Уссурийская белозубка обитает в основном на открытых пространствах, однако, изредка встречается и в лесах. Как правило, этот вид немногочисленный, но бывают и вспышки численности. Примечательно то, что в питании уссурийской белозубки высокий процент (до 50 %) составляют водные и околоводные животные: имаго и личинки водных насекомых, гаммарусы, улитки, и даже лягушки и мелкие рыбы. Следует подчеркнуть, что рыб и другой корм водного происхождения белозубки не активно добывают в воде, а подбирают случайно оказавшихся на суше (Нестеренко, 1999). Из наземных беспозвоночных в рационе присутствуют насекомые и их личинки, многоножки и пауки, иногда дождевые черви, иногда могут присутствовать позвоночные – мышевидные грызуны и мелкие птицы.
Уссурийская белозубка является самой крупной белозубкой, однако, исследования показали, что среди представителей этого вида наряду с крупными особями встречаются очень крупные, длина тела которых составляет 10-11 см; масса – 26-39 г. В связи с этим было выдвинуто предположение о том, что эти очень крупные особи могут быть не уссурийской белозубкой, а принадлежать другому, новому виду (при обсуждении для него было приведено название “major” – Crocidura major nom. prov.[1]), который однако не был описан из-за недостатка данных (Нестеренко, 1999). В палеонтологических находках присутствовали кости только обычной уссурийской белозубки, крупных особей не находили (Панасенко [Омелько], 2011).
Шаньдуньская (маньчжурская) белозубка встречается в различных биотопах, но везде малочисленна (Нестеренко, 1999), при этом отмечена высокая численность этого вида на островах Путятина и Аскольд (Шереметьев, 2002). При этом интересно отметить, что в голоцене (ориентировочно 6-2 тыс. лет) шаньдуньская белозубка в Южном Сихотэ-Алине была очень многочисленным видом, достигая 39 % от всех видов землероек, что превышало количество любого другого вида (Панасенко [Омелько], 2011). Наибольшая численность шаньдуньской белозубки наблюдается в непосредственной близости к человеческому жилью, она довольно часто отлавливается в квартирах многоэтажных домов в г. Владивостоке (Нестеренко, 1999). Склонность белозубок к синантропности, в отличие от других землероек, отмечалась различными авторами (Rzebik-Kowalska, 2003; и прочие).
Землеройка Дсинезуми, также известная как японская белозубая землеройка, представляет собой разновидность мускусной землеройки, обитающей в Японии и на корейском острове Чеджу. Он широко распространен и считается МСОП «вызывающим наименьшие опасения».
Землеройки живут совсем недолго, меньше двух лет – 12-18 месяцев. Если они родились весной или летом, то к осени, как правило, становятся половозрелыми и могут сами приносить потомство. Землеройки рождаются беспомощными, но очень быстро, примерно через три недели, достигают размеров взрослой особи и покидают гнездо. Если землеройки рождаются в конце лета или осенью, то они будут размножаться только в следующем году. Зимой они не впадают в спячку, активно добывая себе пищу. Весной начинается размножение, годовалые особи уже считаются старыми, они еще участвуют в размножении, погибают ближе к зиме. Примерно такой жизненный цикл характерен для землероек умеренной климатической зоны, жизнь землероек в тропиках будет существенно отличаться. Кроме того, для каждого вида и каждого рода землероек есть свои особенности размножения и продолжительности жизни.
Но есть и хорошая новость – землеройки практически не имеют естественных врагов, поскольку несъедобны для большинства хищных животных. Это связано с наличием у них на боках тела и в основании хвоста крупных специфических желез с неприятно пахнущим секретом. Хищные звери могут охотиться на них, инстинктивно принимая за добычу, но поедают лишь при очень сильном голоде, поэтому зачастую бросают их там, где поймали. Из псовых исключение составляет енотовидная собака – она ест землероек. Также землероек могут поедать представители семейства куньих (горностай, ласка и др.) и хищные птицы, в частности, совиные.
Вообще семейство землеройковые (Soricidae Fisher, 1817) делится на два подсемейства – бурозубковые (Soricinae Fischer, 1817), представителей которого мы рассматривали в предыдущих статьях, и подсемейство белозубковые (Crocidurinae Milne-Edwards, 1872). Подсемейство белозубковые включает в себя 10-12 родов (в зависимости от принимаемой систематики) и более 200 видов, большинство из них обитает в тропиках, в средних широтах они расселяются не дальше 53° северной широты (Rzebik-Kowalska, 2003). Подавляющее большинство видов (более 160) принадлежит роду Crocidura Wagler, 1832.Чем же белозубки отличаются от бурозубок? Рассмотрим конкретные отличия белозубок, обитающих, в Приморском крае от бурозубок, обитающих здесь же (не будем здесь рассматривать различия подсемейств бурозубковых и белозубковых в целом). Итак, у белозубок (это понятно из названия) зубы белые, как и у большинства млекопитающих, в то время как у бурозубок вершины зубов окрашены в бурый цвет. У белозубок более массивный череп, меньше зубов в верхней челюсти, а кроме того, у белозубок и бурозубок различается форма зубов, особенно, нижнего резца. Окраска меха белозубок более равномерная, у бурозубок обыч но брюшная часть окрашена светлее, чем спина. У белозубок уши значительно выступают над волосяным покровом, у бурозубок они небольшие, почти скрыты мехом. У белозубок на хвосте, равномерно покрытом волосами, торчат в разные стороны редкие длинные щетинки, у бурозубок хвост тоже покрыт волосами, но нет торчащих щетинок. Это внешние различия, по существу же различия между белозубками и бурозубками гораздо более глубокие, они касаются происхождения, адаптаций, кариотипа, особенностей метаболизма. Для белозубок рода Crocidura, в отличие от бурозубок, известна способность к временному снижению обмена веществ, когда они впадают во временное оцепенение – торпор. При этом у них понижается температура тела, число сокращений сердца и пульс. Это позволяет им пережидать неблагоприятное время суток и не кормиться все время, как бурозубкам. За счет этой особенности, они могут существовать в условиях резкого перепада дневных и ночных температур. Литература
– Жизнь животных. Том 7. Млекопитающие / Ред. В.Е. Соколов. М.: Просвещение, 1989. 558 с.
– Нестеренко В.А. Насекомоядные юга Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 1999. 172 с.
– Панасенко [Омелько] В.Е. Землеройки (Eulipotyphla: Soricidae) южного Сихотэ-Алиня в позднечитвертичное время. Диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Владивосток, 2011. 169 с.
– Тупикова Н.В. Питание и характер суточной активности землероек средней полосы СССР // Зоологический журнал. 1949. Т. 28, вып. 6. С. 561-572.
– Формозов А.Н. Спутник следопыта. М.: КомКнига, 2006. 368 с.
– Шереметьев И.С. 2002. Первая находка малой белозубки, Crocidura suaveolens (Insectivora, Soricidae), на островах залива Петра Великого (Южное Приморье) // Зоологический журнал. – №. 1. С. 126-128.
– Rzebik-Kowalska B. 2003. Distribution of shrews (Insectivora, Mammalia) in time and space. Deinsea 10: 499- 508.
[1] nom. prov. (сокращенно от латинского nomen provisorum) – предварительное (заранее предложенное) название таксона, действительное описание которого состоится в будущем.
#ЖивотныеПриморья #Грызуны
Нет комментариев