Людмила Петрановская: Карантин — не развлечение и не момент для личностного роста
Я просто не знаю человека, который не сказал бы мне когда-нибудь: «Эх, подтянуть бы иностранный язык, да времени нет». У любого из нас были задачи, до которых никогда не доходили руки. Это история про перезагрузку. Люди, которые умудрятся прожить это время осознанно, окажутся в выигрыше.
— Но здесь есть оборотная сторона. Люди считают, что должны использовать этот период как возможность для личностного и профессионального роста. Многие жалуются, что день идет за днем, а сил нет.
— Да, я вижу это даже по моей ленте фейсбука. Человек «лежит головой» в сторону поставленной задачи, но еще ни на шаг к ней не продвинулся. Нет мотивации, зато есть чувство вины. Здесь очень важно снизить требования к себе.
Мы оказались в ситуации, выходящей за рамки нашего опыта. Прежние нейронные связи оказались «нерабочими», а для создания новых нужно время.
Этот процесс интенсивной перестройки нейронных связей субъективно переживается как чувство растерянности и опустошенности. Если в этом состоянии заниматься саморазвитием, то можно себя добить, вогнать в депрессию. Важно прожить данный период осмысленно, но не переходя границ своих возможностей.
Чтобы не сожрать друг друга взаперти, будьте вежливы
— Мы все о высоких материях, а у иной многодетной семьи задача одна: не поубивать друг друга. Или, наоборот, молодая пара страдает в разлуке. Слишком тесное общение, как и слишком долгая разлука, не всегда идут на пользу отношениям.
— Этот кризис здорово санирует нашу жизнь. Уберет ненужное, а то, что нужно, сделает гораздо ярче и четче. На моих глазах совершенно неожиданным образом создаются союзы. Люди жили, встречались без далеко идущих планов и вдруг — бах! — вынужденно съезжаются и очень счастливы. Есть семьи и пары, которые, наоборот, оказались разделены.
Эти вещи тяжелее всего воспринимаются молодыми. Они не самодостаточны, у них нет опыта жизни, терпения и умения приспосабливаться к обстоятельствам. У таких пар будет много проблем, но будут и какие-то неожиданно здоровые решения.
Длительные семейные отношения тоже будут сильно меняться. Ведь у нас вообще нет навыка их выстраивать.
Нам с детства твердили, что над отношениями надо работать, но немножко забыли рассказать, как это делать.
Но сейчас мы вынуждены учиться, иначе друг друга сожрем.
— Как их выстраивать?
— Когда мы влюблены, мы ориентированы на другого, сфокусированы на его желаниях, комфорте. Мы еще по-настоящему не встретились с любимым человеком, поэтому живем с тем образом, который сами создали. Потом наступает разрыв между ожиданиями и реальностью. Начинаются обиды, претензии, и из позиции адвоката, в которой мы изначально находились по отношению к нашему партнеру, мы незаметно переходим в позицию обвинителя.
Соответственно, чтобы сохранить отношения, нам нужно хоть ненадолго, хоть иногда, возвращаться на позицию адвоката. То есть на позицию сострадания и сопереживания.
У ортодоксальных евреев есть пронзительное определение любви: «Любящий всегда знает, что у другого болит». Это очень важно. Условно говоря, муж должен прийти с работы, жена ему картошечку, селедочку, все приготовила, накрыла, сидит довольная и его ждет. Он открывает дверь — и с порога начинает орать. Что она чувствует? Конечно, огромную обиду, и это нормально. Но вдруг у него что-то случилось? Может быть, проект сорвался, он не знает, чем завтра кормить семью? То есть ему очень тяжело, но, чтобы донести до жены это свое состояние, он выбрал, мягко говоря, не самую правильную форму.
— И что, я теперь должна его пожалеть? Я тогда в этой самоизоляции не выживу.
— Конечно, нельзя превращаться в безответную жертву. Я только о том, чтобы не поддаваться исключительно эмоциям. Когда у меня меньше эмоций и больше понимания, я могу что-то сделать, чтобы защитить себя в нормальной, цивилизованной форме, а не начинать вот это «а ты сам-то, а на себя посмотри…».
Мой дедушка всю жизнь говорил: в семейных отношениях главное — вежливость. Я всегда смеялась над этим, а зря. Люди гораздо болезненней реагируют на форму, чем на содержание. И вы вполне можете сказать мужу: «Знаешь, дорогой, я понимаю, что тебе плохо. Но давай ты не будешь срываться на меня и кричать».
Когда люди заперты на своей небольшой жилплощади, вежливость, этикет, даже некоторая церемонность очень важны. В семье мы меньше всего это умеем. На работе еще держимся, а пришли домой, ногой открыли дверь — и пошло.
Что такое гармоничные, на мой взгляд, семейные отношения? Очень просто: это когда он думает о ней, а она думает о нем. Сейчас самое время этому научиться.
Режим дня, медитация, спорт
— Ну вот мы использовали наш шанс, с толком время провели и даже сохранили семью. Выходим из бункера — а там разруха, руины. Тут-то нас и накроет.
— Точно, и нам придется эти обломки разгребать. Поэтому сейчас надо аккумулировать ресурсы, а не транжирить их на борьбу с тем, что не можем изменить. Копить силы и направлять на что-то конструктивное — тот же отдых.
Но, чтобы отдых не превратился в апатию, ему необходима структура. Первое — режим важен как никогда. Он нас ограничивает, но при этом он дает опору, ставит рамки. Второе — это, конечно, спорт.
— Многие мои знакомые купили или взяли напрокат беговые дорожки.
— Очень умно! Мы все стали просто меньше двигаться, меньше получать внешних стимулов. Одна поездка в метро — это столько впечатлений, столько меняющихся картинок, а сейчас перед глазами одно и то же. Внутреннее напряжение растет, а переключиться невозможно.
Вы замечали, что человек, когда он напряжен, делает какие-то стереотипные движения — бегает из угла в угол, трясет ногой, качается на стуле? Это дает ему разгрузку. Когда мы физически делаем что-то, что совпадает с текущим состоянием нашего мозга, напряжение падает. Неслучайно ведь человеку, у которого нарастает состояние агрессии, говорят: «Иди в спортивный зал, бей грушу или хотя бы побегай».
— То есть спорт нам нужен сейчас не столько даже, чтобы быть в форме (находясь дома, мы по 20 раз на дню открываем холодильник), сколько для сенсорной разгрузки?
— Сейчас спорт — вопрос психологического выживания. Нам всем нужно выделять под это от 20 минут до часа. Двое детей на шее? Это не оправдание. Значит, занимайся вместе с ними, используя те возможности, которые есть.
И еще очень важно уметь расслабляться, отвлекаться от внешнего мира и входить во внутреннее состояние абсолютного покоя, когда в голове мало мыслей, а дыхание глубокое. Ты словно на дне океана: что бы ни происходило на поверхности, на глубине — полная тишина. Эта точка покоя есть в каждом из нас, и ничто не может отнять ее, даже болезнь. В интернете достаточно инструкций по медитации (это ведь она и есть).
Таким образом, даже в состоянии полной расслабленности у вас есть три вещи: режим, спорт и попытка медитации.
Если вы проживете так пару недель, то у вас появятся силы.
Мне часто говорят: что нам делать, когда ничего нельзя сделать? На самом деле возможностей масса, их надо просто увидеть. А великие дела сейчас и не нужны.
Живите чувствами, здесь и сейчас
— С одной стороны, отдых, с другой — режим. С одной стороны, открывать новые возможности, с другой — не ставить себе великих целей. Как не спутать эти две вещи — прыжок выше головы и саморазвитие?
— Нам вечно объясняют, что развитие начинается там, где кончается зона комфорта. Но я бы была с этим поосторожнее. Кого-то тренинг личностного роста приведет к невероятным достижениям, а кто-то после них впадет в депрессию. Надо определить для себя границы возможного.
Что для вас хуже — встать в 8 утра и не выспаться или проспать до 10, а потом себя ругать? Какой дискомфорт мучительнее? Я считаю, что у каждого на время этого режима самоизоляции должна быть программа-минимум и программа-максимум. Чтобы мы не рассыпались от вынужденного сидения дома, но и не истязали себя завышенными требованиями.
Мы сейчас все находимся в сложной ситуации, но зато у каждого из нас появился шанс лучше себя услышать, научиться жить здесь и теперь. Это то, о чем нам говорят писатели, психологи, философы — да кто угодно. Но мы так не умеем.
— Почему? Это вроде как раз несложно. Планировать и думать о будущем гораздо сложнее.
— Потому что жизнь здесь и теперь требует гораздо большей опоры на чувства, чем мы привыкли. У мозга есть функция мышления, а есть функция восприятия. Чем больше у нас задействовано мышление, тем менее актуализировано восприятие. Чем больше мы думаем, тем меньше мы чувствуем. У современного человека перекачана мышца мышления и абсолютно не развита мышца чувств. Это и значит, что мы не умеем жить здесь и сейчас.
Каждый из нас ходит на работу одной и той же дорогой, 10 минут от метро. Но один идет и думает, что он сейчас должен сделать, когда придет в офис. Другой смотрит по сторонам. Первого спросишь: «Что ты видел, идя от метро?» Он и не вспомнит. А другой поделится наблюдениями и столько всего интересного расскажет. Он за 10 минут прожил целую жизнь.
Этот кризис ставит нам невероятные ограничения и влечет за собой большие риски. Но, с другой стороны, ребята, это какой же шанс для нас заново научиться жить!
Правмир
#советыпсихолога
Комментарии 1