Мне кажется, очень неплохо и девушкам, и юношам начать серьёзно изучать книгу о правилах bon ton – хорошего тона, пусть даже переизданную, с дореволюционным содержанием, потому что всё-таки семья, братцы мои – это не жизнь отшельников и анахоретов, в семье не бывает пустяков.
Но совместное жительство мужа и жены, которые обетами верности и любви скрепили свою решимость идти рука об руку дорогой жизни, предполагает множество мелочей, из которых складывается наша жизнь: умение поздороваться – не с хмурым лицом, глаза в кучку – но так, чтобы на душе твоей половины барометр показывал «ясно»; знание, как вести себя за столом, чтобы супруга, которая является невольным свидетельством нашего мужского брутального аппетита, про себя не отвешивала нам всякие характеристики – увалень, неотёсанный Емеля…
Умение черпать столовой ложкой суп из тарелки, не звеня, как арестант, посудой, вкушение этого супа без дополнительных звуковых спецэффектов, чавканья, знание, что нельзя большие куски отправлять себе в рот и проглатывать их, не прожёвывая, умение строить общение так, чтобы муж и пять, и десять, и двадцать лет спустя оставался галантным рыцарем, чтобы он умел созидать вокруг себя порядок и красоту, чтобы супруги немного стеснялись друг друга, даже на серебряной свадьбе – это всё очень тонкая материя, и я утверждаю, что во многих случаях любовь, авансом дарованная молодым, как вода сквозь пальцы утекает именно из-за нравственной неразвитости, отсутствия душевной – не духовной, а душевной – культуры, неумения словесно общаться друг с другом, неумения будни превращать для ближнего, для ближних, в праздник. И это – целая проблема, а, может быть, это – то, что должно быть предметом обучения, назидания для будущих супругов в общении с их пастырями.
Как создать счастливую семью?
Конечно же, жизнь по плоти или родовая жизнь человечества порядком отличается от того, что у молодёжи называется чувственное удовольствие. Для многих мирских особ оно возносится на пьедестал, когда речь идёт о любви мужчины и женщины. И думается, что не обойтись без мудрых пастырей, которые, конечно, должны проявлять великую деликатность и такт, чтобы не смутить нехотя жениха или невесту.
Но, с одной стороны, держаться в пределах естества, не приносить нашу природу в жертву сладострастию, не расточать свои потенцию и дар материнства-отцовства, и попечение о плоти не превращать в похоти, одним словом, быть верным голосу матери-Церкви и назначению мученических венцов, а, с другой стороны, не превращаться в доку, в буку, в книжника, не засушивать любовь, и бесконечным напоминанием со стороны жены об ограничениях и запретах не добиться противоположного результата – это, конечно, большое искусство, в основе которого должна стоять искренняя молитва и сокровенное доверительное общение с умным духовником, который не будет перегибать палку, зная правило: где тонко – там и рвётся.
протоиерей Артемий Владимиров.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев