(1933-2018)
2 августа 2018г не стало одного из видных религиозных людей нашей деревни, авторитетного односельчанина - Мустафина Гаяря абзый 1933гр, который почти в течение 40 лет был имамом и муллой шубинской религиозной уммы.
Следуя своим принципам : « уважаю старость и заслуги людей», изложу ниже следующее. И начинаю свои вспоминания о нём с того, с чего я начал свой разговор с ним летом 2010г.
Еще тогда, на этой встрече, я нацелился узнать о предках Гаяра абзый и о его религиозности, и он, по моей просьбе, изложил следующее в нижеуказанном порядке, постепенно переходя на свой путь становления религиозности - имамом, муллой.
Своих предков Гаярь абзый помнил довольно хорошо. Отцом у него является Мустафа абзый Камалетдин улы, матерью –Сяурижан Юсип кызы.
В этой многодетной семье из 10 детей 4 ребенка умерли в раннем детстве.
Дети у Мустафа абзый (1891-1947) и Сяурижан абстай Юсип кызы (1891-1968) :
1. Голбадиян +муж Фейзрахман Бедретдин улы
2. Хамдюсәнә 1924гр + муж Ахметжанов Рафек(рапай).
3. Рахимя1925гр +муж Хафизов Азыйм
4. Равиль 1929-1983
5. Мосямма (незамужем)
6. Гаярь абзый+ Хамсянэ апа
Мустафа абзый.(1891-1947). Был спокойным, выдержанным, совестливым человеком. Работал в нашей мечети сторожом .
В 1937 г, когда разрушили нашу мечеть, много разных листов с сурами из Корана, разбросанные на полу после её разрушения, Мустафа абзый принес домой. Гаярь абзый об этом сам мне сказал.
Сяурижан абстай (1891-1968). Была с детства грамотная. В старшем возрасте читала по- арабски. Старалась своих детей обучать к чтению разных сур наизусть. Когда Гаяру абзый было 8-10 лет, у Сяурижан абстай ослабло зрение. Несмотря на это, Сяурижан апа продолжала ходить в мечеть, а её сын Гаярь(абзый), держа её за руку, помогал дойти до мечети и обратно. Он там дожидался окончания молитвы намаза, заодно сам повторял суры за молящимися. То, что он слушал в мечети, со временем крепко осело в его памяти. Вскоре, и сам самостоятельно начал дома читать намаз, религиозные книги. Так продолжалось некоторое время - годы.
И работать начал он рано, к тому же на разных работах.
После 7 –летней школы были мысли учиться и дальше. Он поступил в «Арзамасский заочный техникум электрификации и механизации с/ хозяйства» . Закончил 4 курса. С одной стороны ему нравилась учёба и будущая профессия, но, с другой - религиозность семьи и продолжение религиозных дел родителей не оставляли в покое, отвлекали от учёбы, и его тяготело к религиозным знаниям. Поэтому, он оставил техникум, и всерьез взялся за изучение арабского языка, а потом и сур из Корана.
Далее в жизни надо было уже совмещать основную трудовую деятельность с частью религиозной. Даже в тот 1966 г, работая в отъезде, в Шаманихе, что в Краснобаковском районе, что примерно 200 км от Нижнего Новгорода, продолжал молиться – читать намазы в положенное время.
Шли годы, Гаярь абзый постепенно набирался религиозного опыта.
В 1974г умер один из любимых односельчанами мулла - Шияпов Азым абзый ( 1896-1974) , после чего среди членов религиозной общины начался процесс разделения на 2 группы, т.к. было 2 претендента на пост муллы. Так продолжалось более 1 года.
Именно с 1974 г я знал уже Гаяря абзый больше, и по оценкам того времени, почти как зрелого религиозного человека: когда в возрасте примерно 40-42 лет он начал активно посещать « частный молитвенный дом», где молились верующие, и дом принадлежал моему соседу Тагиру абый Жалялову. К этому молитвенному дому, мы, т.е. наши матери и их 10-13 летние дети, в месяце Рамазан ходили слушать «Таравек».
Вот в той осенью я и видел Гаяря абзый впервые, пришедшего в этот молитвенный дом.
К этому времени, молодой Гаярь абзый завоевал уже некоторый авторитет даже среди таких религиозно грамотных людей как наш азанчей Башаров Ибрагим абзый (1888-1972гг), Фахретдинов Садек, метай (1883- 1974), Невретдинов Жафяр( Эпэр аскай) и т.д. Вскоре он временно был назначен на пост муллы.
Еще чуть ранее, наш азанчей Башаров Ибрагим абзый (1888-1972гг ) – авторитетный, религиозно грамотный, совестливый, знающий многие стороны жизни мусульман села, считал себя уже человеком в возрасте, и перед смертью предложил кандидатуру Гаярь абзый на пост будущей муллы.
Убедившись, что Гаярь абзый справляется с обязанностями муллы, Салямов Осман абзый (1914-1983) в день Ураза байрам, осенью 1977г, рекомендовал общине его кандидатуру как муллы. И Гаярь абзый первый раз в жизни, прямо на территории кладбища, провел чтение молитвы в ранге как исполняющего обязанности муллы.
И через 2 года, в 1979г, стал официальной указной муллой шубинской общины.
Конечно, любой человек набирается опыта со временем. Его дальнейшая работа на посту муллы уже проходил на наших глазах. Он совмещал свою основную работу с работой на мельнице, на пилораме, был хорошим специалистом кройщиком крыши домов. Для односельчан и эти работы нужны были, т.к. был большой дефицит таких профессионалов.
В летнее время, так же как все, успевал и у себя по хозяйству, и на других работах, свойственных для сельского человека.
Где бы он не работал, он отвечал со всей серьезностью за тот или иной агрегат, и не подводил людей, а его не подвела им же налаженная техника. Видимо, годы обучения в Арзамасе тоже не прошли даром.
Какие ещё были наиболее ощутимые заслуги у него перед односельчанами, кроме как на посту имама и муллы.
1. Активное участие в ограждении территории кладбища по периметру металлическим забором (из арматуры) в 1975-годы.
2. Построение « белого дома» в 1985г, что находиться у восточных ворот кладбища. Кстати, вообще-то Гаярь абзый хотел сделать там музей нашей религиозной общины. Только не суждено было этому, потом это здание сделали хозблоком.
3. Один из самых активных и инициативных участников в построении нашей новой каменной мечети в 1991г,
4. Получение дополнительной земли из фонда колхоза под расширение территории кладбища, что на его южной стороне и ограждение этой части.
Его деяния перечисляются быстро, а сколько сил и энергии нужно было затратить на эти работы.
Можно с акцентом отметить следующее у Гаярь абзый:
1.его стремление быть с раннего детства на пути религии Ислам,
2. его трудолюбие, его ответственность на любом участке работы,
3. его довольно глубокие знания Корана,
4. знание своих предков до прадедушки и предков односельчан. Безошибочное перечисление на память множества имен в конце молитвы – было особым моментом в меджлисе.
Я не раз подходил к нему после меджелиса и сказал : « Гаярь абзый! Вы как настоящий оратор. Умеете правильно расставить акценты, как при обычном разговоре, так и во время молитвы». На что он ответил: « Яхшым! 30 ел була инде муллалык эшен алып баруыма гына…Тормыш та аз гына өйрәтмәгәндер.....».
Именно таким хотел бы запомнить и призываю других запомнить нашего имама и муллы Гаярь абзый.
-------------
Возвращаясь еще раз о выборе религиозного им направления и влияния при этом его матери Сяурижан абстай. Как отметил со слов самого Гаярь абзый : «. мать была с детства грамотная, в старшем возрасте читала по- арабски», то, пожалуй, пока мне известны предки Сяурижана абстай до её прадедушки, рожденного в 1800 –ые годы. Известны 3 брата у Юсипа бабая, хоть родом Сяурижан абстай и его родители из д.К-Пожарки.
Надо думать, возможно, Сяурижан абстай из кочкопожаровской религиозной семьи по линии своей матери Адлифя абстай, ибо её предки принимали активное участие (спонсировали) в построении кочко-пожаровской больницы еще до революции 1917г.
Конечно, мы, многие, даже люди из близкого окружения Гаярь абзый, не знают эти моменты. Я пишу их только из-за того, чтобы мы, все, в том числе близкие из его окружения, знали.
---------------
Как известно многим, и об этом есть на сайте, 8 мая 2017г проходило в нашей мечети собрание (меджелис общины)- избрали нового муллы. И тогда, с учетом всего религиозного пути Гаяря абзый, я в своем выступлении с акцентом предлагал общине, чтобы от имени односельчан преподнести ему памятный подарок с благодарностью за его многолетнее служение в нашей мечети. Односельчане как-то оставили без внимания, повториться у меня не было возможности.
Теперь уже, ему наш подарок- это наши молитвы.
Гаярь абзыйның барлык булган хезмэтлэре: тоткан уразалары, укыган намазлары һәм Корьән суралары, мәчеть эчендә куелган тырышлыклары барда Ходай каршында булсын иде. Рухы шат, җаны тыныч булып, урны Җәннәттә булсын иде. Амин.
М.Максут.
Комментарии 35
Жэннэтэ орны болсын