Вид распространен в Японском море, у острова Монерон, в южной части Охотского моря и у южных Курильских островов. Еж обитает на скальных валунных и галечно-каменистых грунтах, на глубинах 0,5...180 м. Черный морской еж образует скопления и является промысловым объектом
массовый и промысловый вид. Названием своим обязан почти черному или темно-фиолетовому цвету покровов. У него достаточно длинные, около 3 см, мощные иглы, что, естественно, затрудняет его сбор, хранение и доставку. Обитая на глубинах до 200 м, промысловые скопления образует на глубинах небольших, 10—15 м. В незначительных количествах – до нескольких десятков тонн в год – добывается водолазами с использованием специальных захватов.
глубинах 137...2000 м. Цвет ежа темно-бурый. Особи достигают 65 мм. в длину или 80 мм. в диаметре [1].
Морские ежи давно признаны источниками антиоксидантов, что обусловлено наличием в их составе большого числа БАВ
За последнее время некоторую промысловую значимость начал приобретать глубоководный палевый морской еж (Strongylocentrotus pallidus). Он встречается у наших берегов от южной границы Приморского края до Татарского пролива. В Канаде он иногда называется белым морским ежом. Такая неопределенность в названии неслучайна: цвет особей этого вида сильно варьирует и зависит от района, глубины и сезона вылова. В Канаде он действительно беловатый, а вообще цвет его лучше всего характеризовать как серо-зелено-малиновый – по уменьшению пропорций. Систематика этого вида нуждается в доработке – не исключено, что сегодня в эту группу объединены животные разной систематической принадлежности. Иглы у палевого ежа тонкие и короткие. В большом количестве он попадается при тралении возле берегов на заиленных или песчаных грунтах на глубинах от 80 до 1500 м. Может добываться специальными ловушками. Однако официальная информация о современных поставках палевого ежа в коммерческих масштабах в Японию отсутствует, а ранние попытки его экспорта успеха не имели.
Самый ценный промысловый вид морского ежа – серый морской еж (Strongylocentrotus intermedius). Обитает на Дальнем Востоке России у берегов Приморья, Южного Сахалина, Курил, около северных Японских островов и Корейского полуострова. С названием и окраской у этого вида тоже вышла нестыковка. Цвет его бывает самым разнообразным, но отнюдь не серым: зеленовато-коричневым, фиолетово-коричневым, зеленовато-сиреневым и коричнево-красноватым.
Самый вкусный – серый Strongylocentrofits inferirledius.
Вид распространен в Японском море, южной части Охотского моря и у южных Курильских островов, в основном на каменистом грунте.
Диаметр панциря серого морского ежа может доходить до 8 см, а вес достигать 160 г. Половая зрелость наступает на третьем году жизни, живет же еж до 7—10 лет. Как правило, глубже 40 м в значительных количествах не встречается. Питается преимущественно водорослями на скальных и галечных грунтах, предпочитая морскую капусту. Однако не брезгует и животной пищей в виде погибших морских обитателей.В наших умеренных водах, характеризующихся значительными сезонными колебаниями температуры воды на небольших глубинах, сезонность в развитии половых желез у ежей также хорошо выражена, что учитывается при промысле. Например, на Курильских островах сезон вылова ежей более растянут, чем у берегов Приморья. Зимой «икры» мало, сбор ведется, как правило, в летние месяцы. Однако непосредственно перед нерестом и во время него железы «текут» и продукт собрать почти невозможно. После нереста же железа еще мала.Промысел серого ежа на российском Дальнем Востоке велся издавна. В советское время консервы под названием «Икра морских ежей» небольшими партиями поступали на внутренний рынок – во Владивосток и другие города. Небольшие баночки стоили дорого, при этом их очень соленое содержимое нельзя было назвать деликатесом. Возможно, это были бракованные партии. На внешний же рынок – в Японию – продукт поступал достойный. Но мало кому из российских граждан посчастливилось посетить в то время эту страну, а тем более решиться потратить валюту на такой экзотический продукт.Тем не менее по слухам и из переводной литературы было известно, что регулярное употребление свежей «икры» даже от двух ежей укрепляет здоровье и обеспечивает долголетие человека. Но данное лакомство и в то время было доступно далеко не каждому японцу. У нас же недалеко от Владивостока в 70—80-е гг. прошлого столетия с одной лишь маской и трубкой – без акваланга! – можно было с легкостью достать сотню-другую морских ежей. Однако отечественных любителей «плотно» закусить полезным деликатесом в то время почти не было. Сейчас же возле туристских лежбищ при нырянии даже с аквалангом не встретить даже небольших скоплений серого ежа.
Морские долгожители
Морские ежи часто фигурируют на страницах научных журналов и монографий в качестве объекта научного исследования. Особенно много дали они для становления эмбриологии, поскольку ежики могут жить и довольно легко размножаться в небольшом объеме морской воды. За несколько недель под микроскопом можно пронаблюдать все изменения, происходящие с икринкой (яйцеклеткой): от ее оплодотворения, дробления и вплоть до формирования маленького морского ежика. Этот признанный классический объект эмбриологических исследований используется также для тестирования качества среды и изучения влияния различных веществ на биологические системы, поскольку действие неблагоприятных факторов сразу выражается в нарушениях процессов размножения и развития животных.
Возраст ежей определяется путем подсчета количества колец на просветленных шлифах пластинок ежового панциря. Этот метод достаточно точен для районов, где существует выраженная сезонность в глубинах моря. В принципе ежи растут всю жизнь, но рост этот затухающий, поэтому выделить годичные слои роста иногда чрезвычайно трудно.
Обычно красные ежи живут около 15 лет. Американские ученые исследовали очень крупные экземпляры и обнаружили, что рост ежей действительно сильно замедлен и что отдельные особи демонстрируют рекордную продолжительность жизни без признаков одряхления – более 200 лет! Понятно, что такое сенсационное утверждение требует независимого исследования истинного возраста ежей силами других научных коллективов и с помощью других методов. В любом случае есть все основания считать, что морской еж может обогатить не только эмбриологию, но и столь актуальную для нас геронтологию – науку о старении организмов.
Осторожно: еж!
Известно, что некоторая часть морских обитателей может представлять собой серьезную опасность для человека. Это, кстати, относится не только к откровенно агрессивному поведению самых разных существ или к возможности отравления при потреблении их в пищу. Например, что касается морских ежей, то любому человеку ясно, что их острые иголки могут проколоть кожу. Однако мало кто знает, что некоторые ядовитые короткоиглые, внешне очень красивые ежи могут быть гораздо опаснее тех же диадем – откровенно колючих, более похожих на подушку для очень крупных булавок. Яд у таких ежей может находиться не только в иглах, но также выделяться из особых подвижных «щипчиков», высовывающихся из панциря.
Как правило, если ядовиты «щипчики», то иглы не ядовиты, и наоборот. Яд представляет собой сложное вещество белковой природы. Действие его плохо изучено. Помимо появления красноты и потери чувствительности кожи, возможны тошнота, затруднение дыхания, мускульная слабость. При поражении же ядом от нескольких ежей наступает сильная боль, головокружение, паралич губ, языка, даже бред.
Летальных исходов яд морских ежей, к счастью, почти не вызывает. Правда, известен факт, что японская ныряльщица за раковинами-жемчужницами утонула вследствие потери сознания из-за поражения ежами. Также описаны случаи несмертельных отравлений при употреблении в пищу икры морских ежей.
После извлечения игл кожа, пораженная неядовитыми морскими ежами, заживает за 2—4 дня – в случае, если в рану не попала вторичная инфекция. Обломки игл могут оставаться в коже и «капсулироваться» в ней, несколько месяцев причиняя незначительное беспокойство. При этом замечено, что остатки устрашающе длинных игл тропических диадем лучше рассасываются в теле по сравнению с обломками относительно мелких игл серых или черных ежей.
Неагрессивные к человеку и крайне медлительные морские ежи могут тем не менее нанести ранения кожи, спровоцировать дерматозы и в результате напрочь испортить отпуск пловцу, попавшему у прибрежных скал во власть волн. К ушибам о камни могут добавиться не только «дырки» от десятков воткнутых в тело игл, но и порезы от домиков балянусов, раковин устриц… Но не стоит винить в наших неприятностях подводных обитателей: это их мир, в котором мы – лишь нежданные гости.
Заморская, ежовая…
С древности на различных континентах жители прибрежных поселений использовали в пищу морских ежей, однако традиция эта до наших дней сохранилась лишь в немногих странах. Главным потребителем этого необычного для россиян продукта сейчас являются жители Японских островов, точнее – состоятельные японцы. Поставки морских ежей в эту страну осуществляются из 17 стран. Основными поставщиками, помимо собственных добытчиков, являются США, Чили, Перу, Китай, Канада, Южная Корея, КНДР и Россия. Мировой вылов 18 видов промысловых ежей составляет около 117 тыс. тонн в год.
В наше время только официальный ежегодный вылов этого ежа в Приморье составляет 580—1100 тонн, причем весь он идет на экспорт в Японию. Ежи поставляются в Японию свежими. Промысловыми считаются особи весом 65—75 г и с размером панциря не менее 4,5 см. Добыча осуществляется водолазами с лодок. Для лова часто используются небольшие 20-тонные японские шхуны (как правило, конфискованные), на борту которых обычно находятся 12 членов экипажа, 12 водолазов и представитель фирмы. Если сбор животных проходит с целью изучения в рамках контрольного лова, то присутствует еще научный сотрудник. В районах добычи ежей, как правило, работает 15—35 добывающих судов и около десятка транспортировочных. Квота на вылов морских ежей составляет около 1 тыс. тонн, хотя фактически добывается больше.
.
Комментарии 1