Именем Чуркина в 1863 году, во Владивостоке назван мыс на северозападной оконечности полуострова Черкавского во Владивостоке.
В 1828 году в семье отставного младшего офицера Филиппа Чуркина родился мальчик, названный Павлом. Место его рождения - Архангельская губерния - край, где морские просторы и суровые северные ветры формировали характер местных жителей. В те годы Архангельск был важным центром морской торговли, судостроения и рыболовства. В губернии также располагались военные гарнизоны и морские учреждения, что накладывало отпечаток на уклад жизни местных жителей.Среди отставных офицеров было доброй традицией отдавать сыновей на службу во флот. Это считалось не только почётным, но и перспективным занятием в Российской империи. Поэтому дети с малых лет воспитывались в духе уважения к военному делу и образованию. При этом детство в Архангельской губернии, наполненное суровыми условиями северного края, безусловно, закаляло характер подростков, подготавливая их к трудностям будущей службы на флоте.
Учёба в Первом штурманском полуэкипаже
В Первый штурманский полуэкипаж принимали мальчиков в возрасте 10–12 лет, что было характерно для многих военных учебных заведений того времени. Ранний возраст поступления позволял ученикам получить фундаментальную подготовку и освоить сложные науки, необходимые для службы на флоте. Павел Чуркин, как и его братья — Платон и Аполлон, был отдан в полуэкипаж в этом раннем возрасте.Первый штурманский полуэкипаж готовил специалистов для флота, в частности штурманов, гидрографов и других морских специалистов. Он располагался в Кронштадте, главной базе Балтийского флота. В этом здании в разные годы размещалось ещё несколько военно-морских учреждений и прежде всего Кадетский морской корпус. Учебная программа включала такие дисциплины, как: русский, английский, французский и немецкий языки, история, география, эволюция, арифметика, алгебра, математика, геометрия, тригонометрия, лонгиметрия, планиметрия, стереометрия, картография, астрономия, механика, морская практика и морское дело, навигация, геодезия, сочинение карт, лоция, теория кораблестроения, черчение планов и карт, рисование и Закон Божий. Обучение было строгим и требовало от учеников значительных усилий, так как штурманы играли ключевую роль в обеспечении безопасности мореплавания и успеха морских экспедиций. В период учёбы Павел Чуркин проходил морскую практику на пассажирском боте «Струя», совершавшем регулярные плавания между Санкт-Петербургом, Петергофом и Кронштадтом. Участие в походе из Балтийского моря в Северное в 1844 году на корвете «Наварин» (длина 39 м, ширина 9,8 м, осадка 3 м; вооружён четырьмя 12-фунтовыми гладкоствольными пушками и шестнадцатью 18-фунтовыми гладкоствольными карронадами; экипаж — 160 офицеров и матросов) стало для Павла наиболее значимым событием в становлении его как морского офицера. В апреле 1846 года, в 18 лет, Павел Чуркин был выпущен из полуэкипажа с присвоением первого офицерского звания — кондуктора Корпуса флотских штурманов. Это промежуточное звание между унтер-офицерами и младшими офицерами давало право на ведение судовых журналов, проведение навигационных расчётов и участие в гидрографических исследованиях.
Служба на Балтийском флоте
В 1847 году Павел Чуркин повторно участвовал в походе корвета «Наварин» в составе эскадры из Балтики в Северное море. Такие походы были частью регулярной практики военно-морского флота, направленной на поддержание боеготовности кораблей и обучение экипажей.
В 1848–1851 годах Павел Чуркин плавал на кораблях Балтийского флота, выполняя гидрографические и лоцманские работы в Финском и Рижском заливах. Далее он служил на боевых кораблях: «Смоленск», «Аврора», «Святой Георгий Победоносец». В 1854 году на тендере «Кобчик» он участвовал в обороне Ревеля (современный Таллинн) от нападения англо-французской эскадры. Столь значительное количество мест службы за относительно короткий период свидетельствует о том, что Павел Чуркин служил добросовестно, немедленно отправляясь туда, где это требовалось Отчизне.
В конце 1858 года Павел Чуркин, уже в звании подпоручика, был назначен штурманом на корвет «Гридень» (винтовой корвет водоизмещением 886 тонн с мощностью парового котла 200 л. с.; вооружение — 11 орудий; экипаж — 13 офицеров и 172 нижних чинов). В составе экипажа числились:
Командир корвета «Гридень» - лейтенант Густав Христофорович Эгершельд.
Старший офицер – лейтенант Франц Карлович де-Ливрон.
Вахтенный начальник - мичман Алексей Алексеевич Трескин.
Вахтенный начальник - мичман Алексей Васильевич Стромилов.
Вахтенный начальник - мичман Сергей Сергеевич Дурново 3-й.
Прапорщик корпуса морской артиллерии – Александр Иванович Колчак.
Подпоручик корпуса флотских штурманов - Павел Филиппович Чуркин.
Прапорщик корпуса флотских штурманов – Иван Иванович Казаков.
Младший врач – коллежский асессор Павел Александрович Вульфиус.
Вольный механик – Платон Егорович Волин.
131 человек матросов (нижних чинов).
Из них 74 матроса родной экипаж (вышли из Кронштадта). Остальные были назначены с других кораблей:
корвет «Рында» - 30 чел.
корвет «Новик» - 1 чел.
корвет «Боярин» - 1 чел.
клипер «Джигит» - 7 чел.
клипер «Пластун» - 2 чел.
клипер «Стрелок» - 16 чел.
Столь значительные изменения в экипаже корвета «Гридень» произошли после тяжелейшей зимовки в Николаевске, где большая часть экипажа была поражена цингой и тифом. На корвете «Гридень» Павел Чуркин перешёл на Дальний Восток и зиму 1859–1860 годов провёл на Амуре. Летом 1860 года корвет «Гридень» вышел в заливы Святой Ольги, Посьета, Славянский, а в августе прибыл в бухту Золотой Рог. Павел Чуркин был направлен в помощь прапорщику Н. В. Комарову для строительства и охраны поста на зимовке. Пост получил название «Владивосток». Этот год и считается годом основания города, название которого исходило от названия военного поста.
Зимой 1860–1861 годов Павлу Чуркину, как опытному гидрографу, было поручено провести исследование, съёмку берега и промеры со льда бухт Диомид, Улисс, Патрокл и Золотой Рог, с чем он успешно справился.
По результатам проведённой работы команды корвета «Гридень» именно Павлом Чуркиным в феврале 1861 года была составлена первая рукописная карта залива Золотой Рог с обозначением глубин и грунтов, произведены неоднократные измерения широты и долготы сотен пунктов астрономическим способом. Он же основал и первую метеослужбу Владивостока.
Признание заслуг
В представлении на орден «Святого Станислава» 3-й степени командир корвета «Гридень» лейтенант Густав Христофорович Эгершельд писал о Павле Филипповиче Чуркине так:
«В продолжении 4-х лет ревностно и усердно исполнял свою обязанность старшего штурманского офицера. Все части его заведования находились в совершенном порядке, журналы велись весьма аккуратно, судовое счисление велось с таким тщанием, что давало всегда возможность с уверенностью приближаться к берегу, входить в туманы и ночью на рейды и в проливы, что нимало ускорило плавание».
В 1862 году Павел Чуркин на корвете «Гридень» возвратился в Кронштадт, где был произведён в поручики Корпуса флотских штурманов. После шестимесячного отпуска он был назначен штурманом на парусно-винтовой корвет «Витязь» и в течение двух лет плавал по Балтике.
5 августа 1864 года Павел Филиппович Чуркин уволился с флота «по домашним обстоятельствам». В то время такие формулировки в официальных документах часто использовались для обозначения необходимости ухода из службы из-за здоровья, семейных обязательств или других личных обстоятельств.
Память
К великому сожалению, дальнейшая судьба этого незаурядного человека неизвестна, а дата смерти не установлена. Не сохранилось и какого-либо фото или нарисованного портрета Павла Филипповича. Но память о нём живёт в географических названиях. Именем Чуркина ещё при его жизни, в 1863 году, назван мыс на полуострове Муравьёва-Амурского и полуостров в заливе Петра Великого (бухта Золотой Рог). Микрорайон «Чуркин», располагающийся на полуострове Черкавского, напоминает о вкладе этого человека в становление города.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев