Из истории вопроса
Тот факт, что деградация образования страны влечёт за собой деградацию специалистов во всех областях «народного хозяйства» (науки, производства, обороны), доказывать не надо. Поэтому деградация образования — преступление перед народом и государством, перед будущим наших детей и внуков тех «специалистов», которые, несмотря на предупреждения экспертов, привели образование к деградации. Этот вопрос требует не беглого обзора, а расследования. Немного истории.
С самого начала «реформы» образования в России научно-образовательное сообщество терялось в догадках, обсуждая каждый новый шаг «реформаторов»: что это было? Недоработка невесть откуда взявшихся неспециалистов или откровенное вредительство?
При становлении капиталистического строя в России считалось, что страна войдёт в клуб западных держав, а для этого перенастраивали все системы государства на лучшее соответствие системам наших «уважаемых партнёров». Наши политики не понимали, что Запад видит Россию только как часть своей пищевой цепочки. Ну какие равноправные отношения могут быть между удавом и кроликом? Сейчас это стало очевидным. А тогда у нас считали, что всё должно быть так, «как у них». Руководили этой работой люди, работавшие в международных организациях, которыми жёстко управляют США. Страна брала кредиты на реформу образования, а кредиторы ставили условия: выполнение реформ в заданном направлении.
Разрушение «совковой» школы
Одним из пунктов, в котором совпадали мнения «реформаторов», была необходимость разрушения прежней советской (российской) системы образования, воспроизводившей советскую ментальность — коллективизм и патриотизм мешали строить капитализм. Вот как о первых результатах «реформы» рассказал один из её руководителей А. Г. Асмолов в интервью журналу «Огонёк» (2000 г.)
«Мы видим прекрасную, умную, всепобеждающую наглость родителей и наглость детей, которые начинают качать свои права и требовать от школы, чтобы она готовила дитя к жизни и карьере. А не лепила из него то, что нужно Великому Отцу. И я, забыв о скромности, бью себя кулаком в грудь и горжусь тем, что был причастен к тому, что это произошло… Поколение, воспитанное школой, ориентированной на развитие личности, готово в случае чего поменять профессию, город и страну…»
О чём это высказывание? — О навязывании идеи прав ребёнка без учёта его обязанностей. О перекладывании ответственности за учебную работу с ученика на учителя. Александр Григорьевич до сих пор является «реформатором» образования. Долгие годы руководил Федеральным институтом развития образования (ФИРО).
«Вы почему поставили «3» ребёнку по своему предмету? Он же не придёт на ваш следующий урок». Или: «Вы поставили «2» не ребёнку, а себе, значит, не умеете учить». Это реальные высказывания школьных администраторов.
Если сюда добавить «оказание образовательных услуг», соревнование в педколлективе за зарплату (это соревнование вытекает из новой системы оплаты труда — НСОТ) и другие унижения учителей, нападения и избиения учителей, то можно понять, что все эти очевидные ошибки были допущены сознательно ради понижения уровня образования в стране и статуса учителя. Во всяком случае, думая о сиюминутной выгоде, экспериментаторы не думали об отдалённых последствиях НСОТ, оптимизации школ, дистанционного обучения.
«Реформаторы» делают вид, что заботятся о развитии образования, осуществляют одно мероприятие за другим, никогда не отчитываясь о выгодах, которые получает образование. Причина проста: нет научно установленных выгод, нет независимых экспертиз влияния их деятельности на состояние образования в стране. Есть только их отчёты о росте придуманных ими показателей и планы движения вперёд… к пропасти под чутким руководством внешних управляющих. А им не нужен подъём и развитие государства Российского.
Вечный эксперимент в образовании
Только чиновникам подъём образования — без надобности.
Из интервью министра образования России В. М. Филиппова корреспонденту «Российской газеты» Виктории Молодцовой (20.02.2001):
— Вы не боитесь, что Вас назовут человеком, развалившим отечественное образование?
— Во-первых, без эксперимента развалить образование невозможно. Надо экспериментировать много лет, чтобы потом принять решение…
Уже 30 лет экспериментируют, а страна ощущает провал за провалом. Укажем некоторые из них.
Из мнимой заботы о поступлении в МГУ мальчика из далёкого села, из желания победить коррупцию ввели ЕГЭ. Я вовсе не против ЕГЭ как одной из форм экзамена, результаты которого принимают некоторые вузы. Но после получения аттестата. Я против объединения в ЕГЭ двух несовместимых функций: выпускной экзамен для всех учащихся и отбор наиболее способных и мотивированных для обучения в вузе. Если раньше абитуриент поступал в вуз, иногда не с первого раза, чтобы получить профессию своей мечты, то теперь большинство ребят поступает обучаться по профессии «куда меня возьмут с моими баллами». Это же очевидный провал в отборе способных и мотивированных к обучению в вузах.
Началась гонка за баллами, а не за знаниями. Обучение ведётся не по учебникам с систематическим изложением знаний, а по сборникам «ЕГЭ-20_ _». Круг тем, над которыми согласен работать школьник, резко сузился. Его не интересует научная картина мира, устройство науки, азы которой он изучает, не интересуют предметы, по которым не надо сдавать ЕГЭ… что плодит бескультурье, незнание мировой истории, истории своего государства и непомерные претензии и амбиции, основанные на детском восприятии мира и себя в этом мире. Его интересует, как решается задание с параметрами из очередного сборника. Спрос рождает предложения.
В Интернете учат лайфхакам, объясняют, как получать правильные ответы, не понимая смысла своих действий — при сложении дробей, при решении задач на проценты и пр. Вот совет от популярной блогерши, вынесенный в заголовок её сообщения: «Забейте на учёбу».
Нет комментариев