания. После Причащения всех верующих священник заносит Чашу в алтарь, ставит ее на престол. Священник берет частицы, вынутые во здравие или во упокоение душ людей, опускает их в Чашу со словами:
«Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся, Кровью Своей честной, молитвами святых Твоих».
Считается, что даже кто не был, не присутствовал на Литургии по какой-то уважительной причине, но за кого вынута частица из просфоры, в этот день он тоже омывается Кровью, тоже приобщается ко Христу. То есть, он тоже каким-то образом участвует в Таинстве Причащения.
Священник опускает в Чашу частицы, а прихожане могут, со своей стороны, вознести в этот момент молитву о всех близких. Вы можете сказать мысленно или тихо: «Омой, Господи, грехи всех поминавшихся здесь, всех близких моих, сродников, друзей, всех, за кого я молюсь. Приобщи их к Себе, излей на них благодать, прости прегрешения и ослабь муки усопших, кто в этом нуждается. Вразуми и просвети светом богопознания и доброй жизни живых…» Вот примерно так можно помолиться в эту минуту или как Бог на сердце положит.
Вот особые четыре момента, когда мы можем молиться об усопших и о живых. Согласитесь, достаточно, для того, чтобы иметь возможность помянуть своих близких. А не говорить с расстройством, как некоторые: «Выстояла Литургию, батюшка, что же, теперь я без панихиды, без молебна останусь?
Некоторые приходят не на Литургию, а к молебну или к панихиде, чтобы за своих близких помолиться. Но важнее литургийного поминовения ничего нет.
Это возможность встретиться, пообщаться с Господом, высказать Богу все свои нужды, помолиться о здравии и о упокоении людей, которые нам дороги!..
А есть и такие, которые с возмущением говорят: «Почему меня вынуждают молиться за каких-то совершенно незнакомых людей?»
Но, для тех кто не знает напомню, что соборная молитва во много раз лучше одиночной! Я помолюсь за незнакомых людей, другие - за моих, а получится по сказанному: „ Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.“
священник Константин Пархоменко
«Азбука Веры»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев