"
(в помощь учителям ДХШ)
Акварельная живопись
«Акварельная живопись обладает большим потенциалом в развитии у обучающихся художественно-творческих способностей, позволяет решать широкий круг образовательных задач в силу возможности использования в акварели большого количества техник и приёмов. Для этой краски не требуется большого количества вспомогательных аксессуаров, но знание материала и умение его правильно применять, использовать все возможности этого красивого тонкого художественного материала — залог правильной и качественной работы. Акварель (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Из истории акварельной живописи: Историческая картина развития техники сложна. Она не складывается в единый и поступательный эволюционный процесс, хотя общая тенденция, направленная на осознание особенностей пластического языка, формирование эстетики, отличной от других видов живописи, прослеживается достаточно определенно. В работе акварелью предельно раскрывается темперамент художника, обнажается самый нерв его творческой индивидуальности – чувство цвета, степень и характер колористической одаренности. Именно поэтому история акварели демонстрирует обилие направлений, богатство самостоятельных манер, стилей и почерков, будто соревнующихся в своей неповторимости. Наряду с яркими достижениями больших мастеров, обозначающими вершины ее возможностей, чрезвычайно важна и общая культура акварели, создаваемая трудами широкого круга профессионалов, а иногда просто любителями и отражающая мироощущение поколения. Русские акварелисты XIX века. В России акварельная живопись начала развиваться с XVIII века, совершенствуя и обогащая свою технику под воздействием общего развития реалистической живописи, в особенности пейзажной. Постепенно техника акварели вбирает в себя живописные качества. Первое имя в летописи русской акварели — Петр Фёдорович Соколов (1791-1848). Живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры. Блестящий живописец и рисовальщик К.П. Брюллов (1799-1852) живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма. Свою оригинальную дань искусству акварели принесли такие живописцы, как И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, И.Я. Билибин. Родоначальник русской бытовой живописи П.А. Федотов (1815-1852) вначале писал по преимуществу акварелью, изображая сатирические сцены. Его творчество широко представлено в Третьяковской галерее и в Русском музее (Санкт-Петербург). Важным этапом в развитии русской акварели стала организация в 1887 году «Общества русских акварелистов», возникшего из кружка акварелистов. Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870-1960), Льва Бакста (1866-1924), Ивана Билибина (1876-1942), Константина Сомова (1869-1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871-1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877-1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями. Акварельная живопись Петербурга и России достигла исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. Во времена, когда ещё не было фотографий, быстрота исполнения, минимальное количество утомительных сеансов позирования, воздушность колорита – во всем этом нуждалось русское общество. И поэтому, именно акварель пользовалась успехом в высших и средних его слоях. Мощный импульс в постижении особенностей языка акварели и осознании ее эстетических возможностей дает введение изучения этой техники в программу высших художественных учебных заведений. Во многом новый взлет в акварельной живописи на рубеже XIX - XX веков связан с деятельностью П.П. Чистякова, он был осуществлен его учениками - В.И. Суриковым, В.А. Серовым и М.А. Врубелем. Феномен «чистяковской школы» заключается в непохожести вышедших из нее художников. П.П.Чистяков обладал особым даром выявлять и развивать индивидуальные черты, манеру письма каждого из них, «указать путь» (по выражению В.И. Сурикова). В художественной системе Сурикова, а может быть, и в его жизни акварели отведено особое место. В этой технике он постоянно работал на протяжении почти 50 лет. Эволюция его акварельной манеры очевидна. Ее начало обозначено Сибирским циклом, исполненным летом 1873 года до занятий у Чистякова. Эти пейзажи объединяет колористическое решение, построенное на синевато-зеленых, «не знающих солнца» оттенках, «словно подсказанных художнику самой суровой сибирской природой» (КГПУ им.В.П.Астафьева, Пыжиков Н.Д.) «Акварельная живопись всегда относилась к виду искусства – «графика» и как отдельный вид рассматривается приблизительно с конца 18 века. Опыт работы акварелью, накопленный художниками всего мира почти два тысячелетия. Итальянский художник Ченнино Ченнине описывал искусство растворения красок в воде в трактате о живописи: «Краски эти уже по рождению своему неразрывно связаны с водой, а вода одна из четырех природных стихий – непокорна, изменчива и непредсказуема. Поэтому художник начинающий рисовать акварелью, вряд ли многого добьется без терпеливого и долгого ее изучения. Не менее важны смелость и ясность мысли, импровизация, быстрота и уверенность письма». Несмотря на техническую сложность выполнения акварельной живописи, используем этот материал, так как он доступен во всех отношениях в учебном классе, мастерской и пленэре. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На первых порах нас умиляет, прежде всего, непосредственность восприятия в детском рисунке. Но законы строения форм и явлений природы в действительности остаются всегда одни и те же, независимо от того, кто их наблюдает. В процессе занятии преподаватель должен донести до учащихся, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость, а, следовательно, должен помочь открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Для уроков живописи в школах, акварель является самым доступным материалом, с большими возможностями, несмотря на сложность работы с ним. Живопись акварелью полезна для учащихся тем, что она раскрывает способности видеть окружающее нестандартно, равно как и передавать увиденное, приучает к вдумчивой творческой деятельности, развивает фантазию, учит аккуратности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Овладение необходимыми средствами и способами обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. Выполнение натюрморта акварелью - процесс творческий, и знания законов изобразительной грамоты и основ композиции будут опорой в занятиях любимым делом.» (Дядечко В.И., преподаватель МОБУ ДОД ХДШИ с. Хороль Приморского края.)
Просмотр детских работ под музыку:
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев