Н. "Хор - это счастье" (Камерному хору Астраханской государственной филармонии 15 лет)
В ноябре астраханский интернет лихорадило. Многоликие солидные афиши и яркие шутливые флэшмобы в радио эфире и на телевидении (в передаче «Всем подъём») рекламировали Юбилейный концерт лауреата международных и российских конкурсов Камерного хора под управлением Татьяны Рекичинской. 15 лет этот коллектив, подобно бриллианту, украшает деятельность Астраханской государственной филармонии на радость зрителям. Тогда в 2010-м руководство филармонии предложило Татьяне Владимировне возглавить Камерный хор в новом составе (смешанный). В течение 15 лет она остаётся его бессменным руководителем. Артисты хора давно превратились в семью единомышленников, безмерно преданных своему делу. Они живут без дрязг. На репетициях царят взаимопонимание, творчество и добрый юмор. Дирижер никогда не повышает голоса. Если шалости артистов невзначай нарушают размеренный ритм работы, тихая реплика Рекичинской: «стало шумно», – мгновенно восстанавливает порядок.
Благодаря сложившемуся в коллективе режиму репетиций Камерный хор обладает невероятной работоспособностью и мобильностью. В течение филармонического сезона хор выходит на сцену 40-45 раз. Помимо собственных полнометражных концертов, артисты ежегодно участвуют в программах большинства филармонических проектов для разных аудиторий (Детская филармония, Музыка на воде и т.д.), в городских и областных праздничных мероприятиях, митингах, в хоровых акциях, в российских и региональных фестивалях (Дни славянской письменности, Дни современной музыки, Каспий). Без участия этого коллектива невозможно представить крупные юбилеи астраханских предприятий и организаций (подобных 100-летию Областной клинической больницы), красных дат светского и церковного календаря, а также культурные программы губернаторских приёмов и международных политических форумов, организованных в Астрахани. Камерный хор Астраханской государственной филармонии превратился в одну из визитных карточек региона и, конечно, его Каспийской столицы!
Известность коллектива под управлением Т.В. Рекичинской, давно перешагнула границы Астраханской области. География гастрольных, фестивальных, конкурсных поездок и выступлений хора головокружительна: все концертные площадки города и области; храмы Нижнего Новгорода и Астрахани; выступления в городах Беларуси (Минске, Могилеве и Гомеле), Польши (Хайнувка и Белосток); в Саранске и Нижнем Новгороде. Четыре раза артисты выдерживали напряженные трехдневные хоровые марафоны в российской столице в рамках фестиваля «Московская a,cappella» (2017, 2018, 2019, 2024). Согласно условиям фестиваля, коллективу в течение одного дня приходилось менять несколько локаций: ВДНХ, парки с каруселями, Белорусский вокзал, станции метро.
Астраханский Камерный хор с неизменным успехом поёт дома: в концертных залах, на площадях, в Кремле, на Набережной Волги и берегу Лебединого озера. Хор не раз приветствовал Поезд Победы на астраханском железнодорожном вокзале в канун главного праздника страны. Камеряне устраивали разнообразные флэшмобы в торговых центрах и автобусах, в скверах и парках. В 2021 году им посчастливилось петь в настоящей Пирамиде в Аксарайской степи во время съёмок проекта «Сияй прекрасная пирамида» немецкого режиссёра Лолы Геллер. Возможно, мистическая атмосфера сооружения так повлияла на артистов, что спустя несколько лет отразилась в загадочном звучании их голосов на юбилейном концерте в песне Э. Артемьева «Полёт на Дельтаплане». Благодаря видео-контенту и неповторимому филигранному исполнению, сидящие в зале зрители ощутили себя внутри огромного хора, парящего над землей, поднимающегося ввысь и медленно уплывающего в туманную даль. В этом контексте фраза из песни «Оранжевый галстук» В. Сюткина («Я не встречал в Африке рассвет») словно “наметила” маршрут для возвращения из будущих путешествий.
Репертуар хора можно объяснить одной фразой: Камерный хор Астраханской государственной филармонии поёт ВСЁ: от средневековья до наших дней, в разных стилях, жанрах и техниках. В том числе мессы Генделя, Баха, Моцарта, Шуберта, Рамиреса, Зеленки, «Мессу-танго» Палмери, духовные произведения отечественных мастеров XVII – XXI столетий от Василия Титова до Александра Рындина. Случается, что астраханский коллектив исполняет заведомо антихоровые сочинения. К примеру, увертюру к опере Россини «Севильский цирюльник».
Генеральная установка Т.В. Рекичинской: «петь следует на языке оригинала» – объясняет многие особенности исполнения: Камерный хор поёт на многих языках, даже в рамках одной программы, как, это случилось в «Порталах времени» (2024). В беседе, состоявшейся накануне юбилейного концерта, Татьяна Владимировна старательно перечисляла: «русский, татарский, казахский, белорусский, украинский, армянский, азербайджанский, идиш, немецкий, французский, итальянский, латинский»; от себя добавлю: старонемецкий и старофранцузский. Особая фонетика каждого из них в сочетании с вокальной интонацией всегда рождает неповторимые краски хорового звучания независимо от состава исполнителей (хор a,cappella, с симфоническим, камерным, эстрадным или народным оркестрами, с солистами, солирующими инструментами или без них, иногда с фонограммой перкуссии).
В результате в течение 15 лет у Рекичинской сложился собственный метод формирования концертных программ. Уже в первых из них: «Путешествуем хором» и «От Вивальди до Beatles» (2011) ¬¬– дирижер доказала, что можно соединять, казалось бы, несоединимое. С годами в этом многообразии начали складываться интересные концепции. Так, в «Ликах красоты» гармонично чередовались духовные сочинения разных времен и народов, посвящённые Богородице: Джованни Перголези и Вольфганга-Амадея Моцарта, Александра Архангельского, Павла Чеснокова и Константина Шведова, Георгия Свиридова, Арво Пярта и др. В программе «Ностальгия» (2017) Рекичинская отважилась на смелый эксперимент, поставив в один ряд романтические сочинения Петра Чайковского, хоры композиторов Новой фольклорной волны Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина, особый мелос Раймонда Паулса, бардовскую традицию Сергея Никитина, Вячеслава Малежика и др.
И вот 16 ноября 2025 года прозвучала новая программа «Как в России поют…». На вопрос, заданный Татьяне Владимировне перед концертом: «а КАК в России поют?», – последовал мгновенный ответ Рекичинской: «По-разному». Действительно. Более экстравагантной и разноплановой программы для хора a,cappella, удовлетворившей зрителей разных возрастов и национальностей, уверена, никому из сидящих в зале в тот вечер прежде слышать не приходилось. Не было в этом многообразии хаотичной пестроты. Напротив. К подобному многообразию коллектив шёл 15 лет. На сей раз, исполнители сознательно ограничили свой репертуар только жанром ПЕСНИ. В двух отделениях (по 10 номеров) точный отбор дирижера и мастерски выполненные аранжировки и обработки Льва Накарякова, Михаила Серкова, Алексея Лёвина, Геннадия Лукиных, Александра Бараева и артиста хора Ивана Портового позволили избежать повторов в образном, вокальном и регистрово-фактурном решении каждой из них.
Два отделения прозвучали как две части единого повествования о России, о жизни и песнях россиян. В результате успешной работы режиссерско-постановочной группы в составе: ведущей – заслуженной артистки России Надежды Дорофеевой, режиссера Натальи Шуматовой, помощника режиссёра Ольги Постновой, создателя авторского видеоконтента Евгения Вощеникина, звукорежиссера Александра Каламбацкого, художника по свету Павла Васильева, видеоинженера Сергея Снегова – родилась четкая композиция, подчиненная единой драматургической логике. Если в первом отделении музыканты рассказывали о жизни в целом, то во втором – о самом сокровенном в судьбе каждого человека – о любви.
В сложившуюся схему концерта гармонично вписались процедура награждения и видеопоздравления коллег и друзей. В первой части к артистам обратились: композитор, заслуженный работник культуры РФ Антон Висков (Москва); композитор, дирижер и хормейстер Дмитрий Батин (Пермь); художественный руководитель камерного хора «Нижний Новгород» Иван Стольников (Н.Новгород). Ольга Столповских (Санкт-Петербург) сердечно поблагодарила астраханских артистов за одухотворённое исполнение аранжировок Михаила Серкова, а в соцсетях – председатель Союза композиторов Удмуртии Юрий Толкач (Ижевск) отметил профессионализм и неповторимый стиль коллектива. Во второй части к добрым пожеланиям присоединились бывшие артисты хора, теперь живущие не только в Астрахани, но и в других городах: Владислав Дорожкин, Артур Оганисян, Татьяна Слынько, Раис Рахметов и Наталья Стародубова.
В первые минуты концерта артисты старательно подавляли волнение. Преодолеть его «помогли» представители Мельпомены. Художественный руководитель Астраханского театра танца, хореограф Дмитрий Пастухов и педагог Детской студии того же коллектива Надежда Крылова нашли остроумные пластические решения для исполнения разных песен, прежде всего двух русских плясовых. Зал замер, услышав первые непривычно тянущиеся звуки песни «Ах, вы сени, мои сени». А в начале знаменитой «Барыни» зрители к своему изумлению обнаружили, что Рекичинской (дирижера!) на сцене нет! Поклонники обработок народных песен хорошо знают «Цыганочку с выходом». Так вот, Камерный хор придумал и исполнил свою «Барыню» … с выходом Татьяны Владимировны Рекичинской в роскошной русской шали. К ней присоединились артистки хора Виктория Янченко и Аиша Муратова, которые лихо отплясывали «Барыню» на авансцене. Зал взорвался громом аплодисментов. От прежней скованности исполнителей не осталось и следа. Далее зрители услышали проникновенную лирику, озорство, дорогие воспоминания, углублённые размышления и мечты; ощутили невероятный драйв в песнях И. Дунаевского и М. Фрадкина, А. Д'Актиля и Р. Паулса, Ю. Визбора, Л. Агутина и группы «Секрет», в песнях из репертуара, В. Макарова, А. Чумакова, С. Лазарева и Шамана. Публика радостно откликалась на все приглашения дирижера принять участие в исполнении: поддержать ритмику песен аплодисментами, включить фонарики на своих телефонах либо присоединиться к пению хора. Поэтому финал концерта получился экстазным: более 20 минут зал стоя приветствовал исполнителей. Зрители начали расходиться только после того, как сцену покинули все артисты до единого.
Вот ТАК поют в России! Вот так Камерный хор отметил своё 15-летие!
кандидат искусствоведения, Наталия Калиниченко.
Фотограф: Иван Помигуев.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев