Тренд на импортозамещение закономерно привел к дисбалансу на рынке труда. По данным HeadHunter, число вакансий инженеров стабильно растет на протяжении двух лет, только за первые два месяца 2023 года динамика составила почти 50%, тогда как число резюме в этой же сфере сократилось на 6%. В дальнейшем кривые спроса и предложения могут разойтись еще сильнее. В России примерно 460 тыс. промышленных предприятий, и значительная часть из них, от 10 до 100% в разных отраслях, лишились доступа к импортным технологиям, а значит, стали нуждаться в специалистах для выстраивания новых производственных процессов.
Быстро закрыть эту потребность не получается. Несмотря на то что рост спроса на ИТР был предсказуем и давно значился в стратегических планах (программа модернизации на основе инноваций была представлена в 2009 году, а разговоры о необходимости диверсификации экономики начались еще раньше), нынешняя ситуация с большой нехваткой «физиков» все равно оказалась форс-мажорной. Увеличение числа бюджетных мест на инженерные специальности в вузах не спасает. В 2022 году Минобрнауки РФ было вынуждено продлить сроки приемной кампании из-за недобора желающих поступать на технические факультеты; в 2023-м с большой долей вероятности произойдет то же самое. Число участников экзамена по профильной математике по сравнению с прошлым годом сократилось на 20 тыс. человек (с 302 тыс. до 282 тыс.), при том что численность населения в возрастной группе нынешних выпускников увеличилась вследствие подъема рождаемости в середине 2000-х. Учитывая, что чуть больше 20% выпускников ежегодно проваливают экзамен, необходимые баллы наберут порядка 226 тыс. человек, примерно на 20 тыс. человек меньше, чем требуется.
Обсуждая эту асимметрию, эксперты говорят о проблеме низкого качества преподавания математики и физики в школах, а также о снижении мотивации у современных молодых людей работать в реальной экономике на ответственных должностях: например, в радиоэлектронике, по данным Минпромторга РФ, остаются в профессии только пять процентов выпускников профильных факультетов.
Быстродействующих рецептов для решения проблемы дефицита инженеров пока не придумано. В апреле этого года парламент Татарстана внес в Госдуму РФ законопроект, в котором предложил обязать студентов-бюджетников отрабатывать три года по распределению, а в случае отказа — возмещать расходы государству на обучение. Однако эта инициатива, навеянная изданным в 1933 году Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР «Об улучшении использования молодых специалистов», с которого началось внедрение уже подзабытого механизма целевого распределения, была подвергнута критике со стороны профильного комитета и пока даже не принята к рассмотрению. Скажем честно: в экономике, в которой сочетаются разные формы собственности, у нее нет шансов.
Больше надежд возлагают на менее радикальные программы с отложенным эффектом. Мы уже писали (см. «Даешь стране технологии», «Эксперт» № 13 за 2023 год).о научно-образовательных центрах (НОЦ), работающих с 2018 года и призванных изменить ситуацию с кадрами в регионах. Сегодня рассмотрим еще один крупный федеральный проект — «Передовые инженерные школы» (ПИШ), который должен направлять студентов естественно-научных факультетов в инженерное русло и в дальнейшем на предприятия реального сектора. Этот новый тип ступени высшего образования утвержден совсем недавно, в апреле 2022 года. Он разработан Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и, соответственно, нацелен на решение общей для этих структур задачи — максимально возможной интеграции научно-образовательного и производственного процессов.
С июля по декабрь прошлого года на создание передовых инженерных школ было выделено 2,5 млрд рублей; финансирование распределялось на конкурсной основе в виде грантов в размере около 83 млн рублей каждый. Всего в конкурсе участвовало 90 ведущих университетов, поддержку получили 30 из них. Победители расположены в 15 регионах, во всех федеральных округах. Пул индустриальных партнеров представляют 40 крупных предприятий, которые специализируются на авиационной и ракетно-космической тематике, ядерной энергетике, биотехнологиях и сельском хозяйстве, машиностроении, химической промышленности, медицинском приборостроении, информационных технологиях. Среди них КамАЗ, «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «Сибур», «Татнефть», «Газпром нефть», Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная приборостроительная корпорация, «Ростех», «Росатом» и другие. Общий объем инвестиций корпоративного сектора в передовые инженерные школы в прошлом году превысил три миллиарда рублей.
Первое полугодие работы ПИШ оценено профильным министерством со знаком «плюс», финансирование проекта на 2023 год выросло в четыре раза и превысило 10 млрд рублей. Гранты теперь будут распределяться не равномерно, а в зависимости от результатов
Гарантии и бонусы
В вузе передовые инженерные школы стоят на одном уровне с факультетами, но представляют собой межфакультетские подразделения, в которых реализуются образовательные, научные и технологические программы. В отличие от классических факультетов, которые, как правило, являются монодисциплинарными, ПИШ по большей части нацелены на научно-технологическую повестку и создание востребованных продуктов. Образовательная функция школ состоит в обучении студентов не только инженерной теории, но и реальному созданию востребованных продуктов в профессиональных командах предприятий-партнеров.
В большинстве вузов ПИШ — это инженерная версия магистратуры. В школу поступают студенты, которые окончили бакалавриат по естественно-научным направлениям и намерены строить карьеру в высокотехнологичном производственном секторе. Во время обучения они получают необходимый инструментарий для предметной работы, цифровые навыки (программирование, методы ИИ), а также курсы, ориентированные на конкретную область деятельности, которые, как правило, читаются представителями партнерских компаний. Общим для всех магистратур ПИШ является сквозной курс системной инженерии. В некоторых вузах передовые инженерные школы представляют собой полноценные факультеты с программами бакалавриата, специалитета и магистратуры. Зачастую студенты ПИШ получают повышенные материальные бонусы. Например, «Ростсельмаш — партнер школы Донского государственного университета — выплачивает магистрантам стипендию в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц «в зависимости от успеваемости. Приезжим из других регионов оплачивается аренда квартиры либо предоставляется жилье в новом кампусе вуза.
Нет комментариев