Открыта 1976-1986 году (?) Длина: 2 км Расположена в Центральном Детском парке «Истиклол» 2 станции Джизак, Гунча Искусственные сооружения: переезд, 3 водопропускные трубы, подпорные стены
Детская железная дорога в крупном промышленном городе Узбекистана – Джизаке по странному стечению обстоятельств осталась малоизвестна. Даже точными сведениями о дате её открытия мы не располагаем. Из двух противоречащих друг другу источников известно, что произошло это либо летом 1976 года, либо в 1986 году.
Проложенная в Центральном детском парке «Истиклол» (в те годы – Детский парк «Гунча») линия ДЖД полукольцом огибает гору. Поскольку большая часть пути проложена по склонам горы, дорога имеет очень сложный продольный профиль с крутыми уклонами. Почти на всем протяжении дороги сооружены подпорные стены для защиты от обвалов и оползней. Для пропуска талых вод имеется три водопропускные трубы. В месте пересечения линии ДЖД и дороги, ведущей к расположенному на вершине горы кафе, оборудован переезд.
Обе конечные станции ДЖД расположены у подножия горы. Их путевое развитие типично для детских железных дорог: один главный путь, один обгонный путь и один тупик. На главной станции Джизак имеется депо, совмещённое с пассажирским зданием и одна высокая платформа. Единственная высокая пассажирская платформа размещена внутри депо. На второй станции (Гунча) – высокая платформа и лёгкий навес.
Пассажирская платформа в депо на станции Джизак. Фото Ильдара Басырова, 8 декабря 2004 года.
Станция Гунча. Фото Ильдара Басырова, 8 декабря 2004 года.
На сегодняшний день никакими средствами СЦБ дорога не оборудована. Нет даже следов от светофоров. Тем не менее, в местах их наиболее логичного расположения имеются изолирующие стыки, что наталкивает на мысль о существовавших когда-то планах оснащения дороги средствами сигнализации и блокировки.
О подвижном составе первых лет существования ДЖД нам практически ничего не известно. Со слов старожилов, все тепловозы и вагоны были получены с узкоколейки Пролетарск–Сулюкта, и перед началом работы на ДЖД прошли капитальный ремонт. Современный же подвижной состав Джизакской ДЖД заслуживает особого внимания. В 1990 году Камбарский машиностроительный завод отгрузил в адрес Детского парка «Губча» две пассажирские автомотрисы ТУ8П-003 и ТУ8П-004. Именно они и используются на Джизакской ДЖД в качестве локомотивов. Насколько нам известно, это единственный случай применения таких автомотрис на ДЖД. Поезд состоит из трёх вагонов Демиховского машиностроительного завода: двух пассажирских вагонов модели 43.0011 и одного вагона-столовой.
Весь подвижной состав Джизакской ДЖД на станции Гунча. На переднем плане автомотриса ТУ8П-004. Фото Никиты Клочкова, 27 августа 2006 года.
С момента открытия и до начала 1990-х годов дорога обслуживалась детьми. Позже дорога была закрыта и до 2003 года не эксплуатировалась. За несколько лет заброшенную ДЖД успели почти полностью разграбить. От локомотивов и вагонов остались одни остовы.
В 2003 году по решению местных властей началась реконструкция парка, предусматривавшая кроме всего прочего и восстановление парковой железной дороги. Все работы были распределены между предприятиями города. Восстановление ДЖД было поручено Товарно-сырьевой бирже.
Весь подвижной состав Джизакской ДЖД на станции Гунча. Фото Никиты Клочкова, 27 августа 2006 года.
Одновременно с восстановлением пути был проведён капитальный ремонт всех вагонов и одного локомотива. В вагонах были установлены мягкие кресла и новая обшивка салона. При этом, вагон-столовая так и используется по своему первоначальному предназначению – в качестве ресторана.
После нескольких пробных рейсов стало понятно, что тяговых характеристик восстановленного ТУ8П недостаточно для уверенного вождения поезда по дороге с тяжёлым горным профилем. Пришлось восстанавливать второй локомотив и водить поезда двойной тягой. При этом пассажирские салоны обеих автомотрис используются по назначению – для перевозки пассажиров. Из-за особенностей компоновки автомотрисы ТУ8П, ограничивающей обзор машинисту при движении пассажирским салоном вперёд, и для уменьшения объёма маневровых работ поезд сформирован следующим образом: ТУ8П – ПВ (пасс.) – ВС (ресторан) – ПВ (пасс.) – ТУ8П. Летом 2004 года Джизакская детская железная дорога вновь открылась для посетителей. Правда, теперь её обслуживают уже не дети, а четверо взрослых. Движение поездов по дороге открывается в марте и прекращается в сентябре, с началом сезона уборки хлопка. При этом поезда ходят с 16 до 22–23 часов, в зависимости от пассажиропотока.
Вагон-столовая ВС-1. Фото Никиты Клочкова, 27 августа 2006 года.
Интерьер вагона-столовой ВС-1. Фото Никиты Клочкова, 27 августа 2006 года.
В 2005 году планировалось провести большую реконструкцию дороги с тем, чтобы хоть немного смягчить продольный профиль. К сожалению, сделано это не было. Летом 2006 года поезд, состоящий из одной автомотрисы и одного вагона, ходил лишь до половины пути.
Интерьер пассажирского вагона. Фото Ильдара Басырова, 8 декабря 2004 года.
В 2004–2005 годах ещё говорилось о том, что в будущем дорога снова станет детской, то есть обслуживать её, как и двадцать лет назад, будут сами дети. Но уже в 2006 году возможность превращения дороги, находящейся в частной собственности, в истинно детскую практически не рассматривалась.
Смотришь на это всё, со слезами на глазах. Остатки Советской Власти. Было всё для людей, для детей.. Было. Теперь, лепи, не лепи, нет того что было. И наверное уже никогда не будет. Доброты той нет, которая была к людям, детям.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2