Ещё одним кораблём, однотипным двум предыдущим, стал корвет «Воевода». Строился он на Охтинской верфи, в 1857 году отправился на Дальний Восток в составе 1-го Амурского отряда, в котором был и «Новик». Штаб командира отряда, капитана 1-го ранга Дмитрия Кузнецова располагался на борту «Воеводы».
Поход с самого начала был проблемным для «Воеводы». Его корпус дал течь, а ремонт, что был проведён в Копенгагене и Шербурге, результата не дал. Следующая попытка исправить ситуацию была в Бресте (Франция). Поскольку ремонтные работы затянулись, Кузнецов перенёс свой штаб на борт другого корвета отряда – «Боярина». После всех мытарств и работ в доке проблемы были наконец обнаружены. После ремонта корпуса корвет вышел на ходовые испытания, которые показали, что он наконец может продолжить путь.
Недалеко от мыса Доброй Надежды «Воевода» застал из состава отряда клипер «Пластун», вместе с которым продолжил путь. После длинного перехода с Балтики «Воевода» прибыл в Де-Кастри осенью 1958 года. По пути к месту экипаж корвета успел изучить реки, впадающие в Уссурийский и Амурский заливы, обнаружить две банки и дать им названия. В том же году «Воевода» ушёл на зимовку в залив Святой Ольги, где помог экипажу транспортного судна «Байкал» в основании военного поста. Экипажи кораблей также занимались описанием окрестностей залива.
Весной 1859 года корвет отправился в Де-Кастри и вскоре вошёл в состав эскадры Николая Муравьёва-Амурского, вместе с которой ушёл в Японию, а затем в Китай. Некоторое время в том же году экипаж «Воеводы» работал с гидрографическим исследованием в акватории залива Посьета, который в то время именовался Новгородской гаванью. Зиму 1859-1860 года корвет провёл на Амуре.
После зимовки «Воевода» вернулся к службе. Он доставлял снабжение в Сахалинские посты. Летом 1860 года на борту корабля вспыхнула эпидемия: моряков валили с ног дизентерия, лихорадка и цинга. Один из матросов погиб. В это время корветом командовал капитан-лейтенант Пётр Матвеев.
Во время очередного перехода корвет попал в шторм и получил повреждения, что вынудило его отправиться в Нагасаки. Оттуда «Воевода» вышел в сторону залива Посьета, где встал на якорь в Новгородской бухте, затем вышел в сторону залива Святой Ольги. По пути корвет зашёл в бухту Новик и в акваторию будущего Владивостока. Из залива Ольги корвет снова вышел в сторону Японии, откуда в начале 1861 года отправился в сторону Шанхая, а оттуда взял курс на Балтику.
Во время службы на Балтике корвет прошёл через капитальный ремонт и нёс службу в составе учебных кораблей Морского корпуса. Довелось ему в тот период сходить и в Нью-Йорк. Последним периодом службы «Воеводы» стали 80-е годы. В 1885 году корвет отдали Кронштадскому порту, а в 1887-м исключили из корабельного списка.
По имени корвета была названа не только бухта Русского острова, но и одна из сопок, и речка, впадающая в ту самую бухту. А именем одного из его командиров, Петра Матвеева, на острове был назван мыс и камень на входе в бухту Воевода, а также небольшой остров в архипелаге Римского-Корсакова.
В самой бухте, как и на Патрокле, при СССР находился гидроаэродром. На высотах рядом с ней расположились крепостные сооружения. И несколько советских дотов стоят по её берегам до сих пор.
«Боярин»
Комментарии 1