Климовская дорога появилась во второй половине 1840-х годов. Именно в этот период громадными темпами росли объёмы золотодобычи, увеличивалось число рабочих на приисках. Возникала необходимость завозить больше продуктов, фуража, инвентаря и горного оборудования. «Климовка» являлась выгодным маршрутом доставки грузов и почты до приисков. Её начальной точкой являлась фактория, расположенная на правом берегу Енисея, в 7 верстах ниже устья Ангары, напротив деревни Усть-Тунгусской. Достаточно быстро вместе с ростом золотого промысла, фактория разрослась до деревни с многочисленными складами продовольствия, казармами для рабочих, небольшими конторами и жилищами служащих. На берегу Енисея был оборудован причал для приёма пароходов и барж. В период с мая по июнь, а также в сентябре месяце амбары золотопромышленников Асташева, Рязановых, Мясниковых, Бенардаки, Кузнецова и Щеголева заполнялись зерном, мукой и овсом. Груз доставлялся водным транспортом из Минусинского и Красноярского уездов, чтобы зимней дорогой санные обозы развезли его по приискам. Здесь же, в округе Климовской резиденции заготавливалось сено для приисковых лошадей, количество которых доходило до 2,5 тысяч и более. Доставкой грузов и заготовкой сена для золотых промыслов занимались и жители села Стрелковского. Рядом с ним, на правом берегу реки Ангары стояло зимовье, от него через сенокосные угодья шла дорога, выходящая на Климовскую, в полутора верстах от зимовья Горюниха. Ни один обоз не уходил в тайгу без одного – двух возов сена.
От деревни Каргиной, где располагалась почтовая станция до деревни Мотыгиной расстояние по колёсной дороге было 136 вёрст. Это, не считая переправ через реки Енисей, Тасей и Ангару. От Мотыгиной до приисков на реках Удерее и Мурожной ещё 50 - 70 вёрст. Между Каргино и Усть-Тунгусской 16 вёрст. От Климовской до приисков по реке Мурожной всего 120 вёрст, до Удерейских приисков 140 вёрст. Однако все преимущества «Климовки» разбивались о нашу российскую действительность. Как сказал один из крупных золотопромышленников того времени, «с такими доходами, в Америке к приискам проложили бы железную дорогу, а мы «зимник» ждём». Надо отметить, что о постройке железной дороги по долине реки Мурожной высказывались золотопромышленники на одном из своих съездов, но на том всё и закончилось
С наступлением холодов, как только промерзала земля и лёд сковывал многочисленные ручьи и реки, оживала Климовская дорога. Непрерывным потоком двигались обозы с продовольствием, фуражом, инструментом и горным оборудованием. На золотые промыслы, в течении года завозилось от 800 тысяч до миллиона ста пятидесяти тысяч пудов различных грузов по всем основным дорогам.
Выехав из Климовской резиденции обоз двигался сенокосными лугами, «горельниками» поросшими осинником и смешанным лесом, углубляясь в заснеженную тайгу. Скрип полозьев и зычные крики ямщиков понукающих лошадей отдалялись, растворяясь в белоснежной мгле. Миновав по льду небольшую речушку Горюниху и одноимённое зимовье с двумя казармами, караван саней приближался к лучшему месту отдыха. Зимовье Блохино, в 28 верстах от Климовской, встречало путников теплом и кровом. В живописном месте на берегах речки Блохиной располагались казармы, хозяйственные постройки и просторное помещение для проезжающих. Отдохнув и проверив поклажу и упряжи, обоз продолжал свой путь. До следующего зимовья Рассоховского 13 вёрст. Расположено оно на берегу небольшой речки Рассохи, окружено болотами, хотя и находится на склоне небольшой горы. Изба зимовщика, заезжая и две ветхие казармы выглядят уныло среди болота, мелколесья и редких групп хвойных деревьев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев