Байда - транспорт для мужчины, но не всякий вал берет.
А взглянув на мореходов, из далеких жарких стран,
Вы поймете - для походов лучше взять катамаран.
/из старой туристской песни/
Сплавной катамаран не просто туристское транспортное средство. Это национальная гордость и история России! 😎 Без преувеличения скрепа и твердыня! Это необыкновенное плавсредство могло возникнуть только в СССР. Известно, что среди занимающихся спортивным туризмом и альпинизмом был самый высокий процент людей с высшим образованием. И вот инженерная смекалка и любовь к самодеятельным путешествиям слилась с тотальным дефицитом оборудования и снаряжения.
Эти ваши интернеты утверждают, что катамаран - одно из первых плавсредств, изобретенных человечеством, если не вообще первое. Он появился, когда кто-то из наших далеких предков дотумкал, что, если к бревну привязать второе такое же, плавать станет гораздо удобнее. Собственно, его название оттуда и произошло - "катту маарам", что на тамильском значит "два связанных бревна".
Сначала в распоряжении туристов-водников СССР были лишь плоты и разборные байдарки. На байдарках ходить на сложной воде было не просто, а сплавы на самодельных плотах (из настоящих бревен) считались уделом рыбаков и отчаянных сорвиголов.
Но желание покорить белую воду горных рек подталкивало энтузиастов к разработке новых судов. Так на рубеже 70-80 годов прошлого века появились весельные плоты на надувных камерах, дебютировавшие на алтайское реке Чуя.
История утверждает, что первый разборный надувной катамаран классической конструкции был создан в 1977 году Сергеем Папушем (Москва), неоднократным чемпионом соревнований по водному слалому, президентом Федерации гребного слалома России. Судно создавалось во время подготовки похода максимального уровня сложности на реку Башкаус (Алтай). Даже для современных экстремалов с первоклассным оборудованием, она является опасным испытанием. Что уж говорить о группе на байдарках. Однако выбор в 1977 году был невелик: брать то, что есть, либо придумывать что-то свое.
Было необходимо объединить плот и байдарку - создать многоместное разборное судно, обладающее высокой грузоподъемностью и пригодное для слалома.
За железным занавесом в это же время развивался рафтинг - спортивный и развлекательный сплав на многоместных надувных грузовых плотах, первые образцы которых применялись армией США во время войны во Вьетнаме. Но "за рубежи" из советских представителей экстремальных видов спорта изредка пробивались только альпинисты. А туристы-водники варились в собственном соку, поэтому сплавные катамараны не получили известности в мире за пределами СССР.
Катамаран С.Папуша был построен из списанного прорезиненного капрона и матрасной ткани. В 1978 году на нем был пройден Башкаус, поход победил в чемпионате Союза по водному туризму. А катамаран покорил сердца туристов-водников.
И уже 40 лет их шью и клеят и самостоятельно, и в промышленных масштабах, заменив брезентовые чехлы поплавков (внутрь для поддержания плавучести вставляли камеры волейбольных мячей), на современные материалы и технологии. Простая как бублик конструкция неизменна: разборная рама из алюминиевых труб, надувные баллоны, от 2 до 6 мест для гребцов.
Кстати, о "бублике". Необычный весельный плот с надувными элементами в форме торов (бубликов) был сделан в 1987-1989 годах туристами Томского политехнического института. "Бублик" (или Карабубер) предназначался для сплава по рекам высшей категории сложности. Благодаря пониженному центру тяжести, при перевороте "бублик" всегда возвращается в нормальное состояние. Впервые его показали публике на международных соревнованиях "Чуя-ралли" в 1989 году. В том же году на "бубликах" командой Александра Проваторова (Барнаул) было совершено полное первопрохождение реки Чульча и Карагемского прорыва (экстремального 5-километрового участка реки Аргут) на Алтае.
Заметим в финале, что в августе прошлого года на Чульче и Чулышмане побывали инструкторы карельского "Большого Приключения", пройдя маршрут 6 кат. сложности, отягощенный высоким уровнем воды.
#БольшоеПриключение #БПКарелия

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев