Народ плачет от плохих дорог и жалуется Президенту на это безобразие.
Однако плачет не весь народ. Есть группа товарищей, которые, проезжая по колдобинам, радуются нашей общей беде. Это вредители, которых почему то не пересажают за вредительство по тюрьмам за то, что они наши бюджетные деньги закапывают каждый год в асфальт.
При этом все они скопом громко скандируют – "Дайте денег, мало денег на дороги. Хотите хороших дорог, нужно много на них тратить." И даже Президент ведётся на их происки.
В этих криках призыв к гражданам согласиться отказаться от хлеба, но дать сред-ства на дороги.
В числе этой группы лиц как сами любители ямочного ремонта, так и те, кто их работу контролирует, а следовательно и деньги отпускает на этот самый ямочный ремонт, то есть – работники управлений автодорог в администрациях городов и областей.
Почему?
Да потому что система содержания дорог работает по затратному принципу. Чем быстрее дороги будут разбиты, тем больше средств потребуется на их восстановление. Ведь вроде бы каждому ясно, что дороги не вечные и периодически приходят в негодность. И даже более того, приходят в негодность практически каждый год. Именно это радует вышеперечисленных граждан, а население нервирует, потому как не все дураки и понимают, куда утекают деньги от такого фальшивого ремонта.
Что бы разобраться в ситуации, нужно небольшое предисловие.
Представьте себе здание, которое было построено и сдано в эксплуатацию. Оно поставлено на баланс какой то организации-собственника, ответственной за его функционирование и содержание. Эта организация заключает договор на обслуживание здания с обслуживающей организацией и в договоре указывает, что за такую то ежемесячную пла-ту эта обслуживающая организация поддерживает состояние здания в рабочем состоянии. До тех пор, пока не потребуется капитальный ремонт какого либо из конструктивных элементов этого здания, когда потребуются расходы на его производство, не указанные в договоре.
При этом необходимо учесть, что здание стоит в общем реестре недвижимости. Его характеристики зафиксированы в техническом паспорте. Ему присвоен кадастровый номер и его нельзя спутать с другим зданием.
Теперь давайте разберёмся с дорогами.
Представьте себе, что вы проходите по улице и обнаруживаете недостаток в асфальтовом покрытии, требующий его обслуживания. При этом на одном из домов видите табличку с инвентарным (кадастровым) номером этой улицы, которая является дорогой, а поворачивая в свой двор, на своём доме видите другую табличку с номером этого проезда, у которого нет наименования, так как он является просто проездом вдоль вашего дома.
Пройдя к себе домой, вы просто входите по интернету в общероссийский реестр объектов недвижимости, и на сайте находите этот самый проезд вдоль вашего дома по адресу или по инвентарному номеру. При этом в реестре указанно местоположение про-езда, его границы, площадь покрытия и категория дороги. В идеале – кадастровая стоимость объекта недвижимости, коим является ваш проезд. Элементарным щелчком на этом объекте у вас на экране появляется характеристика этого объекта – технический паспорт, а так же название обслуживающей организации со ссылкой. Щелкая на эту ссылочку открываете окошечко для информации и вносите текст о наличии недостатка – ямка, трещинка и т.д., с указанием его ориентира.
Естественно, вы должны быть зарегистрированы на сайте, как пользователь дан-ного сайта. Через некоторое время вам приходит сообщение на электронную почту о фак-те принятия вашей заявки.
Выходя на следующий день из своего дома, вы даже без изумления видите, как ра-ботники службы по сохранению покрытий дорог уже ликвидируют указанный вами не-достаток. Если вы их не увидели в течении дня, вы элементарно посылаете сообщение на электронный адрес контролирующего органа от администрации, который уже сам будет разбираться с обслуживающей покрытие организацией.
А ведь так просто всё и должно быть. Тогда и затрат на восстановление дорог бу-дет в тысячу раз меньше, так как из маленькой ямочки в асфальте, не ликвидированной во время, вырастает огромная яма, ремонт которой обходится гораздо дороже.
Небольшое отступление на техническую тему.
Дорога состоит из пирога, который в процессе обслуживания восстанавливать полностью не требуется.
У дороги есть основание, покрытие и обустройство.
Основание – это первичная отсыпка из щебня, под которой в идеале может проте-кать вода, не влияя на состояние покрытия. То есть – крупный щебень, утрамбованный тяжелыми катками. На него насыпан мелкий щебень, который так же катками расклинивает верхний слой нижнего щебня, создавая плотную ровную поверхность под покрытие. И сверху – покрытие из асфальта в два слоя – черновой с уплотнением и чистовой – так же с уплотнением.
Так вот, в первую очередь деформациям подвергается верхний слой – чистовой асфальт. Если его во время восстанавливать, то все нижележащие слои не будут подвергаться разрушению даже на 40-60 лет.
Но если восстановление верхнего слоя во время не производится, начинает разрушаться и второй слой асфальта – черновой, а после заполнения дождевой водой этой ямки и основание – когда мы с вами уже видим кучи щебня вокруг ямы. Вода, попадая в осно-вание начинает выносить с собой мелкие фракции и поверхность покрытия проседает, образуя яму.
Как уже всем вам стало понятно, именно такую картину народ и видит на дорогах. Из чего можем сделать вывод, что к ремонту, как правило, приступают только после раз-рушения всего пирога дороги, а не первого чистового слоя асфальта, ремонт которого можно провести элементарно и дешево.
Давайте теперь вернёмся к нашим реалиям.
Что бы дороги не разрушались полностью, необходимо восстанавливать вовремя их покрытие, которое является гидроизоляцией основания дороги, предотвращая попадание воды вглубь пирога. Главная забота дорожников – вода не должна стоять на проезжей части, а уходить в сторону обочины. Это действие можно отнести к техническому обслуживанию, которое должно производиться обслуживающей организацией за постоянную оплату по договору обслуживания. Как ЖЭК обслуживает здания без капитального ремонта, так и дорожники должны обслуживать дороги по договорам, из расчета стоимости обслуживания одного квадратного метра.
Возникает вопрос – а у нас нет этих обслуживающих организаций? Да вроде есть. Каждый год проводятся тендеры на заключение договоров по обслуживанию дорог.
Однако в договорах нет пункта о ямочном ремонте дорог и эти работы проводятся по отдельным договорам, после обследования состояния дорог и составления смет на ре-монт, где в принципе не возможно указать конкретное число ям – мест разрушения, без чего можно указывать всё что угодно, т.к. потом поди, проверь, сколько ям закопал. Это уже начало коррупционного действия, при котором на ямочный ремонт привлекаются только свои люди, которые потом отблагодарят. При этом, одна организация проводит ремонт, получает своё и исчезает, не предполагая каких либо претензий по гарантиям. Проходит год и мы вновь видим в тех же местах разрушения, но при этом заплата остается на месте, а вокруг неё асфальт разрушается. Это говорит о нарушении технологии ремонта, на которые никто внимания не обращает, так как нужно снова тратить деньги на ямочный ремонт и готовить карман к новым поступлениям от благодарности.
При этом, создается такое впечатление, что все заинтересованные лица в получении бюджетных пособий на ремонт дорог прилагают все усилия, что бы покрытие как можно раньше вышло из строя.
Какие же это усилия?
Снег с улиц практически не убирается, а расталкивается по обочинам. Их трёх по-лос зимой рабочей можно считать только одну. Когда поднимается шум про снег на дорогах, службы ставят вопрос об отсутствии снегоуборочной техники, при этом отчитываясь по вывозу снега в объеме мегакубов.
У нас сотворили целенаправленную диверсию - ликвидированы все районные и поселковые службы городов по уборке территорий, сконцентрировав технику в одном месте в городе, под предлогом экономии средств на организационных расходах. И какому то тракторишке, для уборки снега с дороги необходимо 2 или 3 часа добираться до рабо-чего места с централизованной общегородской стоянки, одной на город, до места работы и через полчаса работы этот тракторишка возвращается на место дислокации, так как воз-вращаться ему опять эти 2 или 3 часа. Всё, рабочее время кончилось.
Раньше у нас в каждом поселке были свои базы ЖКХ, обслуживающие дороги в посёлке или районе, а нынче вся оставшаяся техника, которую не сдали в металлолом, расположена в городе за 15-20 километров от места работы. Это и привело к тому, что в снегопады дороги практически не убираются, ждут прекращения падения снега и потом накидываются мощной техникой и неделю вывозят снег. А следом новый снегопад и всё с ново-здорово. Автомобили трутся друг о друга в узких колеях, сплошные ДТП.
Так вот, снег, не убранный вовремя с улиц города, по весне начинает таять, а так как земля промороженная, вода скапливается на дорогах, тем более, что обочины превращены в отвалы снега так, что только по колее можно проехать и не чиркнуть кузовом по этому отвалу, а впоследствии начинают обледеневать. Получается ледяной коридор в тоннеле.
Наличие воды на поверхности асфальтового покрытия при оттепели приводит к катастрофе, так как при ночном замерзании в трещинах на асфальте происходит понят-ный даже не инженеру процесс – вода превращается в лёд и разрушает наше любимое по-крытие.
При этом, наверное, работники по уборке снега получают премию от любителей ямочного ремонта.
Через некоторое время, когда весёлые ручейки закрывают всю площадь покрытия дороги, или скапливаются в глубоких ямах, радуют городских птиц, которые в них купа-ются, происходит протечка воды в оттаявшее основание дорог и происходит лавинообразное разрушение под колёсами машин уже не только верхнего слоя покрытия, но и самого основания.
И это приносит радость любителям ямочного ремонта и связанных с ними держа-телей бюджетных средств.
Итак, возникает вопрос, как же можно изменить создавшуюся ситуацию?
Что бы лучше понять процесс сохранения дорог, давайте вернёмся к объектам не-движимости – зданиям.
Строители построили здание и сдают его в эксплуатацию – заказчик строительства принимает объект и предъявляет претензии по выявленным нарушениям строительных норм или проекта. Заказчик принимает объект по акту и акцентирует внимание на гарантийных обязательствах. Стандартная и понятная всем ситуация.
Затем заказчик – собственник подписывает договор на обслуживание здания, по которому оплачивает расходы на содержание здания в рабочем состоянии из расчета ча-сти амортизационных отчислений на восстановление и капремонт. При этом предполагается, что срок службы здания составит 100 лет. Износ начисляется на стоимость всего здания из расчета 1% в год. То есть на здание стоимостью 100 млн. рублей каждый год списывается (отчисляется на ремонт) 1 млн. рублей, или 100 тысяч в месяц. Часть из этих средств может тратиться на текущий ремонт, остальные должны накапливаться на вос-становление при капремонте.
Так же и на дороги с асфальтовым покрытием. По норме износа 3% в год. Если мы имеем желание содержать дороги в рабочем состоянии, часть из этих отчислений должна быть потрачена на текущее восстановление покрытия.
Поэтому, в договоре на обслуживание дорог должны учитываться затраты на вос-становление покрытия в рамках текущего ремонта.
Именно покрытия, а не основания. Норматив отчислений должен браться от стои-мости только верхнего чистового слоя. При этом обслуживающая организация не должна допускать разрушения чернового слоя асфальта и основания, это должно считаться нару-шением договора и затраты на их восстановление должны возлагаться на обслуживаю-щую организацию.
К примеру, обслуживающая здание организация допустила разрушение кирпичной кладки стен из-за несвоевременно проведённого текущего ремонта наружной штукатурки. Пусть восстанавливает кладку за свой счет.
Так же и с дорогами. Несвоевременное восстановление покрытия, повлекшее за собой капитальный ремонт основания, считается нарушением договора.
При этом, в договоре должен быть указан конкретный перечень объектов дорожного покрытия с указанием их инвентарных или кадастровых номеров и их площади по-крытия, так как за каждый квадратный метр покрытия на обслуживающую организацию возлагается ответственность, а так же производится и оплата. Ведь могут быть в районе дороги, которые обслуживают собственники – производственные предприятия, или соб-ственники жилья. Речь идет только об объектах муниципальных образований, которые требуют затрат из бюджетных средств.
А ведь у нас порой под шумок производится ремонт не только городских дорог, но и производственных, не государственных. И кто то за это получает вознаграждение.
Это по тому, что нет у нас четкого учета в дорожном хозяйстве. Всё округлённо. Никто не знает, где границы дороги и её площадь. Это приводит к мошенничеству в дан-ной сфере и на это контролирующие органы стараются не обращать внимание по понят-ным причинам – ремонт дорог вода мутная, кормятся все. Если навести конкретику, будет сложнее дербанить бюджет. Уже завысить площадь ремонта будет сложней.
Итак.
Проводим учет всех дорог в городе, их принадлежность городскому хозяйству или другим собственникам.
Выделяем только муниципальные дороги по балансовой принадлежности и вклю-чаем их в реестр на обслуживание.
Определяем стоимость асфальтового покрытия от кадастровой стоимости к приме-ру как 30% (от стоимости всего пирога дороги). Можно установить конкретный норматив в соответствии с капитальностью дороги, возможно рассчитать конкретно стоимость верхнего слоя покрытия.
Определяем стоимость обслуживания из расчета части от амортизационных отчислений в 3%, к примеру 1,5%.
Заключаем договор на обслуживание покрытия дорог с указанием конкретной площади в квадратных метрах и указываем стоимость договора.
При этом в договоре в обязательном порядке другим пунктом должна быть указана уборка дорог от снега в зимний период и уборка пыли в летний, а также поддержание разметки в нормативном состоянии. При этом парк дорожной техники, имеющийся у подрядчика, который используется летом на обслуживание покрытия дорог, может использоваться зимой на уборку снега.
В настоящее время у одной организации летом не хватает техники для ремонта до-рог, а у другой простаивает целый парк, предназначенный для обслуживания дорог в зимний период. Такие моменты должны быть исключены.
Что мы получаем вышеприведёнными предложениями?
1. Заинтересованность обслуживающей покрытия дорог организации получать деньги, экономя их на своевременном ремонте покрытия. Чем быстрее будет ликвидирован дефект покрытия, тем меньше будет потрачено на ремонт средств, полученных по до-говору обслуживания.
2. Ликвидируется как класс "ямочный ремонт" по отдельным договорам, так как он уже включен в договор на обслуживание покрытия и отдельно оплачиваться не будет.
3. Перестанут появляться крупные разрушения на дорогах, так как обслуживающая дорогу организация не будет иметь желания за свой счет восстанавливать основание с покрытием и платить штрафы по условиям договора.
4. Ну и, как косвенный плюс в этой ситуации – отсутствие снега в населенном пункте, так как обслуживающей организации будет выгодно не допускать причин разрушения покрытий дорог при наличии воды на дорогах весной. Так же можно отметить старания организации проводить работы по качественному водоотводу на обочину ливневых дождевых вод и ликвидацию колейности дорог, в которых вода накапливается и приводит к разрушению покрытий.
5. Прием в эксплуатацию новых дорог будет проводиться с участием конкретной обслуживающей организации, которая будет следить за качеством строительства и сделает всё, что бы раньше времени дорожное покрытие не начало разрушаться. В этом случае интерес одной организации – по обслуживанию, не совпадёт с интересом строителей – строить дороги экономно, нарушая нормы строительства. Муниципальному заказчику станет гораздо проще жить, переложив ответственность за приемку дорог с нарушением строительных норм с себя на принимающую на обслуживание дорогу организацию, которая и будет требовать исполнения гарантийных обязательств. К этому необходимо поддерживать разметку дорог в рамках договора по обслуживанию, а не заключать договора на восстановление разметки отдельно.
6. Можно ограничить определённым размером площадей покрытия в лотах в му-ниципальных контрактах, что бы не создавать монопольные условия.
7. Исчезнет желание некоторых губернаторов на проталкивание одной обслужи-вающей дороги организации на все дороги области, как например в Челябинске был вы-ставлен лот на несколько миллиардов рублей, к которому не могли подступиться никакие организации, кроме одной, курируемой губернатором.
8. Постепенно ликвидируется система коррупции в области дорожного ремонта.
9. Ну и, соответственно, наладить обратную связь с населением через сайт по об-служиванию дорог, содержащийся за счет администраций городов, или ещё лучше – на общероссийском сайте.
Единственным минусом может показаться оплата за обслуживание дорог там, где они вроде бы не приходят в негодность. Но это эфемерные заботы.
Уверен, если просчитать ежегодные затраты на ямочный ремонт в городе и необходимость капитального ремонта в сокращенные сроки и сложить их с затратами по до-говорам на обслуживание дорог в текущих условиях, они в долгосрочной перспективе будут выше платы за обслуживание дорог по предлагаемой схеме.
Если кто то скажет, что автор желает посчитать себя самым умным, могу им пояснить, что не так давно автор отправил эту заметку на сайт администрации президента. После чего пришел ответ с сообщением, что наверху посчитали наличие зерна в сообщении и оно отправлено в Минстрой.
А из Минстроя пришел ответ, из которого следовало, что они там сами с усами и советов со стороны им не требуется.
А я думаю, что все таки требуется.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев