Если вы читаете эту статью, наверняка питомец значил для вас очень много — тем сложнее пережить расставание. Психологи говорят, что, если между человеком и собакой была тесная эмоциональная связь, боль от ее смерти сравнима с переживанием смерти любимого человека.
Хозяин умершей собаки часто сталкивается с непониманием, обесцениванием: «Это всего лишь животное, заведешь другого!» Но сердце знает: так утрату не исцелить.
И все же со временем горечь потери должна уйти, уступив место светлым воспоминаниям. Мы расскажем о том, что поможет пережить смерть собаки.
«Любовь к домашним животным — часть любви, заповеданной человеку Богом. Библейский взгляд на животных прост: они прекрасные создания Божии, но устроены так, что отличны от человека, — поясняет священник Сергий Круглов. — Они — как и вся земная природа — полностью послушны Богу и тем законам, по которым Он велел им существовать. Понятие свободы воли, возможность ослушаться Бога и Его законов им неведомы. Они ведомы как раз человеку. Именно человек по-настоящему бывает нечист, способен грешить и противиться Богу — как, впрочем, способен и каяться, и спасаться.
Творец же как сказал однажды о Своем творении «Весьма хорошо!», так и до сих пор любит Своих созданий, больших и малых, и так же, как и мы, а то и поболее, переживает, когда они страдают, и радуется, когда радуются они». Поэтому наша боль из-за болезни или тем более смерти собаки хоть и не сравнима с потерей близкого человека, но вполне естественна и заслуживает уважения.
Советы, как пережить смерть собаки
Советы психолога Дарьи Савченко
Каждый имеет право проживать свое горе так, как выбирает для себя сам. — Ключевое слово: выбирает. С его помощью мне хочется придать больше осмысленности процессу горевания, настроить человека на то, что его жизнь в его руках, даже в тяжелой ситуации потери близкого существа.
Психологи выделяют закономерные стадии переживания значимой утраты, и мы остановимся на основных, чтобы легализовать самые разные чувства, которые могут возникать у нас при этом, и задать ориентир на исцеление. Однако повторюсь: каждый сам выбирает, как ему пройти этот путь.
Узнав о смерти любимого животного, в первый момент человек может испытать шок, отказаться верить в то, что это произошло. «Этого не может быть», «Это невозможно». Это стадия отрицания. Она играет роль защиты нашей психики, создает своего рода буфер между нами и суровой реальностью, где возможны несчастья, не позволяет чрезмерным переживаниям затопить нас.
Важно не застрять на этой стадии, не уйти в иллюзии. Если человек ходит по тому же маршруту, по которому раньше гулял с собакой, воображая, что его питомец все еще жив, или тем более покупает корм и новые игрушки, это может говорить о патологическом проживании потери. Тут важно обратиться за помощью к близким или профессионалам. Можно сходить к месту захоронения, прочитать врачебный диагноз, проговорить свою боль, разделяя ее с другими.
Могут помочь и письменные практики. Например, «Дневник состояний». Делим лист бумаги (лучше делать это именно на бумаге, поскольку, прописывая слова от руки, мы включаем еще и функцию моторного отреагирования, тогда как при работе с гаджетом вся нагрузка ложится на наш и без того утомленный мозг) на 4 колонки. В первой описываем любое событие, произошедшее с нами в течение дня, во второй — какие мысли у при этом возникли, в третьей — какие чувства мы испытали, и, наконец, в четвертой — какие ощущения появились при этом в теле, можно добавить пятую колонку — какое действие мы совершили.
1.Выйдя на улицу, я услышала собачий лай,
2.На минуту мне показалось, что это мой пес. Потом я вспомнила, что его
больше нет.
3.Мне стало очень грустно и тоскливо.
4.Захотелось плакать.
5.Я села на лавочку и расплакалась.
Такая практика поможет осознать и прожить свои чувства.
От отрицания мы начинаем постепенно двигаться в сторону принятия ситуации. Однако это совсем не означает, что нам становится легче.
Мы можем обнаружить у себя сильные негативные эмоции. Мы можем злиться на себя («Не доглядела, не уберегла…») и на окружающих («Не помогли!», «Не понимают, каково мне сейчас»). Это стадия гнева. Здесь можно увлечься поиском виноватых, утонуть в жажде мести, навредить себе, испортить отношения с окружающими.
Например:
1.Мама предложила мне убрать игрушки моего пса и отвезти их приют.
2.Она предала память моего пса.
