Осетия – название грузинское. А сами себя они всегда называли аланами.
История народа представлена множеством очень стильно поданных экспонатов и хорошими текстами. Я узнала, что во время поздней бронзы и раннего железа, более чем за 1 тыс. лет до н.э. на Кавказе существовала очень развитая кобанская культура, которая ничуть не уступает прославленной центральноевропейской культуре того периода. И это стало большим потрясением для археологов. Бытовые и культовые изделия из металла поразили их лаконичностью, динамизмом изображений. На Кавказе уже отлично вписывали свои работы в «золотое сечение», и эти оригинальные шедевры хранят лучшие музеи мира.
Затем сюда пришли скифы – «иранские европейцы». Осетины считают себя единственными на Кавказе потомками скифов, смешавшихся с местным кавказским населением. Они – реликты скифского мира, в их языке сохранилось больше всего его отзвуков. Но этот мир был завоеван сарматами. Река Дон (древний Танаис) долго была границей между европейской и азиатской Сарматией, которая одинаково сильно прессовала и Рим, и Китай. Это был один из наиболее мощных народов древнего мира, имевший самую технологичную тяжеловооруженную конницу. Они сформировали образ средневекового рыцарства, который потом укрепился на Западе.
А где же тут аланы? А вот итогом этих смешений нескольких волн ираноязычных кочевников и древних кавказских племен стал новый народ, который царил от Дагестана до Кубани в средние века. С 7 по 10 век они доказывали свою самость Арабскому халифату, Византии и Хазарскому каганату. Их смогли подчинить себе только татаро-монголы в 14 веке. Остатки аланов отступили в горы и три столетия боролись за выживание, обороняя от врагов свои тесные ущелья. Практически утратили письменность, но язык сохранили.
Их очень хотели завоевать грузинские князья. Но участь тех, кто согласился уйти на ту сторону, стала хорошей прививкой для остальных. А еще за контроль над Центральным Кавказом боролись Турция и Иран. Но своего государства аланы создать все-равно не могли в условиях перенаселения, горного малоземелья, нехватки многих ресурсов. Они поступили прагматично и выбрали союз с Россией, которая как раз начала продвигаться на Кавказ. Ей тоже был выгоден союз с народом, оседлавшем стратегические перевалы, были нужны аланские дороги, месторождения серебра и свинца. А аланы условием ставили – получение равнинных земель для проживания. Присоединение произошло в 1774 году. Но русские назвали этот народ осетинами по примеру грузин. Название Владикавказ («владей Кавказом») дали крепости, основанной русскими в 1784 году. Она была необходима для охраны Военно-Грузинской дороги.
Вернемся в музей. В нем действительно полно шедевров из металла. Изображения животных, рыб, людей выглядят совершенными, не верится, что их изготовили 3 тыс. лет назад. Много чудесной посуды. Я усвоила, что котел для пива – имеет конусообразное дно, а для мяса – плоское. Размеры котлов – отдельное впечатление. Весьма поразил меня череп аланского вельможи – вытянутый, как у пришельца с Альфа Центавры. Каким способом так деформировали черепа младенцам, уже не установить. Но знать хотела отделить себя от простого народа надежно, чтобы даже при отсутствии документов, всем было понятно, кто есть кто. Я спросила у смотрителей, не было ли случаев слабоумия от таких манипуляций. Мне мудро ответили, что если бы были, то это бы прекратили. Дураки во власти не нужны. А вот вроде как сохранились свидетельства, что мучались они к старости головными болями. Но много ли воинов доживает до старости?
Весьма впечатлили «Города мертвых», где еще в 18 веке так хоронили людей – в домиках с хитрой вентиляцией и гидроизоляцией, на полках, в деревянных «лодочках». Видела плуги для горных пашень. Таскали их быки. Подумала, что это намного тяжелее, чем Пушкина возить. В самое сердце поразили горные осетинские лыжи. Они точно одноразовые! В музее масса информации об истории Осетии, которая прошла все, что прошла Россия за много веков. И это все очень интересно, правда.
Выходя, я увидела в вестибюле красочный портрет такого осетинского «Георгия Победоносца». В подписи значилось имя бога – Уастырджи. Спросила у женщины из сувенирного киоска, а она аж вздрогнула: «Что вы! Женщинам нельзя произносить его имя». Пришлось почитать потом. Оказывается, несмотря на то, что осетины – единственный христианский народ на российском Кавказе, в последние годы растет движение в пользу своей дохристианской религии, основанной на эпосе о героях-нартах. И в нем Уастырджи – центральный из семи богов, покровитель мужчин, воинов и путников. Это как раз скифские мотивы. И вроде как почти треть населения Осетии уже является приверженцами новой «истинной веры». Ну лишь бы она была доброй и справедливой.
Ох, всего не напишешь даже про такую небольшую страну. Закончу пока. А на фото будут экспонаты, и в конце два объекта, которые я хотела увидеть, но они далеко от города. Вот как раз вырывающийся из скалы «Георгий Победоносец» (г. Алагир) и еще «Зеркальный барс» в Кадаргаванском каньоне. Знаю, что барса многие считают ерундой, но мне понравилась идея с зеркальными кусочками, которые его прячут от глаз, растворяя в окружающем пространстве. Что ж, желаний всегда больше, чем возможностей. Посмотрю пока вместе с вами на картинке.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев