FMA IA 58 Pucará, от кечуа Pukara — «крепость») — аргентинский лёгкий штурмовик. Разработан по заказу ВВС Аргентины инженерами кордовского Института аэротехники во главе авиаконструктором Эктором Руисом. Предназначен для использования в контрпартизанской войне. Серийно производится с 1974 года. Состоит на вооружении ВВС Аргентины и других стран мира.
История строительства и службы
Вооружение «Пукары»
IA 58 Pucará на авиабазе в городе Натал, Бразилия
Pucará в Музее КВВС в Косфорде
Пара «Пукар» в полёте
Разработка самолёта началась в 1966 году, когда Аргентине потребовался лёгкий разведывательный, ударный и противопартизанский самолёт. Прототип с двумя ТВД Garrett TPE331-U-303 совершил первый полёт 20 августа 1969 года. На последующих самолётах устанавливались французские двигатели Turboméca Aztazou XVIG.
Штурмовик использовался в боевых действиях в ходе операции «Независимость» и англо-аргентинской войне[3]. На Фолклендах в 1982 году аргентинцы применяли с «Пукар» напалм против британских сил[4]. 28 мая «Пукара», пилотируемая аргентинцем Мигелем Хименесом, сбила вражеский вертолёт Westland Scout. Из 24-х использовавшихся в конфликте самолётов 23 были потеряны, в том числе в результате действий британских коммандос, авиации, один был захвачен англичанами и использовался Королевскими ВВС.
Поставлялся на экспорт ВВС третьих стран. В покупке самолёта были заинтересованы Египет (50 машин), Мавритания (6 машин), Венесуэла (в дальнейшем предпочла американский самолёт «Бронко»), Центральноафриканская Республика (12 машин)[3]. Все контракты по различным причинам оказались нереализованными. Планировавшаяся поставка 20 машин в Ирак была аннулирована правительством Аргентины[3].
Конструкция
Представляет собой двухмоторный низкоплан цельнометаллической конструкции, выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Хвостовое оперение Т-образное, убираемое шасси — трёхопорное, с длинными стойками, что позволяет подвеску многочисленного вооружения. Оно обеспечивает возможность эксплуатации «Пукары» с грунтовых аэродромов. Фонарь кабины и пол бронировались. В кабине устанавливались британские катапультируемые кресла Martin-Baker Mk 6[3].
Тактико-технические характеристики
Источник данных: Мировая авиация №132[3][5]
Технические характеристики
Экипаж: 2
Длина: 14,253 м
Высота: 5,362 м
Площадь крыла: 30,30 м²
Масса пустого: 4020 кг
Нормальная взлётная масса: 5300 кг
Максимальная взлётная масса: 6800 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1300 кг
Силовая установка: 2 × Turbomeca Astazou XVIG
Мощность двигателей: 2 × 1022 л.с. (2 × 762 кВт)
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 750 км/ч
Крейсерская скорость: 480 км/ч
Боевой радиус: 225—650 км
Практическая дальность: 2305 км
Практический потолок: 10000 м
Скороподъёмность: 1080 м/мин (максимальная, на уровне моря)
Вооружение
Стрелково-пушечное: 2 × 20-мм Hispano-Suiza DCA-804 c 270 патронами на пушку
4 × 7,62-мм FN M2-30 c 900 патронами на пулемёт
Точки подвески: 3
Боевая нагрузка: 1500 кг
Неуправляемые ракеты: 3 ПУ 19 × 68-мм LAU или
36 × 68-мм Matra F1 или
6 ПУ 19 × 70-мм
Бомбы: 4 × 400-кг или
4 × 500-кг бомб или
8 × 250-кг бомб или
12 × 120-кг бомб
6 гранатомётов Alkan 530 или
3 напалмовых бака
Варианты
AX-02 Delfín — прототип;
AX-04 — торпедоносец;
IA 58A — первая и основная серийная модификация;
IA 58B (Bravo) — IA 58A с двумя 30-мм пушками DEFA 553;
IA 58C (Charlie) — вариант, вооружённый ракетами Matra R550 Magic или Martín Pescador;
IA-58D (Delta)
IA-58E (Echo)
IA-66 — вариант с ТВД Garrett TPE331-11-601W. Изготовлен 1 прототип.
Операторы
Аргентина
ВВС Аргентины — 108 IA 58 1967—настоящее время[6]
Уругвай
ВВС Уругвая — 9 IA 58B 1981—2004[7]
Шри-Ланка
ВВС Шри-Ланки — 4 IA 58A 1993—2004[8]
Колумбия
ВВС Колумбии — 3 IA 58A 1989—2004[9]
Великобритания
Великобритании — 1 IA 58A 1982—?[3]
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев