Беседы.
О гордости. Беседа вторая. 2 часть, заключительная.
Как же бороться с подобным состоянием? Если мы совершили доброе дело, нам надо помнить, что под видом благодарения к нам часто вкрадывается гордость. Вспомним мытаря и фарисея. Фарисей и в самом деле был не таков, как мытарь, у мытаря не было его дел. Но тщеславием он уничтожил свою награду. Нельзя начинать молитву, а в особенности исповедь с благодарения. Никогда не надо говорить: «Слава Богу – у меня того-то нет и того-то нет, я то-то и то-то хорошее делаю». А ведь так у нас часто бывает. Иоанн Лествичник говорит о гордости:
Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения... Видал я людей, устами благодаривших Бога и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: «Боже, хвалу Тебе воздаю» (Лк.18:11).36
Здесь дело не в том, что не надо благодарить Бога за все, что мы делаем, – правда, все это Его собственность. Его дар. Но дело в том, что мы, говоря: «Благодарю Тебя, что я стал такой хороший», переносим центр тяжести на себя. И вот те из нас, которые имеют какие-нибудь добрые дела, должны помнить, что исповедь и молитву надо начинать с покаяния и смирения, а потом можно и поблагодарить Господа, и прежде всего за то, что Он дает нам время на покаяние. Следует помнить, что в гордости мы не можем прийти к Богу. От фарисеева благодарения не будет нам ничего спасительного, ничего полезного для покаяния. Гордость нам прежде всего мешает и отвращает нас от покаяния, ибо гордость по существу – это «отвержение Бога» и Его помощи, «бесовское изобретение», и если этого у нас еще нет, то уже есть «уничижение ближнего и безстыдное проповедание своих трудов».
Нам надо помнить также, что наравне с гордостью покаянию мешает отчаяние. Отчаяние бывает двух родов: в одних случаях оно происходит от множества грехов и от многой печали, в других же – от гордости и превозношения. Если я все время считал себя хорошим, все время надеялся на себя, на свои силы, все думал, что я не таков, как все прочие, и вдруг пал и оказался даже хуже, чем все, – у меня, конечно, должно родиться отчаяние. Об этом Иоанн Лествичник говорит:
Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили сего падения. Если кто в это вникнет, то найдет, что между теми и другими такое различие: первые предаются нерадению; а вторые при безнадежии держатся и подвига...(1)
И то, и другое отчаяние не может, конечно, привести нас к покаянию.
Как бороться с отчаянием от гордости? От этого рода отчаяния, по Иоанну Лествичнику, нас исцеляет смирение и неосуждение ближнего. От того же, которое происходит от грехов, спасает мысль о милосердии Господа, сказавшего, что мы должны прощать нашему ближнему семьдесят семь раз. «Но от первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить», должны помнить, что отчаяние есть великий грех, и не забывать совета, данного Господом Петру. Если нам, слабым, Он велел столько прощать, то и Сам Он тем более простит нам, если будем каяться. Иоанн Лествичник говорит: «Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно». И еще: «В печали о грехах влекомые к отчаянию, да не престанем вспоминать, что Господь заповедал Петру прощать согрешающего семьдесят крат седмерицею (Мф.18:22); а Кто такую заповедь предал другому, Тот и Сам, без сомнения, несравненно более сделает».
Отчаяние, происходящее вследствие гордости, когда человек теряет веру в себя, в свои силы, на которые он раньше только и надеялся, доводит некоторых даже до самоубийства.
Напротив, когда борет нас возношение, тогда потщимся вспоминать изречение святого апостола Иакова: «Иже бо весь закон духовный соблюдет, согрешит же одною страстию – высокоумием, бысть всем повинен» (Иак.2:10).41
Стало быть, перед наступающими днями покаяния нам надо помнить, что главными препятствиями к этому последнему являются гордость и отчаяние. С гордостью надо бороться не только тем, кто мало верит в Бога, но и тем, кто хочет совершать путь спасения и имеет некоторые добрые дела. А потому будем больше благодарить Бога не за добродетели, но за покаяние, которое Он нам дает, ибо добрые дела принадлежат не нам.
Казалось бы, отчаяние и гордость противоположны друг другу по своей природе, но – странное дело – они могут каким-то образом совмещаться, чтобы вместе отвращать нас от покаяния. Иоанн Лествичник пишет:
Как брак и смерть противны друг другу, так и гордость и отчаяние между собою несогласны; но, по злоухищрению бесов, можно обе эти страсти видеть в одном человеке.
Нам надо стараться по мере сил преуспевать в добродетели, но при этом все свои дела приписывать не себе, а Богу, и тогда мало-помалу мы уничтожим преграду, отделяющую нас от истинного покаяния.
Священномученик Сергий Мечёв.
Продолжение следует... Мы здесь! 👉 https://vk.com/club_duhovnoe (1) Здесь и далее ссылки на Прп. Иоанна Лествичника. Лествица.
Источник - azbyka.ru/otechnik/S ...
#Бог #одобродетели #омолитве #опокаянии #огрехе #страстииборьбасними #Библия #осмирении #опрощении #духовнныенаставления #духовное
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев