Курская Коренная икона Божией Матери
Отец Фома повесил трубку, а я все держала телефон у уха. Мне всё казалось, что я ослышалась, всё перепутала, или я в бреду, что неудивительно, ведь только вчера меня привезли из больницы.
– Мама, мы точно это с тобой только что слышали? К нам? Сюда? Вот к нам, сюда, в дом? Завтра?!
Мама сидела с таким же потрясённым лицом и только кивала. Мы помолчали, оглядывая нашу квартиру в пригороде Бостона, а потом попытались воспроизвести и уразуметь только что состоявшийся телефонный разговор. Отец Фома. Приедет к нам завтра днём. С Курской-Коренной иконой Божией Матери.
– Мама, мы этого совсем недостойны. А операция у меня была самая ерундовая, жизни ничего не угрожало. И вообще, я, Бог даст, через пару недель буду как огурец. Не может к нам приехать Матерь Божия, это какая-то ошибка...
Но мама мой бубнёж уже не слушала, а порхала по лестнице с просветлённой улыбкой. Тут и я постепенно успокоилась, натянула на подбородок одеяло и почувствовала, как по сердцу разлилась пасхальная радость... К нам приедет Божия Матерь!
...Икона Божией Матери явилась к утешению всей Православной Руси на развалинах Курска, дотла сожженного войсками Батыя. Царица Небесная послала измученным жителям разорённого города Свое чудесное знамение:
«В 6803-м году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295-м г., 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускори в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды; увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажен повыше упомянутого места на лесистом острову часовню из леса, срубленного на сем же месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».
Так обрел православный мир новую великую святыню. В 1709-м молился у Курской-Коренной иконы о даровании русскому воинству победы в Полтавской битве Царь Петр I. В 1767-м году получил от чудотворного образа исцеление тяжелобольной отрок Прохор Мошнин – будущий преподобный Серафим, великий Саровский чудотворец. Во время грозы 1812 года Курское городское общество послало в действующую армию, по просьбе генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова, список с чудотворной Курской-Коренной иконы.
А когда настали страшные годы Октябрьской революции и Русского исхода, в 1920-м году Курская-Коренная икона покинула пределы России. Одигитрия Русского Зарубежья не оставила рассеянную по миру паству.
25 лет пребывала Курская-Коренная икона в Сербии. За духовным исцелением, утешением и помощью стекались к Божией Матери русские люди со всех концов Европы. Ежегодно икона посещала югославский город Белая Церковь, где находились Первый русский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус и Мариинский Донской институт благородных девиц.
Выпускник корпуса, покойный регент нашей Бостонской Богоявленской церкви Владимир Павлович Руденко, рассказывал мне, что в Белой Церкви царил настоящий русский дореволюционный дух. По воскресеньям и праздникам константиновцы после литургии ходили в увольнение на прогулку и встречали учениц Мариинского Донского института благородных девиц, которые ходили по улицам со скромно опущенными глазами и обязательно с белыми платочками в руках.
А супруга Владимира Павловича, ныне уже тоже покойная Евгения Дмитриевна Руденко, рассказывала, как её мама, Наталия Константиновна Емельянова, приезжая в Белград, всегда первым делом шла в Свято-Троицкую церковь приложиться к Курской-Коренной, и только потом – по всем остальным делам, какими бы важными они ни были.
В 1951-м Курская-Коренная икона прибыла в Нью-Йорк. Здесь, в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви Заграницей, она пребывает и поныне, и посещает, к утешению верующих, православные приходы Америки и всего мира.
Во время молитвы перед Курской-Коренной отошел ко Господу 2 июля 1966 года в Свято-Николаевском приходе Сиэтла дивный угодник Божий – святитель Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. В 1981-м года в Знаменском соборе в присутствии Курской-Коренной иконы было совершено Русской Православной Церковью Заграницей прославление Царственных мучеников и Новомучеников и исповедников Российских.
***
...Отец Фома позвонил за несколько минут, и мы вышли на улицу встречать Царицу Небесную. Меня через три дня после операции покачивало, но мама крепко держала под руку. Курская-Коренная икона, в небесно-голубых ризах, шла навстречу.
Сквозь слёзы мне казалось, что наш огромный красно-кирпичный дом на берегу реки Чарльз – бывшая хлопчатобумажная мэдвеевская фабрика, памятник промышленной архитектуры конца XIX века, переделанная в квартиры с деревянными балками, – должен немедленно как-то преобразиться, а лучше и вовсе раствориться в воздухе вместе со всеми нами и нашими глупыми заботами и проблемами. Но икона была уже в нашей квартире, и мы на совершенно одеревеневших от волнения ногах клали поклоны и прикладывались, а отец Фома служил молебен. В огромные окна заглядывало солнце, и мне казалось, что даже воздух стал прозрачным.
– Можно, я ещё раз приложусь, батюшка?
– Можно, я ещё постою одну минуту рядом с Ней? Можно?
Потом мы просто плакали втроём. От радости и потрясения. От благодарности и надежды. От счастья.
«Много позднее я поняла, что настоящее счастье невидимо, – писала Евгения Дмитриевна Руденко. – Это не деньги, наряды и дорогая еда, а что-то такое в тебе, когда ты ходишь как по воздуху, и тебе хочется обнять весь мир».
***
...В Москве до революции так посещала дома горожан чудотворная Иверская икона Божией Матери[1].
«В Москве, – рассказывает профессор-филолог Б.В. Варнеке в своем этнографическом очерке, опубликованном в 1915-м году, – кроме бульваров, ночью царило оживление лишь около Иверской часовни на Красной площади... Привозили обратно икону в часовню часа в два ночи, и множество москвичей ждали ее возвращения, чтобы помочь монахам вынести икону из кареты. В ожидании этой минуты толпы собирались возле часовни часов с одиннадцати. Богомольцы сидели на ступеньках, на тумбочках мостовой… В ожидании иконы велись разговоры. Каждый рассказывал про ту беду, которая привела его к Всепетой. Старушки жаловались чаще на запой мужа, непослушание сыновей или являлись, чтобы Владычица помогла найти пропавшую курицу. Девиц чаще всего приводила измена коварного жениха, который предпочел большое приданое верному и преданному сердцу. Чиновников волновали несправедливости начальства, а купцов – заминки в торговых делах. Вся эта пестрая толпа собиралась со всех концов Москвы, ожидая милостивого чуда и скорой помощи…
Как только из-за стен Александровского сада заслышится стук копыт и окрики мальчишки-форейтора, толпа преображалась. Все разговоры смолкали, кто дремал у стен Исторического музея, того сейчас же будили, и гораздо раньше, чем карета подъезжала к часовне, большинство опускались на колени и истово крестились. Со всех концов толпы начинали звучать слова молитв, у многих на глазах блистали слезы. Видно, каждую ночь много горя и забот сносила сюда Москва...».
Пройдет несколько лет, и Иверскую часовню на Красной площади – «часовню звездную – приют от зол», как писала о ней Марина Цветаева, – снесут безбожники. И как не снести, если вот всё, что увидел и понял о ней первый советский комендант Кремля, балтийский матрос Мальков:
«Против подъезда гостиницы Националь торчала какая-то часовня, увенчанная здоровенным крестом... Узкая Тверская сбегала вниз прямо к перегородившей въезд на Красную площадь Иверской часовне… Возле Иверской постоянно толпились нищие, спекулянты, жулики, стоял неумолчный гул голосов, в воздухе висела густая брань...».
***
А Курскую-Коренную икону в марте 1898 года решили уничтожить молодые революционеры. 18-летний курский изобретатель Уфимцев вздумал взорвать икону и таким образом враз и навсегда «покончить с мракобесием».
– Увидят, что икона взорвалась – и сразу поймут, что никакая она не чудотворная! Обман, обман всё это.
Одержимый «поэт научной техники», который незадолго до покушения на Курскую-Коренную икону отправил начинённую взрывчаткой шкатулку курскому купцу, с которым враждовал его дед, создал «адскую машину», завернул ее в холст и принёс в Знаменский монастырь, для пущего эффекта – на Крестопоклонной неделе.
Завернутая в холст, бомба выглядела как обычный свёрток с нехитрым приношением, каковые во множестве благочестивые богомольцы оставляли у Курской-Коренной иконы[2]. Страшный взрыв огромной разрушительной силы прогремел ночью. Были выбиты окна и железные двери храма, чугунная сень под иконой, пол – все превратилось в груду развалин. А чудотворная икона осталась цела и невредима!
Правда, многие журналисты «просвещённых» российских газет до сих пор описывают это чудо, как настоящие наследники безбожников мальковых и уфимцевых:
«Известия» (2009):
«...сам образ не пострадал, и это выглядело как чудо. Но не исключено, что масштаб ущерба очевидцы преувеличили. Единственную фотографию последствий взрыва мне показал директор Историко-культурного центра ‟Коренная пустынь”... Сень разрушенной не выглядит, торчат лишь две доски. Фото никак не подтверждает факт чудовищного разгрома».
РИА «Курск» (2020):
«...Было ли это чудо, или дело в наличии у монахов списков иконы, но взорванный образ остался невредимым».
«Экспертам» бы определиться: то ли масштаб взрыва преувеличили, то ли со списками иконы сжульничали. Главное – что чуда не было. «А вы скажите, что Его украли». Точь-в-точь как известный персонаж Владимира Соловьева, «светлый гений» и «сверхчеловек», в книге, написанной в 1900-м, через 2 года после покушения на Курскую-Коренную икону:
«‟Нет Его в живых, нет и не будет. Не воскрес, не воскрес, не воскрес!..” И с пенящимся ртом, судорожными прыжками выскакивает из дому, из саду и в глухую черную ночь бежит по скалистой тропинке»[3].
Пусть их. Развеяно дело рук их как дым, а Иверскую часовню на Красной площади с Божией помощью восстановили, и чтим мы 21 марта с верой, благодарностью и умилением память чудесного спасения Курской-Коренной иконы от безбожных террористов-безумцев.
***
Нет комментариев