«Несколько лет назад я пришел работать в частную типографию резчиком. Это обстоятельство моей жизни и стало отправной точкой и началом нашего движения. В процессе работы я стал замечать, что остается очень много отходов. Причем бумага хорошего качества, есть и дизайнерская, такая, которая вся переливается и блестит.
В какой-то момент я буквально на коленке создал свой первый блокнот. Это был ни на что не похожий опыт, который я получил в первую очередь для себя. Так сложилось, что обрезки моего времени и обрезки бумаги в итоге преобразовались в интересную дизайнерскую вещь. Я не преследовал какой-то цели. Это как люди творческого склада не могут не творить, так и я не мог видеть, как пропадают бумажные обрезки, которым можно было путем нехитрых манипуляций дать вторую жизнь.
О первом блокноте
Коллеги по цеху, увидев мой первый опыт, пошутили, мол, настолько хорошо получилось, что такие блокноты нужно продавать. И я, поддерживая общий настрой, ответил: «Раз так, то покупайте!». Один из наших менеджеров купил блокнотик за чисто символическую цену – 10 рублей. Потом ко мне стали заглядывать другие сотрудники и покупать блокноты, кто-то брал один, а некоторые приобретали сразу несколько экземпляров. Они тратили 50-70 рублей и уходили счастливые – в их портфеле лежали оригинальные подарки друзьям, стоимостью всего-то 10 рублей. Постепенно начало работать «сарафанное радио». Так на нас вышли экологи, которые предложили сотрудничество, да и просто им была интересна наша работа. Они пригласили меня на мероприятие, где я мог спокойно продавать блокноты. На первом же мероприятии все мои 2-3 коробки блокнотов сразу же разлетелись. И вот оно следующее мероприятие, а у нас ничего нет… Постепенно рынок начал нас втягивать, но не хватало обрезков времени…
О новом уровне работы
Спустя какое-то время у нас открылся другой уровень – Ecopad стал давать рабочие места. Потому что к нам стали обращаться люди, ищущие подработки. Экологи назвали наши блокноты на английский манер экопадами. Может быть, веяние Apple. Я спорить не стал. И название закрепилось, а дальше больше – стало именем собственным: «это не по экопадовски». Между собой мы шутим, что доллар повышается, нефть падает, а Ecopad как стоил десять рублей, так и стоит – стабильная валюта. И даже стали изменять все экопадовскими мерками – пойти кофе купить, это целых десять экопадов! К нам стали приходить самые разные люди. Просто так, ради интереса, общения, которые своими руками делали эти блокноты. Представьте, после работы, когда в типографии уже тихо, можно сидеть, общаться и что-то делать полезное своими руками. Деньги, которые мы получали в результате продажи блокнотов, в типографию не шли. Руководство типографии как-то само собой выделило эту историю за скобки. И Ecopad начал жить своей жизнью.
О сырье для блокнотов
Мы увидели, что есть нужда в том, чтобы заниматься ручным трудом, решать какие-то личные сложности разных людей. Постепенно проект рос. И в какой-то момент мы стали понимать, что нам не хватает расходных материалов. Тогда мы стали обращаться к фирмам, которые торгуют бумагой, и нам дарили бракованные партии или из старых коллекций. А однажды случилась удача – склад переезжал, и нам отдали 5 тонн самой разной дизайнерской бумаги! А другая фирма, узнав о нашем существовании, просто подарила нам целую фуру бумаги из коллекции прошлого сезона.
О принципах работы и ассортименте
Сейчас мы, как и прежде, базируемся на территории типографии. Здесь у нас есть место, где каждый желающий может сделать свой пробный блокнот, тут же мы формируем заготовки, которые люди берут на дом. Спустя какое-то время мы расширили свой ассортимент – стали делать не только блокноты, но и альбомы, а там и перешли к ручкам, крученным из бумаги. Как такового движения у нас нет. Оно издалека видится и слышится как движение, но это не так. У нас нет четкого определения. Кто мы, поскольку мы очень многогранны. У нас нет официального статуса, все складывается из обрезков времени.
О людях
Люди, которые у нас трудятся – это либо молодежь, либо матери-одиночки, которые не подходят под какие-то государственные статьи – пенсионеры, инвалиды, но нуждающиеся в помощи. Это частные истории. Когда человек к нам приходит, мы общаемся с ним, выясняем, что его сюда привело. И если мы реально можем ему помочь, то показываем, что мы делаем. И люди примеряют на себя это: одни, поработав денек, уходят, другие, наоборот проникаются и остаются. Эти частные истории все разные. Были девушки, которые излечились от зависимости и пришли к нам, потому что в период реабилитации их никто не принимал на работу. У нас они поработали, освоились и уже после нашли постоянную работу. Недавно видел в социальной сети фотографии одной из них – вышла замуж, родила ребенка и счастлива. Мне же радостно, что Ecopad поучаствовал в жизни людей и чем-то помог. У нас акцент не на то, что мы делаем дизайнерские блокноты, а больше разворот на людей, такая своего рода экология отношений. Не нужно устраиваться на работу и просиживать штаны, если этой работы нет. У нас все иначе – пришел, подработал, ушел. У нас есть люди, которые по нескольку лет с нами. Есть пенсионерка, которая зарабатывает свою копеечку своим трудом, делает очень качественные вещи.
О производственных планах
У нас нет как такового производственного плана, нет сроков, но уже есть корпоративные коммерческие заказы. Иногда нам задают вопрос: а оптом дешевле? Нет, оптом у нас не дешевле, потому что все наши блокноты сделаны из обрезков времени самых разных людей, которым зачастую найти время очень сложно. Стоимость одной ручки 5-7 рублей, все зависит от качества. И в неделю можно не спеша сделать 300 – 500 ручек, а некоторые умудряются и тысячу штук.
О заработанных деньгах
Все деньги, заработанные на продаже блокнотов, уходят на помощь людям. И только один рубль возвращается нами в типографию. Это пример церковной десятины. Таким образом, мы выражаем почтительность к тем, кто дал нам возможность помогать другим. То есть десятую часть от выручки мы возвращаем, но типография не принимает эти средства. И у нас возник еще один фонд, который живет вне типографии, просто там аккумулируются деньги, на которые мы покупаем что-то вкусное, например, на встречи с журналистами.
О моральной стороне работы
Если проект начнет мне что-то давать, то я стану это брать или на что-то рассчитывать. Слово «бизнес» для нас ругательное. Если этого всего придерживаться, то я перейду к стадии использования людей, а это недопустимо. Атмосфера волонтерства может легко перейти в корысть. От своей деятельности я не стремлюсь получить даже моральное удовлетворение. Видимо, есть внутренняя направленность. Если начать это объяснять, то можно скатиться на категории выгодно - невыгодно. Как только появляется цель, то люди тут же становятся средством. Мы ориентированы на другое, и потому проект живет и по мере сил помогает людям.»
Комментарии 1