Во второй половине 1950-х годов в СССР были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна», для переброски которых потребовался вертолёт большей грузоподъемности.Ми-6 — первый в мире вертолет серийного производства, оснащенный двумя турбовальными двигателями со свободной турбиной. Его компоновочная схема признана классической[4]. Вертолёт Ми-6 — самый грузоподъемный по тем временам.Первый полёт состоялся 5 июня 1957 года. ГСИ проходили в 1959-1963 годах. Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе как в военном, так и в гражданском вариантах.В 1964—1978 годах поставлялся на экспорт.
История создания и производства
В конце 1952 года в ОКБ Миля начались исследования по созданию тяжелого транспортного вертолета.[5][неавторитетный источник? 127 дней]11 июня 1954 года ОКБ Миля получило Постановление Совета Министров о разработке тяжелого транспортного вертолёта. В соответствии с ним тяжелый вертолёт должен был перевозить 6 т груза при нормальной взлетной массе, 8 т при перегрузочной и 11,5 т в случае полета на укороченную дистанцию.[1]ОКБ Миля начало разработку вертолёта одновременно в транспортном, десантном и санитарном вариантах. Впервые в СССР на вертолёте предусматривалась перевозка грузов на внешней подвеске.Главным конкурентом будущего Ми-6 стал Ка-22, разработанный в ОКБ Н. И. Камова. В отличие от Ми-6, Ка-22 был построен по поперечной схеме с двумя несущими винтами относительно небольшого диаметра, что, как выяснилось впоследствии, оказалось экономически нецелесообразно.[1]Серийный выпуск Ми-6 был развернут одновременно на двух предприятиях: Московском заводе № 23 и Ростовском заводе № 168.[1]В 1959 году на Ростовском заводе № 168 были выпущены первые 4 серийные Ми-6. Выпуск Ми-6 в Ростове продолжался до 1980 года, когда ему на смену смену пришёл более совершенный Ми-26. С 1959 по 1980 год на предприятии было выпущено 874 Ми-6.[1] В Москве было выпущено только 50 Ми-6 в период с 1960 по 1962 год по причине перехода завода на выпуск ракетно-космической техники.
Лётно-технические характеристики
Ми-6Тюменская область, съёмки фильма «На земле и в небе» по заказу Ростовского вертолётного завода
Автомат перекоса
.Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 x ГТД Д-25В
Нагрузка в кабине, кг — 12 000
Нагрузка на подвеске, кг — 8000
Макс. скорость, км/ч — 250/340
Крейсерская скорость, км/ч — 200/250
Стат. потолок, м — 2250
Практическая дальность, км — 1450
Дальность действия, км — 620—1000
Продолжительность полета, ч — 3
Размеры планёра
Длина, м — 33,16
Высота, м — 9,16
Ширина, м — 3,2
Размеры кабины
Длина, м — 12
Высота, м — 2,65 Ширина, м — 2,5 Диаметр НВ, м — 35Модификации
Название модели
Краткие характеристики, отличияМи-6АНовая базовая модификация вертолета, созданная в 1971 году в результате многочисленных доработок
Ми-6АТЗ
Топливозаправщик на базе транспортного вертолёта Ми-6А Ми-6ВКП Воздушный командный пункт.Ми-6М Базовый противолодочный вертолёт, работы над которым велись в 1958 году.Ми-6П Пассажирская модификация вертолёта (Салон), созданная в 1965 году.Ми-6ПЖ Пожарный вариант.Ми-6ПППостановщик помех системам радиотехнической разведки и обнаружения типа АВАКС. Серийно не выпускались.Ми-6ПРТБВПодвижная ракетно-техническая база вертолётного типа.Ми-6ПСПоисково-спасательный вертолёт.Ми-6РВКРакетно-вертолётный комплекс.Ми-6ТЗТопливозаправщик для сухопутных войск и авиации.Ми-10 «Воздушный кран», вариант для перевозки грузов на внешней подвеске.Ми-22 (Ми-6АЯ) Воздушный командный пункт.
Мировые рекорды
Дата установления рекордаЭкипаж вертолётаОписание30 октября 1957 года[5]Пилотировал: Р. И. Капрэлян
Второй пилот: Герман Г. В.
Борттехник: Ф. С. НовиковВ одном полёте установлены два рекорда: груз массой 12 000 кг был поднят на высоту 2432 м и установлен рекорд высоты полета 2432 м с грузом массой более 10 т.16 апреля 1958 года[6][неавторитетный источник? 127 дней]Пилотировал: С. Г. Бровцев
Второй пилот: П. И. Шишов
Бортинженер: В. Ф. КоноваловУстановлен рекорд грузоподъемности: груз массой 5000 кг был поднят на высоту 5584 м.16 апреля 1958 года[6][неавторитетный источник? 127 дней]Пилотировал: Р. И. Капрэлян
Второй пилот: Н. В. ЛешинУстановлен рекорд грузоподъемности: груз массой 10 000 кг был поднят на высоту 4885 м.21 сентября 1959 года[6][неавторитетный источник? 127 дней]Пилотировал: Б. В. Земсков
Второй пилот: П. И. Шишов
Штурман: С. И. Клепиков
Бортинженер: С. Г. БугаенкоУстановлен рекорд скорости полета 268,92 км/ч по замкнутому 100-км маршруту (Тушино - Истра - Голицыно - Тушино).21 сентября 1961 года[7]
Пилотировал: Н. В. Лешин
Второй пилот: В. П. Колошенко
Бортинженер: Ф. С. НовиковУстановлен рекорд скорости полета 320 км/ч, что было на 10 км/ч выше рекорда американского вертолета
S-61, установленного 17 мая 1961 года.11 сентября 1962 года [8][неавторитетный источник? 127 дней]Пилотировал: В. П. Колошенко
Второй пилот: Г. Р. Карапетян
Штурман: С. И. Клепиков
Бортинженер: В. И. Щербинин
Бортрадист С. И. ИвановВ одном полете были
установлены четыре рекорда: скорости полета 284,534 км/ч по замкнутому 1000-км с грузом 1000, 2000 и 5000 кг, а также скорости полета 294 км/ч по маршруту 500 км.13 сентября 1962 года[8]Пилотировал: Р. И. Капрэлян
Второй пилот: Н. В. Лешин
Бортинженер: С.И. Бугаенко
Ведущий инженер по летным испытаниям: B.C. ОтделенцевВ одном полете установлено три рекорда: высоты полета 2738 м с грузом 15000 кг и 20000 кг, и подъема максимального груза 20 117 кг на высоту 2000 м.15 сентября 1962 года[9][неавторитетный источник? 127 дней]Пилотировал: Б. К. Галицкий
Второй пилот: В. Козырев
Штурман: М. Харитонов
Бортинженер: К. Матвеев
Бортрадист: С. Рыбалко
Ведущий инженер: Ю. КоншеевВ одном полете установлено четыре рекорда: достигнута скорость полета 300,377 км/ч по замкнутому 1000-км с грузом 1000 и 2000 кг, а затем скорость полета 315,657 км/ч по замкнутому 500-км маршруту.26 августа 1964 года[9]Пилотировал: Б. К. Галицкий
Второй пилот: н/д
Штурман: н/д
Бортинженер: н/дУстановлен рекорд скорости полета 340,15 км/ч по замкнутому маршруту протяженностью 100 км.
Эксплуатанты
Текущие
Белоруссия — несколько единиц Ми-6 по состоянию на 2016 год[10] Узбекистан — 26 единиц Ми-6 и 2 единицы Ми-22 (Ми-6АЯ), по состоянию на 2016 год[11] Лаос — одна единица Ми-6 по состоянию на 2016 год[12]
Бывшие военные
СССР Алжир — от 4 до 5 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1972 году[13] Вьетнам — 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1966 и 1970 годах[13] Египет — 19 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1965 и 1971 годах[13] Индонезия — 8 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1965 году[13] Ирак — от 10 до 13 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1973 году[13] Пакистан — 1 единица Ми-6Т поставлена из СССР в 1968 году[13] Перу — от 6 до 16 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в период с 1971 по 1972 годы[13] Польша — 3 Ми-6 состояли на вооружении ВС Польши в 1986-1990 гг; 2 вертолёта были проданы Украине и 1 был передан в музей авиации[14] Россия — 10 единиц Ми-6 по состоянию на 2013 год[15] Сирия — 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в период с 1972 по 1973 годы[13] Эфиопия — от 4 до 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1978 году[13]
Гражданские
СССР Польша — 3 Ми-6А эксплуатировались в 1974-1985 гг
Авиапроисшествия и катастрофы
Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Погибло/всего на борту
Краткое описание
Ми-6 памятники и музейные экспонаты
Тип
Бортовой номер
Местонахождение
Изображение
Интересные факты
Когда ОКБ Миля приступило к разработке тяжёлого транспортного вертолёта Ми-6 с максимальной взлётной массой свыше 40 т, самые тяжёлые зарубежные вертолёты того периода имели максимальную взлётную массу не более 15 т.[4]Впервые в СССР на серийном вертолёте предусматривалась перевозка грузов на внешней подвеске.[4]Именно с Ми-6 в СССР началось развитие вертолётов с газотурбинным двигателем.[4]На вертолёте Ми-6 установлено 16 мировых рекордов.[4]В 1961 году Ми-6 стал первым в мире вертолётом, преодолевший 300 км/ч, скорость, которая в то время считалась предельной для вертолётов.[1]Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где часто принимался за Ми-26, также использовавшимся в этой операции. Недавно можно было увидеть несколько машин, находящихся в полуразрушенном виде около селаРассоха на площадке хранения радиоактивной техники. В настоящее время вся радиоактивная техника которая находилась в отстойнике переплавлена.ОКБ Миля за установление на Ми-6 мирового рекорда скорости в 320 км/ч получило международный приз им. И. И. Сикорского как «признание выдающегося достижения в области вертолётостроительного искусства».Ми-6 установлен на Аллее почёта авиации в Нижневартовске (ХМАО).В середине 90-х, феодосийский авторитет Вова Белый имел в своём распоряжении один МИ-6, на котором любил совершать облёт окрестностей города (несмотря на то, что для этого необходим отдельный воздушный коридор!!!).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев