— 3 целеньких мумифицированных пророка Илии;
— 18 черепов и 12 рук апостола Филиппа;
— 9 черепов апостола Луки;
— 2 головы, 17 рук и ног и 5 туловищ Андрея Первозванного;
— 20 фрагментов тела и 26 голов святого Юлиана;
— 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног святого Андрея;
— 13 рук святого Себастьяна;
— 15 рук Иоанна Златоуста;
— 8 голов, 6 ног и рук и 2 туловища святой Анны;
— 30 туловищ святого Григория;
— 30 туловищ святого Панкратия;
— 11 указательных пальцев, 7 челюстей, 9 рук и 7 голов Иоанна Крестителя (причем в честь обретения каждой головы Крестителя в православной и католической церкви были установлены особые праздники!).
У нас тоже творится подобная чехарда. Одна голова Иоанна Златоуста находится в Богоявленском соборе Москвы, а вторая — в монастыре на Афоне. Эта ситуация стала следствием курьеза. Дело в том, что в XVII веке русский царь Алексей Михайлович заплатил афонским монахам за прокат головы Иоанна Златоуста большие по тем временам деньги — 2 тысячи рублёв. Голову должны были привезти в столицу и некоторое время экспонировать в Москве. Царь даже отписал в Афон гарантийное письмо с обязательством вернуть ценный экспонат монахам. Деньги немалые, и монахи рискнули, хотя голова им и самим очень нравилась. Однако голова Златоуста понравилась и царю. В результате кончилось тем, что голову он монахам не вернул.
Разъяренные монахи написали в Москву письмо, в котором заявили, что это вовсе не голова Иоанна Златоуста: монахи перепутали и по ошибке послали в Москву отрезанную голову Андрея Кесарийского, гораздо менее ценную.
Царь не поверил, решив, что это тупая и мстительная хитрость со стороны провинциалов, которые просто хотят досадить государю. С тех пор имеются две «настоящие» головы Иоанна Златоуста. И обе очень ценятся верующими.
Вообще, некрофилия христиан порой потрясает. На протяжении двух веков московские цари скупали мощи. В результате были приобретены 14 кусков от Марии Магдалины, 5 кусков Андрея Первозванного, 3 куска апостола Филиппа, 23 куска святого Пантелеймона, 14 кусков Иоанна Златоуста (видать, последнего хотели, как пазл, целиком собрать).
Профессор Московской духовной академии И. Попов так объясняет эту любовь христиан к мертвечине: по его мнению, завяленные части расчлененных трупов «имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека».
Разумеется, богословы предпочитают не упоминать о том, что поклонение мощам — древний обряд, позаимствованный христианами у язычников…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев