Трудно найти человека, который бы адекватно воспринимал свой возраст, скажем, после сорока лет. Большинство людей «застревает» где-то в периоде ранней зрелости и даже в пожилые годы продолжают воспринимать себя 20-25-летними. Такая «вечная молодость» почему-то воспринимается общественным сознанием как нечто положительное. Ей посвящают стихи, ее воспевают в песнях, а человек «не стареющий душой» давно уже стал неким эталоном здорового и правильного вхождения в старость. Между тем в этом определении существуют тонкие, но очень существенные различия.
Старость — это период прекращения активной социальной и производительной деятельности. Человек может внутренне сопротивляться этому, желая и дальше приносить пользу в той области, где он наиболее себя реализовал.
Так, знаменитый кардиохирург Николай Михайлович Амосов разработал свою методику преодоления старости через предельные физические нагрузки. И благодаря этому смог оперировать больных уже будучи восьмидесятилетним, спас десятки, если не сотни жизней. Подобное «нестарение душой» вызывает только глубочайшее уважение и благодарность.
Но есть и другие варианты борьбы со старостью, когда человек в свое время просто не смог правильно реализовать себя в определенном возрасте, «застрял» в нем, и в душе навсегда остался «молодым», категорически не желая принимать свои реальные годы. Ведь у каждой поры в жизни человека есть свои задачи, только ей свойственные и для нее актуальные. Например, если его не научили ходить и говорить до шести лет, то потом он уже никогда не сможет этому научиться, потому что время формирования этих навыков ограничено. К слову сказать, именно поэтому героический Маугли был возможен лишь в сказке Киплинга. На самом деле дети, выросшие в джунглях, продолжали бегать на четвереньках и не могли овладеть языком даже после того, как их возвращали в человеческое общество.
Но и другие, менее выпуклые качества формируются у человека лишь в определенном возрасте. Например, перед подростком стоит нелегкая задача — соотнести свои взгляды на мир с реальными проявлениями этого мира. С одной стороны, благодаря книжкам и фильмам, у него уже сформировались вполне ясные представления о том, «как все должно быть». С другой стороны, он все больше понимает, что жизнь взрослых очень сильно не соответствует их собственным идеалам. Естественно, это вызывает протест, который является одним из самых ярких проявлений подросткового кризиса.
И если этот кризис не будет конструктивно преодолён, такая подростковая протестная реакция может стать для человека основным способом отношения к миру. Именно такие, вечно протестующие, городские «Маугли», не научившиеся взрослым способам реагирования, оказались главной аудиторией знаменитой песни Виктора Цоя «Перемен», где вполне взрослый лирический герой в пафосной форме заявляет, что сидит на кухне, курит, и ждет — когда большие дяди, наконец, изменят мир в лучшую сторону.
Максимального же развития это психологическое бегство от вхождения в следующий возраст нашло в известном тезисе Джима Моррисона «Жить быстро, умереть молодым». Правда, страх старения и смерти при этом предполагалось подавлять героином и ЛСД, но суть оставалась прежней — навсегда остаться в юности, боясь стать не то чтобы старым, но даже просто взрослым.
Киса, не учите меня жить!
«Застрявшие» на другом возрастном этапе — в 20-25 лет — оказались жертвой еще одного кризиса. Здесь перед молодым человеком стоит сразу несколько важных задач, одна из которых — встретить любимого человека, создать семью. И если этого не произойдет, тогда человек рискует психологически «зависнуть» в этом возрасте на долгие годы. В отношениях с противоположным полом его поведение будет выглядеть в виде двух крайностей. Либо — головокружительная романтика с бесконечной сменой партнеров, либо — замкнутость, стеснительность и боязнь, постепенно переходящие в демонстративное отвержение.
Описывать эти формы поведения не очень приятно. Достаточно вспомнить 52-летнего Кису Воробьянинова из «Двенадцати стульев» с его пошлыми ухаживаниями за молодой девушкой, закончившиеся сакральной формулой «Поедем в номера!» и пьяным дебошем в ресторане. Бедный Ипполит Матвеевич никак не мог принять мысль о том, что его поезд уже ушел. Он по-прежнему мнил себя молодым светским львом в период полного расцвета своего мужского обаяния. И хотя Киса врал девушке, что ему 38, но в душе наверняка ощущал себя еще моложе, максимум — лет на 25.
Пример другой крайности в поведении человека, «зависшего» в этом возрасте, мы все видели в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман». Сухая и черствая Мымра, для которой в жизни не существует ничего, кроме статистических отчетов в министерство, вдруг оказалась просто несчастной одинокой женщиной, глубоко страдающей от своего одиночества. И если бы не отчаянный мужской нахрап её нерадивого подчиненного, она так и осталась бы Мымрой. Персонаж Мягкова сумел разбудить в ней женщину. Но на примере их служебного романа нетрудно убедиться, что Мымра не волшебным образом превратилась в обаятельную даму, а получила наконец возможность успешно отработать тот сценарий поведения, который не смогла реализовать когда-то, в двадцатилетнем возрасте.
Таким людям войти в старость бывает очень нелегко, поскольку вдобавок к общему для всех людей страху смерти их будут отталкивать от нее еще и не реализованные в более раннем возрасте задачи.
И немедленно выпил
Еще один путь, делающий человека «вечно молодым», всем известен по строчке из популярной песни. Есть такая печальная зависимость: человек останавливается в своем развитии на уровне возраста, в котором начинает регулярно употреблять крепкие спиртные напитки. Здесь важно подчеркнуть: регулярно, и — крепкие.
Проще говоря, начал пить водку в 22 года — всю жизнь живешь «двадцатидвухлетним». Начал в 30 — соответственно, «застрял» на том уровне развития, которого к этому моменту достиг. Начал в 16 — навсегда остался подростком, с детскими формами реагирования на любые житейские трудности.
Объяснение этому достаточно простое: человек развивается в процессе решения возникших у него проблем. Жизнь ставит перед ним очередное препятствие, и для его преодоления необходимо хотя бы чуть-чуть «вырасти» над собой прежним. Так, от проблемы к проблеме расширяется опыт человека, формируется его личность. И одним из «моторов» этого движения является чувство внутреннего дискомфорта, которое сопровождает любую жизненную ситуацию, требующую решения. Желание избавиться от него и восстановить душевное равновесие дает человеку мощный импульс к движению вперед, к личностному росту. Но что же происходит в этом смысле с пьющим человеком? А ничего с ним не происходит. Ведь он нашел поистине универсальный способ для снятия дискомфорта при любых проблемах. Вот только сами-то проблемы от этого никуда не уходят, а лишь накапливаются с каждым годом такой «алкотерапии».
А человек в своем развитии, соответственно, остается на том же месте, где произошла его встреча с алкоголем. Это может быть довольно высокий уровень. Но именно на нем произошла алкогольная «отсечка» и прекратился личностный рост. Ведь расти ему теперь некуда и незачем. А значит, и старость, как закономерный этап такого роста, ему уже не грозит. И слова песни «…вечно молодой, вечно пьяный» из странной поэтической аллегории превращаются для него в констатацию не очень веселого факта.
Покойник в отпуске
Нет комментариев