15 мая 1993 года в рамках Каннского международного кинофестиваля состоялась премьера картины Джейн Кэмпион "Пианино". Жюри кинофестиваля под председательством знаменитого французского кинорежиссёра Луи Маля
") главный приз - Золотую Пальмовую Ветвь. Джейн Кэмпион стала первой женщиной-режиссёром, удостоенной этой премии. В составе жюри того фестиваля была великая русская актриса Инна Чурикова, недавно ушедшая от нас.
Джейн Кэмпион, уроженка Новой Зеландии, выступила не только режиссёром фильма "Пианино", но и автором сценария. Сама Кэмпион утверждала, что сценарий фильма был навеян литературными произведениями английской писательницы Эмили Бронте и американской поэтессы Эмили Дикинсон, творивших в XIX-м веке. Однако, по утверждениям новозеландского учёного-литературоведа Алистэра Фокса, в фильме явно прослеживаются заимствования из произведений новозеландской писательницы первой половины XX-го века Джейн Мандер, в частности, её романа "История новозеландской реки", написанного в 1920-м году.
Джейн Кэмпион изначально хотела, чтобы главную роль Ады сыграла Сигурни Уивер, и обратилась к её агенту Стиву Донтанвиллю по поводу проекта. Однако незадолго до этого 43-летняя Уивер предупредила Донтанвилля, что она не собирается браться за новую работу какое-то время, так как хочет больше времени проводить со своей маленькой дочерью. По этой причине Донтанвилль отклонил предложение, не сообщив об этом Уивер. Вместо этого он предложил Кэмпион рассмотреть другую свою клиентку, 34-летнюю Холли Хантер, у которой к тому времени каких-то особых достижений в актёрской деятельности не наблюдалось. Но зато играть на пианино она научилась ещё в 9-летнем возрасте. Блестящее воплощение Хантер немой музыкантши оказалось впоследствии вознаграждено 15-ю номинациями на различные кинопремии, из которых она победила в 14-ти, завоевав, в частности, такие престижные награды, как Оскар, Золотой Глобус, БАФТА и приз Каннского кинофестиваля. Позже, когда Кэмпион дала интервью, в котором сказала, что изначально хотела найти «типа Сигурни Уивер» на роль Ады, Уивер прочитала это, выяснила, в чем причина, и страшно рассердилась на своего агента.
Серьёзную конкуренцию за роль дочери главной героини выдержала 9-летняя к моменту начала работы над фильмом Анна Пэкуин. Ей противостояли 5 тысяч девочек из разных стран. И эта роль маленькой актрисы, ставшая её первой ролью в полнометражном художественном кинофильме, тоже была отмечена премией Оскар. Любопытно, что по признанию самой Пэкуин, несмотря на такое признание её роли, ей разрешили посмотреть фильм только через несколько лет, когда она стала совсем взрослой.
В начале 1994 года фильм Джейн Кэмпион "Пианино" получил 6 номинаций на премию Золотой Глобус, но победил только в одной из них - Лучшая женская роль в драматическом фильме (Холли Хантер). В важнейших номинациях Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр драматического фильма непреодолимыми препятствиями к наградам стали фильм "Список Шиндлера" и его режиссёр Стивен Спилберг. Чуть позже фильм Джейн Кэмпион получил 8 номинаций на премию Оскар, но победил в трёх из них: две - за Лучшие женские роли (главную и второстепенную) и за оригинальный сценарий. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - снова на пути к победе оказались фильм "Список Шиндлера" и Стивен Спилберг. Компанию относительных неудачников фильму "Пианино" составил ирландский фильм "Во имя отца".
Аналогичная картина повторилась и в споре за премию Британской киноакадемии БАФТА. Снова 9 номинаций, снова победы в трёх из них и снова проигрыш в главных номинациях фильму "Список Шиндлера" и Стивену Спилбергу. Но зато в споре за премию Сезар Французской киноакадемии, в котором фильм Спилберга участия не принимал, картина Кэмпион была признана победителем, причём, опередив фильм Чена Кайге "Прощай, моя наложница".
В Дании картина Джейн Кэмпион "Пианино" тоже пользовалась безоговорочным успехом. Свои главные премии этому фильму присудили как Датская киноакадемия (премия Роберт как Лучшему иностранному фильму), так и Ассоциация датских кинокритиков (премия Бодиль как Лучшему не-американскому фильму). А в Японии в борьбе за приз Японской киноакадемии снова фильму "Пианино" преградил путь "Список Шиндлера". Компанию фильму Джейн Кэмпион составил фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво".
От профессиональных кинокритиков фильм "Пианино" получил повсеместно самые благожелательные отзывы, хотя, и не без некоторых оговорок. Например, авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли, оценивший фильм тремя звёздами из 4-х возможных, свою в целом хвалебную рецензию
https://www.reelviews.net/reelviews/piano-the
завершил абзацем:
"«Пианино» — цельный фильм с универсальным посланием и случайными всплесками гениальности, но он примечателен только тем, что касается игры Холли Хантер. Хотя это правда, что люди придают разное значение различным недостаткам, существует вероятность того, что любой, кто пойдет на «Пианино» в надежде увидеть лучший фильм года, покинет кинотеатр разочарованным."
Один из авторитетнейших российских кинокритиков Сергей Кудрявцев, поставивший фильму оценку 8 по 10-балльной системе, в своей рецензии
https://kinanet.livejournal.com/990741.html
после ряда комплиментов в адрес фильма заключил:
"«Фортепиано» не может не захватить благодаря стихийности и необычности вырвавшихся наружу чувств героев, хотя в сюжетной конструкции есть некоторая заданность и просчитанность, даже несмотря на то, что загадочный финал многих повергает в сомнение по поводу истинного разрешения конфликта в этом «любовном треугольнике с фортепиано»".
Но гуру американской кинокритики Роджер Эберт безоговорочно оценил фильм максимальными 4-мя звёздами, включил его в свой список "Великих фильмов" и в рецензии
https://www.rogerebert.com/reviews/the-piano-1993
написал:
"Это один из тех редких фильмов, в которых не просто история или какие-то персонажи, а целая вселенная чувств — о том, как люди могут быть отрезаны друг от друга, одиноки и напуганы, о том, как помощь может прийти из неожиданных источников, и о том, как ты никогда не узнаешь, если никогда не спросишь."
Оценка фильма Джейн Кэмпион "Пианино" рядовыми кинозрителями характеризуется следующими показателями: 59% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учётом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Джейн Кэмпион "Пианино" по версии FilmGourmand'а составил 9,38, благодаря чему он занял 98-е место в Золотой Тысяче. Австралийский кинематограф представлен в Золотой Тысяче 5-ю фильмами. Картина Джейн Кэмпион "Пианино" имеет самые высокие показатели из этих пяти. На этом основании можно прийти к заключению, что "Пианино" является лучшим фильмом австралийского кинематографа.
15 января 2004 года на кинофестивале Сандэнс, проводящемся, как правило, в январе в американском штате Юта, состоялась премьера фильм-байопика бразильского режиссёра Уолтера Саллеса
"Дневники мотоциклиста". В российском кинопрокате, чтобы было понятно, кому посвящен фильм, к оригинальному названию добавляют "Че Гевара".
11 января 1965 года в Тбилисском Дворце пионеров, Грузинская ССР, состоялся предпремьерный показ фильма Резо Чхеидзе "Отец солдата". Затем, 9 мая, в рамках празднования Дня Победы,
фильм был показан в Москве, а с 13 мая начался широкий показ картины во всех кинотеатрах Советского Союза.
10 января 1945 года в селе Красном Арзамасского района Горьковской области в семье Ивана Фёдоровича Теличкина и его жены Татьяны Дмитриевны родился седьмой ребёнок - дочка
Валентина. Отец Валентины работал слесарем, мать - продавцом. Но отец Валентины не всегда был слесарем. В 30-е годы Иван Фёдорович был весьма успешным мастером по изготовлению валенок. Однако, мастерство и успех, сопровождавшиеся финансовым достатком, не могли не вызвать зависти и ненависти у большевистской власти. Иван Теличкин, как принято говорить, "был раскулачен". А затем вообще приговорен к расстрелу. Сестра Ивана распродала все свое имущество, что бы дать взятку (при Сталине же не
Многие поклонники жанра романтической комедии, наверняка, видели фильм Норы Эфрон 1998 года "Вам письмо" с Мег Райан и Томом Хэнксом. Но, возможно, не все из них знают, что фильм Эфрон - римейк замечательного фильма "Магазинчик за углом" Эрнста Любича.
Нет комментариев