3.Я ужасно злюсь на нее.
4.Трясусь от злости, сжимаются кулаки.
5.Кричу и рычу, бросила телефон в стену.
Мы имеем право на любые чувства, но не на любые поступки. Распознав у себя чувство гнева, постарайтесь найти подходящее действие, чтобы его разрядить: громкий крик, плач, спорт, порвать бумажку, прорыдаться. Попробуйте отследить у себя желание бросить в стену телефон и успеть заменить телефон на тапок. Обязательно отразите успех в своем дневнике. Это поможет двигаться дальше.
Следующая стадия — торг. Человек пытается заключить сделку, договориться с Богом, с судьбой, с собой: «Если я сделаю то-то» или «Если я никогда больше не буду…», то все будет как прежде, вернется на свои места. Могут появиться ненужные правила, навязчивые движения. Это заключительная защита в процессе горевания. Совершая то или иное действие, спрашиваем себя, зачем я это делаю. Мне это помогает? Как я еще могу себе помочь? Здесь можно подумать о том, что можно сделать в память об ушедшем животном — не для того, чтобы его вернуть (его не вернуть), а именно для того, чтобы почтить его память. Может быть, написать о нем рассказ или сделать фотоальбом. Здорово, если несколько человек примут участие в его составлении.
Затем наступает стадия депрессии. Все кажется бессмысленным, сил нет: «Я в яме и никогда отсюда не выберусь», «Дневники не помогают». На этом этапе человек впервые по-настоящему встречается с горем, но сил действительно остается немного. Самое время собрать те, что остались, и поддержать себя — самостоятельно или обратиться за помощью. Подумайте, у кого в своем окружении вы можете попросить поддержки. Можно даже нарисовать карту своего окружения.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте большой круг. В центре круга обозначьте себя, поставив букву «Я», а вокруг расположите тех, кто находится рядом с вами (физически или эмоционально). Это могут быть члены семьи, дальние родственники, интернет-знакомые, соседи, коллеги, даже символические фигуры, например люди, которых уже нет в живых, но мы можем опереться на хорошие воспоминания о них и представить, как бы они поступили в нашей ситуации. Подумайте, кого из этих людей вы могли бы попросить о помощи? Что именно они могли бы сделать для вас? Приготовить еду? Посмотреть с вами кино? Погулять вместе? Чаще всего люди любят помогать, им только нужно рассказать как.
Пройдя эти стадии, мы постепенно учимся жить в новых обстоятельствах. Грусть от потери любимой собаки никуда не ушла, но мы можем распознавать ее и научились с ней быть. Она не блокирует наши действия, мы не закрываемся от остального мира, не упиваемся своей болью, мы встраиваем ее в свою жизнь. Наступил этап принятия. Кто-то на этом этапе может задуматься о том, чтобы завести новую собаку или кошку, кто-то будет помогать животным в приюте. А кто-то откажется от идеи снова привязываться к животному, зная, что оно неизбежно уйдет. И будет иметь на это полное право.
Наши звери учат нас не только простой и чистой любви, привязанности, безусловному принятию. Они дают нам источник радости и огорчения. Они учат нас принимать смерть.
Как ребенку пережить смерть собаки?
Дошкольник и младший школьник может выбрать игру. Моделировать и воспроизводить смерть животного с помощью игрушек. Если вас это тревожит, вы можете присоединиться к игре ребенка и привнести в нее элементы конструктивного проживания потери: постучаться в игровой мир фигуркой доброй феи, завернуть скорбящего персонажа в теплое одеяло, напоить его молоком, подарить волшебный кристалл «светлой памяти».
Дети до 10–12 лет, как правило, ориентируются на своих родителей в том, как относится к тому или иному событию в жизни. Если мама с папой не убиты горем, не забывают про остальную жизнь, дают себе время восстановиться, то и дети могут брать пример со своих родителей. Особенно если в семье тема смерти не табуируется и дети могут говорить об этом с родителями. В такой ситуации ресурсы каждого члена семьи увеличиваются кратно и справляться с любым стрессом становится легче.
При этом важно дать ребенку время на самоисцеление, чтобы он мог сам себя восстановить, используя для этого тот способ, который ему подходит.
Подросткам больше, чем кому-либо, может потребоваться время и доверие со стороны взрослых. Возможно, это их первый самостоятельный опыт проживания потери. В этот период можно при необходимости снизить академическую нагрузку, — мозгу нужны ресурсы, чтобы переварить случившееся.
Комментарии 1