Поправки о компенсационном фонде для защиты дольщиков внесены в Госдуму
Взнос застройщиков в него составит 1% стоимости объекта
Правительство внесло в Госдуму пакет изменений в законодательство о долевом строительстве: они дополняют поправки в 214-й федеральный закон «О долевом строительстве», принятые в июле этого года. Об этом «Ведомостям» рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ Никита Стасишин. Изменения коснутся нескольких федеральных законов, в том числе 214-ФЗ, закона о банкротстве, закона о страховании, закона о некоммерческих организациях и др.
Одно из основных новшеств – регулирование деятельности компенсационного фонда, который полностью заменит страхование ответственности застройщиков, отметил Стасишин. История «СУ-155» наглядно показала: действующий механизм страхования, заложенный в законе, не гарантирует защиту участников долевого строительства и не обеспечивает ответственности застройщиков, указывает предправления банка «Российский капитал» Михаил Кузовлев. В 2015 г. «Роскап» был назначен санатором «СУ-155».
Закон о долевом строительстве заставит девелоперов менять экономику проектов
Компенсационный фонд формируется за счет обязательных отчислений застройщиков, он заработает с 1 января 2017 г. Каждый застройщик, заключающий с дольщиком договор долевого участия (ДДУ), должен внести в этот фонд 1% от стоимости строительства объекта недвижимости, указанной в проектной декларации. Фонд будет иметь форму публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», следует из законопроекта. Его учредителем станет единый институт развития в жилищной сфере – АИЖК. За Минстроем закрепляется обязанность координировать деятельность фонда, мониторить данные о поступлении, расходовании и инвестировании средств.
Сначала застройщик уплачивает обязательные взносы в компенсационный фонд, а только после этого возможна государственная регистрация ДДУ, говорит Стасишин. По его словам, средства фонда можно направить на две цели: на выплату возмещения участникам долевого строительства, обязательства перед которыми не исполняются застройщиком, а также на оказание финансовой помощи застройщику, которому фонд поручит завершить проблемный объект.
Выплата дольщику может осуществляться, если квартиры в доме продавались по 214-ФЗ, застройщиком уплачивались взносы в фонд и в отношении застройщика введена процедура банкротства. Фонд должен возместить средства в течение 10 рабочих дней со дня предоставления дольщиком необходимых документов. По словам Стасишина, прием документов от граждан будут осуществлять банки-агенты, где размещены средства фонда (см. врез).
Чтобы облегчить процесс контроля за застройщиками, оказавшимися не в состоянии завершить объекты, компенсационный фонд будет наделен функциями арбитражного управляющего согласно поправкам к закону о банкротстве. Процедура банкротства вступает в силу по решению арбитражного суда – сразу же после первого иска о банкротстве, говорит Стасишин. Раньше процедура банкротства состояла из трех стадий: наблюдения, конкурсного производства и внешнего управления, напоминает Ксения Цаплина из ФСК «Лидер». Теперь же наблюдение исключается, а стадия «конкурсное производство» увеличивается с полугода до года, добавляет она. Благодаря исключению процедуры наблюдения сроки, в течение которых дольщик сможет получить выплату или готовую квартиру, значительно сократятся, уверен Стасишин.
Сколько денег может быть собрано в фонд, в Минстрое оценить затрудняются. Ранее президент «Ностроя» Андрей Молчанов сообщал, что ежегодные доходы фонда могут достигать 20–30 млрд руб. «Говорить сегодня о том, хватит ли собранных средств от застройщиков на решение вопросов с проблемными объектами, когда таковые появятся, более чем преждевременно, – считает Стасишин. – Главное – что в отличие от системы страхования ДДУ государственный компенсационный фонд сможет гарантировать участникам долевого строительства соблюдение их прав».
В Московском регионе без денег и жилья остаются около 70 000 человек
«Для нас, как для девелопера, который неоднократно достраивал объекты за недобросовестными застройщиками, пока не очевиден порядок привлечения нового застройщика в объект», – говорит Цаплина из ФСК «Лидер». Она полагает, что это будет конкурсная процедура, так как фонд является государственной структурой, а это несет риски увеличения сроков выбора нового застройщика проблемного объекта. «Застройщики должны понимать, в какой момент будет подключаться фонд, должен быть прозрачный критерий входа застройщика в зону риска, причем не по факту, а за несколько месяцев до возникновения проблем», – полагает партнер «Химки групп» Дмитрий Котровский. Правила должны быть понятны всем игрокам независимо от объема их портфеля, подчеркивает он.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев