(80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады.)
На площадке у военно-исторического музея «Дорога жизни» в Санкт-Петербурге на пьедестал почета поднят один из самых ценных экспонатов машина «ЗИС-5» с номером Д-50-52, на которой через всю войну до самой Победы проехал казахстанец Рахимжан Укасов.
Его призвали в армию осенью сорокового года. Семья в предвоенные годы жила трудно и, в поисках пропитания, переехала из отдаленного Тайпакского района Приуралья в Башкирию. Именно там осуществилась мечта юного Рахима. Он окончил училище и «оседлал» железного коня – трактор. Работал в одном из самых крупных совхозов. Старательного молодого механизатора заметили, назначили бригадиром машинно-тракторной бригады. Еще одним постоянным желанием было вернуться в родные края. Оно исполнилось в 1939 году. В колхозе с говорящим названием «Новая деревня» за ним закрепили полуторку, на которой он, как говорили тогда, ударно трудился до самого призыва. Служил в Литве, в автобатальоне. До границы с Германией от его части было всего несколько десятков километров. В воскресный день солдаты собирались отдыхать, готовились к спортивным соревнованиям. А Рахимжан, всегда любивший технику, спозаранку проводил тех.обслуживание своего «ЗИС-5». Батальон получил приказ о передислокации, а он и еще один шофер боевое задание – доставить на передовую противогазы. Но линию фронта вернее было бы назвать пунктиром. Где свои, а где фашистские части – понять трудно. Советские войска отступали. Обратный рейс оказался еще сложнее. В свою роту он добирался по ночам окольными путями.
Потом были дороги Ленинградского фронта, на которых зачастую приходилось преодолевать непреодолимое. Но самые большие трудности ждали впереди.
851-й батальон, в котором служил ефрейтор Укасов, был включен в специальное автомобильное формирование, доставлявшее грузы в осажденный Ленинград. На льду Ладожского озера ежедневно рисковали жизнью порядка 600–700 водителей. В послевоенном письме его ротный командир, капитан Степан Лыско пишет: «На первое января 1942 года в Ленинграде при пайке 150 граммов на человека оставалось запасов всего на два дня. К нам обратился секретарь ЦК и Ленинградского обкома А. Жданов с просьбой – делать по 2–3 рейса, чтобы увеличить перевозки продуктов. Ты у меня первым поддержал эту инициативу. И с этой задачей справлялся в труднейших условиях, под бомбежками и артобстрелами противника».
Копии писем и документов Рахимжана Укасова бережно хранятся в Приуральном филиале Зеленовского районного архива ЗКО. Среди них и маленькая книжица – «Личный счет водителя 2-й роты ефрейтора Р. Укасова». Вот только несколько записей, по которым можно судить о его ратном труде. На страницах под названием «рабочий листок» значится: с 9 по 19 января при задании 18 выполнено 23 рейса. Вместо 54 тонн перевезено 69,6 тонны груза. С 10 по 15 февраля вместо 9 – 13 поездок, вместо 27 – более 40 тонн груза. Всего за три месяца он доставил по «Дороге жизни» более 400 тонн продовольствия, зачастую отправляясь в путь ночью и экономя время на сне.
Особенно запомнился Рахимжану Нугумановичу его рейс через Ладогу весной 1942 года. Лед уже изрядно подтаял, поверх него стояла вода. Ему объяснили, что он будет в колонне первым. Чтобы не сбиться с пути, нужно было ориентироваться на стоящих на табуретах через каждый километр солдат с флажками. Когда миновал несколько таких регулировщиков, решил оглянуться, а сзади – никого. Понял, что послали его одного, так сказать, на пробу, по почти «безнадежному» льду. Ехал как по минному полю. Наверное, помогло то, что отлично знал трассу. Сказался и солидный опыт. На берегу спросили: «Другие смогут проехать?». Он покачал головой. – «Нет, опасно». Назад, в часть, возвращался уже пароходом. За этот рейс он получил десятидневный отпуск и был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги».
После снятия блокады он еще некоторое время курсировал между тыловыми складами и передовой. Когда пришел приказ сдать отработавший свой срок грузовик для отправки в народное хозяйство, расставался с ним как с родным. Тогда товарищи посоветовали ему написать «биографию» боевой машины. Он так и сделал. Положил листок под сидение. Со временем этот факт забылся. Но когда десятки лет спустя из газеты «Красная звезда» узнал об открытии музея «Дорога жизни» и о том, что памятником всем водителям ледовой трассы стала машина, на которой работал ефрейтор Укасов, сразу же подумал, что именно это письмо сыграло решающую роль при выборе автомобиля. Он откликнется на приглашение, побывает в музее. И эту встречу со своей машиной сохранит в памяти на всю оставшуюся жизнь. Еще одна памятная встреча состоится в Волгограде – с командиром роты Степаном Лыско, который, приглашая его в свой родной город-герой, писал: «Ты много сделал для спасения ленинградцев. Я любил всех водителей, и особенно тебя – как лучшего шофера роты и, пожалуй, батальона»
После Победы Рахимжан Укасов вернулся в Приуральный район в село Январцево, работал шофером. Растить хлеб для него было не просто работой. Его истинную цену он узнал на Дороге жизни. О чем всегда говорил на встречах с молодежью. Он был награжден орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени, а среди многих медалей особенно дорожил медалью «За оборону Ленинграда». В Ленинграде ему предлагали квартиру, работу, но он отказался. Поскольку не было для него места на земле лучше, чем родной степной край.
Рахимжан Нугуманович прожил долгую жизнь, вырастил трех сыновей и трех дочерей, воспитывал внуков. Его 80-летие отмечало все село. И хотя ветерана уже давно нет с нами, им сегодня гордятся и юные западноказахстанцы. В музейном комплексе им. М. Шолохова поселка Дарьинское хранится необычный портрет Укасова выполненный углем на танковом брезенте. Автор неизвестен, но чувствуется рука настоящего мастера. Белыми нитками на нем вышита только дата – май 1945 года.
На фото:
1.Участник Великой Отечественной Войны Укасов Рахимжан Нугуманович.
2 Машина Рахимжана Укасова «ЗИС-5».
3 Легендарная «полуторка» перевозящая грузы по «Дороге жизни».
Нет комментариев