С Праздником,дорогрие!!!♥♥♥
В 17-18 веках в московском Алексеевском монастыре появился новый образ Богородицы — икона «Неувядаемый Цвет». Благодаря красоте и изяществу, он полюбился насельницам монастыря и прихожанам. Однако русские иконописцы не спешили делать списки с нового лика: живопись не укладывалась в православные каноны.
Сейчас редко в каком храме можно встретить образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет» и чтобы помолиться перед ним, приходится предпринять целое паломническое путешествие.
История появления образа «Неувядаемый Цвет»
Предполагают, что впервые икона прибыла на Русь из Греции. Тогда существовал обычай: богатые паломники заказывали списки с понравившихся образов и привозили их на родину. Обходя святые места Греции, неизвестный путешественник наверняка побывал на острове Кефалония.
Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»
Кефалонский образ, находящийся в храме одной из самых маленьких деревень, называется «Богородица Лилейная» и по написанию похож на русский «Неувядаемый Цвет»: Пречистая Дева держит в руке расцветшую лилию. Под стеклом стоит множество сухих стебельков, оживающих через пять месяцев после срезки.
Чудо в Кефалонии, судя по свидетельствам паломников 17 века, происходит давно. Образ Богородицы, украшенный множеством цветов, со временем вдохновил художников на написание нового сюжета.
В течении трёх веков содержание его менялось и сейчас вряд ли найдётся два одинаковых. На одних образах Божия Матерь изображена среди множества цветов, святых и картин из Священной Истории, на других — с непокрытой головой, в царском венце и цветущим посохом, на третьих — с веткой лилии.
До сих пор в Кефалонии происходит ежегодное чудо: на праздник Успения Богородицы у Её лика оживают высохшие цветы, принесённые прихожанами на Благовещение.
Значение символических изображений
Икона «Неувядаемый Цвет» сначала появилась в западных церквях, где перед нею проводили особые службы, «Похвалы Богородице».
В Православной Церкви такая служба называется Суббота Акафиста и совершается в пятую субботу Великого поста. В течение непродолжительной утрени, в торжественной обстановке прочитывается «Благодарный канон» и Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы. В текстах канона и акафиста, написанных в 6 веке, Пресвятая Дева сравнивается с «неувядаемым цветом чистоты» и «райской лилией».
Служба Похвалы Богородице дополнила образ Божией Матери картинами из Священной Истории, где чудесно расцветающие растения за много веков предвозвещают рождение Божией Матери и Христа.
Одно из таких событий произошло во 2 в до н.э., во время странствования евреев по пустыне. Между семейными коленами произошел спор, кому выпадет честь служить в Скинии (походной церкви) Моисей повелел собрать жезлы (сухие деревянные посохи) от глав каждого рода и поместить их на ночь в Скинии. Наутро один из жезлов, принадлежащий Аарону из колена Левиина, покрылся листьями и расцвёл, указав таким образом на достойного кандидата.
Расцветший жезл Ааронов считается прообразом Богородицы, из Которой рождается Цвет — Христос, и часто изображается в руке Пречистой Девы.
Икона, прибывшая из Греции в Россию и помещенная в Алексеевском монастыре, со временем была утеряна. Сохранились лишь описания, где кроме ааронова жезла упоминаются и другие символы, окружающие Деву: благоуханная кадильница, свеча, звезда и другие. Все они взяты из текста Канона Субботы Акафиста. В свою очередь автор Канона, Иосиф Песнописец, брал их из событий Священной Истории.
Изображения цветов
Богато украшенный цветами, картинами и текстами образ Богородицы заставлял молящихся подолгу рассматривать его, размышляя об истории Ветхого Завета и чудесах, даруемых Богом.
Немногочисленные художники, бравшиеся за написание «Богородицы с цветами», изображали там, кроме лилий, небольшие соцветия, похожие на маргаритки. В западной традиции маргаритки считают цветами Богоматери, но в русском письме это образ иммортеля — особого вида бессмертника, произрастающего на святой горе Афон.
Икона «Неувядаемый Цвет»
Бессмертники, украшающие склоны г. Афон, называют «богородичным неувядаемым цветом», символом целомудрия и чистоты. Растут они в недоступных местах, среди скал. Попытки сорвать привлекательный цветок сопряжены с риском для жизни.
Паломники, которым удавалось добыть иммортель, с благоговением привозили его на родину и почитали за великую святыню. В 1864 г в Греции был зафиксирован случай исцеления от прикосновения к богородичному цветку.
В целом же обилие цветов, изображаемых на иконе, означает райский сад.
Вместе с «цветочным» образом Богородицы в русских церквях появился обычай украшать цветами иконостасы и Плащаницы в дни великих праздников. После богослужения цветы благоговейно разбираются верующими и хранятся дома, в святом углу.
Поскольку появилось множество различных вариантов изображения Богородицы, стали выделять и несколько направлений иконописи, а именно:
- Греческий.
- Русский.
- Болгарский.
Каждое из направлений имеет свои отличия в деталях и нюансах, однако, смысл и наполнение образа везде остаются одинаковыми. Так, различаются по цвету и пышности ветви и цветы, но везде в них угадывается лилия. Болгарская традиция наделила образы Христа и Его Матери венцами, после чего традиция писать короны перешла в другие школы и другие иконы.
Где можно поклониться иконе
Несмотря на то, что это далеко не самая распространённая икона Богоматери, можно найти православные храмы, где получится помолиться и приложится к этой святыне:
- Свято-Алексеевский монастырь в Москве (Красное село) ;
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Воронеже;
- в Ейском районе существует чудотворный источник;
- в Киевской области, на Украине, есть храм в честь иконы «Неувядаемый цвет»;
- в Херсонской области в храме Рождества Богородицы данный образ много раз кровоточил и мироточил, поэтому сюда съезжалось множество паломников.
В чем помогает образ и как молиться
Этот необычный образ Пресвятой Богородицы можно назвать самым нежным и утонченным среди всей иконографии, изображающей Пречистую Деву. Возможно, именно поэтому молиться перед этой иконой особенно любят православные женщины. А помочь Пресвятая Богородица по нашим молитвам перед образом «Неувядаемый цвет» может много в чем:
- в поиске хорошего благоверного супруга;
- в преодолении соблазнов и сохранении целомудрия;
- принять правильное решение, когда непонятно, как правильно поступать;
- унять тревогу и смятение;
- укрепить и сохранить семейные узы, преодолеть кризис;
- защитить дом и семью от бед и напастей;
- вернуть взаимопонимание между близкими людьми.
Важно помнить, что любые молитвенные прошения у святых икон не могут носить формы загадывания желания. Молитва — это не набор слов, произнеся которые, можно получить желаемое. Молитва — это обращение, беседа, личная встреча человека с Господом. Поэтому невозможно действительно искренне и от всего сердца молиться, если человек не живет духовной жизнью и не старается очищать свою душу.
Возносить моления перед этим образом можно как в храме, так и дома. Поскольку это довольно редкая икона, ее непросто отыскать в наших храмах. В таких случаях принято молиться перед Царскими вратами (двери, закрывающие вход в алтарь). Если у вас есть список иконы дома — можно возносить свои прошения после прочтения своего обычного молитвенного правила.
Подбирая место в домашнем иконостасе для образа, нужно соблюдать особую иерархию. Центральное место всегда должна занимать икона Христа, распятие. Подле нее размещают изображения Богородицы, а затем — почитаемых в семье святых.
Чудеса исцеления
К сожалению, история не сохранила письменных свидетельств о чудесах от образа, находившегося в московском Алексеевском монастыре. Отмечается лишь, что они были «многочисленны».
Независимо от стиля письма, каноничности и даже материала иконы, можно наблюдать удивительные вещи, происходящие у «цветочных» образов Богородицы по вере приходящих к Ней.
На Фаворе
Всему миру известна бумажная икона «Неувядаемого Цвета», хранящаяся на горе Фавор в Израиле. Это простая черно-белая литография, которую в 1956 г купил в лавке один благочестивый грек, живший на о. Крит.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1