В этом году исполняется 120 лет со дня явления иконы Божией Матери во граде Луганске. Связывают это событие с именем диакона Филиппа Горбенко, который трудился сторожем на проходной одного из луганских заводов. 13 июня 1905 года (по н. ст.) на заводе ожидали привоз леса на четырех подводах. Рабочие, сопровождавшие груз, поддались соблазну наживы и договорились спрятать одну из подвод. Они подумали, что сторож не будет их пересчитывать, а может, и не знает, сколько груза должно быть. Но Филипп, открывая ворота проходной, заметил недостачу, понял хитрость воров и спросил: «А где еще подвода? Еще одной, четвертой, не хватает. Или богаче от этого будете, что лукавого слушаете?» Рабочие испугались, что сторож донесет начальству и им придется ответить за кражу по закону. И вместо того, чтобы вернуть подводу с лесом, решили Филиппа убить.
В полночь, сдав смену, сторож шел по территории завода. Четверо заговорщиков подкрались к нему, чтобы совершить задуманное, один из них взял в руку камень и собирался уже ударить Филиппа по голове, но не успел: небо вдруг озарилось необыкновенным ярким светом, и все четверо злодеев мгновенно ослепли. Филипп, пораженный таким явлением в столь опасный для его жизни момент, начал молиться. И увидел он Царицу Небесную, идущую по облакам, обозначив при этом крест над городом, трижды являясь одна за другой. Сначала Пресвятая Богородица появилась в возрасте примерно 40 лет вместе с девами, приклонившими перед Нею свои главы и прошла с запада на восток. Филипп стал читать молитву «Да воскреснет Бог…», осеняя себя крестным знамением. При этом все его слова тотчас отпечатывались на небе золотыми буквами. На этом первое действо завершилось.
Старец продолжал молиться. Божия Матерь появилась вновь в других одеждах в возрасте примерно 60 лет, двигаясь с юга на север и завершая при этом образ крестного знамения над городом. Ее сопровождали монашествующие с хоругвями в руках, впереди шел монах со светильником. В нем Филипп узнал местного юродивого, по имени Марочка. И сразу же возникло третье видение — Пресвятая Дева в возрасте примерно 18 лет в белом, с непокрытой головой. Увидев смущение Филиппа, Она покрыла голову и руки белым покрывалом и предрекла Филиппу служение во славу Божию на пользу людям, а городу сему великое будущее:
«Волею Сына Моего ты оказался здесь, в Луганске, и Промысл Божий вел тебя сюда специально, на служение Богу и людям. С этого дня благодать Родившегося от Меня и помощь Моя будут пребывать с тобою. А также с этого дня ты будешь помогать людям: молитвою изгонять бесов, вразумлять и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. И день сей явления Моего граду Луганскому помни и учи всех чтить его, о граде же сем скажу, что к концу мира наречется он — Святоград Луганский. И многие люди будут съезжаться сюда в преддверии этих грозных дней, сами не зная зачем. И помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный. Я буду Заступница месту сему и Богу о нем Ходатаица».
От страха разбойники попадали ниц. Как потом вспоминал Филипп, у него в душе было такое ликование и благодать, что он даже не понимал, где находится, на земле или на небе. Когда он пришел в себя, то увидел преступников, лежащих на земле. Они после этого во всем признались и покаялись в содеянном на исповеди во искупление грехов и рассказали, что одновременно с небесным свечением начала подниматься стена из кирпича, закрывая от них сторожа, приговоренного ими к смерти, и даже небо. Известие о случившемся быстро облетело город. В благодарность за свое спасение Филипп решил заказать написание иконы Пресвятой Богородицы в том виде, в каком Ее увидел. Понимая, что явление Богоматери было милостью не только к Филиппу, а ко всему Луганску, жители города его поддержали. Так была заказана иконописцу икона, прозванная впоследствии — Луганская икона Божией Матери.
Филипп Елисеевич впоследствии стал диаконом и прожил долгий век, почти сто лет. На протяжении всей жизни он убежденно говорил о том, что Пресвятая Богородица являлась не только ради его спасения, Она распростерла Свой материнский Покров над всеми жителями Луганска. «Чтите этот день, как Пасху», — наставлял людей старец. Он хранил икону у себя в келии, но часто говорил, что прославлена будет не эта икона, а другая, написанная в воспоминание этого события. Так и случилось. 22 ноября 1956 года диакона Филиппа не стало. Над его могилой была выстроена гробница, чертеж которой он сделал собственноручно. В одной из стен старец предусмотрел нишу для образа Богородицы Луганской, запечатлевшего величайшее событие его жизни и истории родного города. После смерти старца икона была утеряна, и ниша пустовала. Не было никакой надежды на то, что образ дожил до нашего времени. Ее долго и упорно искали но безрезультатно.
Однако, недавно выяснилось, что образ не пропал. Его удалось обнаружить сотрудникам Луганского областного телевидения, которые приехали в город Александровск снимать фильм про старца Филиппа. В последние годы жизни отец Филипп служил диаконом в церкви города Александровска. Направившись туда, съемочная группа на пороге храма встретила пожилую прихожанку, которая видела старца при жизни и общалась с ним. И вскоре луганским тележурналистам, хоть и с трудностями, удалось отыскать икону, которая считалась пропавшей. Оказалось, ее просто хранили, скрывая от людей до поры, передавая из поколения в поколение. Съемочная группа в количестве 15 человек смогла увидеть образ у представителей уже третьего поколения хранителей, после чего икону завернули в кружевную ткань и унесли, чтобы снова сберегать до поры.
Журналистка Елена Руни описала его так: «Не знаю, можно ли назвать это иконой. Скорее, это описывающая событие картина. Это тоненькая ветхая ткань, она совсем не солидная, а, скорее, бедненькая, в отличие от той, которая была написана в 1992 году». Но главная ценность обретенной иконы — не в искусном ее исполнении и не в убранстве. Ее значимость связана с пророчествами старца Филиппа о том, что она в трудное время послужит ко спасению города, повлияет на его историю. Когда город Луганск был переименован в Ворошиловоград, луганчане сокрушались и недоумевали, как же будет называться при этом Луганская икона Божией Матери, не Ворошиловоградская же, — иронизировали они. Старец Филипп говорил, что и икона, и город будут по-прежнему называться так как и было издавна. Так и случилось. Также существует предание, согласно которому сам старец предсказывал, что она будет утеряна. А еще он предупреждал, что вокруг этого образа будет немало неправды и пустых разговоров. И действительно, сегодня трудно разобраться, где правда, где ложь в истории Луганской иконы Божией Матери и в жизни старца Филиппа. Легенды, слухи, невероятные истории сопровождают каждое упоминание о них.
По просьбам верующих и по благословению Архиепископа Луганского и Старобельского Иоанникия, Луганская икона была написана в 1992 году во время Великого поста насельником Псково-Печерского монастыря архимандритом Зиноном и установлена в Свято-Петропавловском кафедральном соборе города Луганска. Икона Божией Матери написана в византийской иконописной традиции. Это одиночное ростовое изображение Богоматери с молитвенно сложенными руками, без Богомладенца. Архимандрит Зинон запечатлел на иконе явление Пресвятой Богородицы Филиппу, все вехи Ее земной жизни и значимость Богородицы в духовном мире. Это гармоничный целостный образ, созданный в простоте и полноте. 21 декабря 2017 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил прославление Луганской иконы Божией Матери для общецерковного почитания с датой празднования 13 июня. Икона пребывает в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе Луганска. Перед иконой молятся о защите от всех бед и напастей, об утверждении в Отечестве нашем мира и согласия, о всяческом благополучии и исцелении от болезней душевных и телесных.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев