Чем больше "платников", тем лучше вузу. А государству и студентам?
Нынешняя система сводится к тому, что высшее образование получают лишь единицы глубоко одарённых абитуриентов и те, чьи родители имеют много денег. Остальным, кто хочет быть хорошим специалистом, дали красный свет. Фактически за последние тридцать лет в России установился странный порядок в сфере образования.
Как сообщил на днях на заседании Комитета Госдумы по науке и высшему образованию замглавы Минобрнауки Александр Омельчук, "в силу законодательства, для всех бюджетных учреждений автономный порядок определения платы устанавливает учредитель этих организаций":
"Соответственно, для сельскохозяйственных вузов — это Минсельхоз, для университетов медицинских — это Минздрав и так далее. Соответственно, здесь нам кажется, что с точки зрения упорядочивания и возможного выстраивания более аргументированной логики ценообразования, конечно, наделение Минобрнауки полномочиями с точки зрения общего регулирования стоимости обучения в вузах, нам кажется, было бы логичным", — заключил Омельчук.
Пока же, ещё раз, механизм, количество бюджетных мест и прочие вопросы, связанные с платным/бесплатным обучением, указывает условный "целевой заказчик" (регулятор, так скажем, той или иной отрасли).
Вот почему родители нынешних школьников ностальгируют о том, как было устроено высшее образование во времена СССР. Читатель Царьграда Сергей Уржумов рассказал, что учился в политехническом институте им. Ленина в 1977-1982 годах на самолётостроительной специальности. Естественно, бесплатно. И авиационный завод ещё доплачивал студентам по 15 рублей к государственной стипендии:
- В итоге троечники не получали стипендии, у кого было наполовину тройки и четвёрки — 55 рублей, четвёрки и пятёрки — 63 рубля, а круглые отличники — 75 рублей. И это — стипендия, когда уборщицы получали 60-70 рублей. После окончания пришёл на завод инженером-технологом, зарплата 115 рублей плюс квартальные премии. На наши деньги, представьте, стипендии были ориентировочно 30-45 тысяч рублей. Вот и сравнивайте в этом отношении социализм и капитализм.
Платных больше, чем бесплатных
Высшее образование в современной России поставлено на рыночные рельсы: то, что вузы недополучают из бюджета, в итоге добирают со студентов-платников. В мае этого года Совфед одобрил закон о госрегулировании приёма в вузы на платное обучение, который закрепил право правительства устанавливать объём коммерческих мест в вузах. Дескать, хватит плодить за деньги юристов и экономистов. Инициатива здравая, но запоздавшая как минимум на десятилетие.
Например, в Москве платных мест в пять раз больше, чем бесплатных. Беглый обзор приёмной кампании — 2025 в столичных вузах показывает печальную картину: практически повсеместно количество коммерческих мест превышает количество бюджетных. Причём по некоторым направлениям — в разы. Рекордсмен среди государственных вузов, пожалуй, Институт мировой экономики и бизнеса РУДН — разница в восемь раз! Бюджетных мест значительно больше, чем платных, только в "культурных" вузах — как правило, в тех, где учат музыке. Одним из немногих сохраняет паритет МГУ им. Ломоносова — 6500 бюджетных и 5600 платных мест.
Нет комментариев