РОДИТЕЛИ
Молитва родителей о детях
Милость Божия буди с вами!
Детей вразумлять есть долг родителей — стало быть и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, — какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться — как бы не оскорбить Его, и Он не вычеркнул бы вас из числа Своих. Благослови вас Господи!
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Крест материнский
Милость Божия буди с вами!
Христос воскресе!
Трудились много больного ради и свалились. Вам можно утешать себя тем, что не по своей вине свалились. Хоть Андрей и не стоит того, но Господь по милости Своей и ради вашей материнской любви и терпения ради оскорбляющего вас, примет уход за ним, как уход за Собою: болен бех... Даруй вам Господи оправиться... к тому времени, как весенний воздух установится... чтоб освежиться им и новую вдохнуть крепость.
Илья — утеха ваша; и ваше упование, что за его к вам доброе расположение Господь осенит его Своим благословением, не тщетно.
Господь милостивый сжалится наконец над вами и пошлет вам устроение быта житейского отрадное. Терпите благодушно. Ваш крест — крест Господень, — многоплодный, — только не здешними плодами...
Духовных вам утешений желаю, — таких, чтоб ради их отсеклось всякое желание здешних утешений. Благослови вас Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Неуважение к матери
Вторая причина, причина вашей слабости — ваша резкость в разговоре с матушкой своей. Резкость предполагает ослабление уважения или и прямо неуважение, — виднее же их неблюдение покоя матери. Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано чтущим родителей. А для нечтущих — лишение благ. Вот у вас все и не строится. Извольте сейчас идти к Н. И., падите в ноги и испросите прощение — и вперед обещайте всячески чтить ее... и блюсти покой ее.
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Наставление матери при болезни дочери
Милость Божия буди с вами!
Какая вы мудреная?! Не поскорбеть, конечно, нельзя; но убиваться какой смысл? Что за беда, что заболела дочь? Поболит и оздоровеет. Ведь не все заболевающие умирают. С какой же стати вы провожаете на тот свет дочь, когда она только что заболела? Что ей стало хуже обычный порядок болезней.
Было хуже, а когда до вас доехал нарочный, ей уж лучше стало. А когда приедете туда, увидите, что она ходит по комнате.
Конечно, все мы в руках Божиих, — и смерть каждого может застать в каждую минуту.
У больного та особенность, что смерть, если ей суждено придти, придет не внезапно. В этом отношении — выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански. Вот об этом и надобно позаботиться теперь паче, нежели убивать себя гореванием.
Положим — самое большое — что умрет. Какая беда, что умрет? Разве она одна только подвергается сему? Ведь и мы все умрем. Она — ныне, мы — завтра. Какая разница? Умрет ведь не она... Тело умрет, а душа жить будет. И ей без тела лучше будет, чем с телом.
Вышедши из тела, к вам прилетит... и будет ласкать вас. Она будет говорить душе вашей: ах, мама, как мне хорошо! Бросай скорей землю и переходи ко мне. Она не будет в состоянии понять вашу скорбь, когда ей лучше, а вы скорбите.
Так вот видите,— что не только по причине болезни, но даже и по причине смерти, если бы она случилась, не следует убиваться. И извольте сейчас же встать, одушевиться и быть покойной... и всех тем утешить. Благослови вас Господи! — и даруй душе вашей утешение.
Спасайтесь!
Ваш богомолец Е. Феофан
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Невнимание от детей
Невнимание от сыновей должно быть очень чувствительно. Потерпите и их, любовию покрывая их неисправность. Бог даст, придут в чувство и раскаются. И все пойдет как по маслицу. Благослови вас Господи!
Родительское проклятие заглаждается молитвою и благословением проклятого чада.
Ваше отлучение, изреченное сыну, было плодом ревности по Богу и любви к сыну, искавшей сим способом вразумить его. Какой же тут грех?!
Другое дело — мысль о силе сего отлучения. Но где вы нашли, чтобы единоличное отлучение, как громко ни прокричи его, действительно отлучало от Церкви? Стало быть и этого нечего тут видеть?! — Говорите, что это отлучение стало стеною для сына вашего между им и Церковию.
Если он не от упорства и раздражения говорит вам нечто богохульное, а по убеждению, то эта стена уже была. А если этого последнего не было (убеждения), то ваши слова не могли воздвигнуть сей стены. Его речи были пусторечием, равно как слова неверия, — не неверие, а просто смятение ума или мыслей, навеянных совне. Это есть состояние брожения или перебраживания. Судить по нем человека нельзя. Так и сына вашего. Я полагаю, что он верует и по ошибке считает брожение мыслей за неверие, что незаконно. Молитесь. Господь не даст ему остаться в этом смятении. Ибо все системы новомодные очень шатки и непрочны. Сам увидит и бросит их.
Что вам сделать с вашим отлучением? Мне думается, помолившись, изречь гласно отеческое благожелание, как изречено отлучение. И сделайте так. Переговорив, конечно, с сыном, если удобно... помолитесь, и с верою в Господа благословите его всячески... И аминь.
Предел материнского попечения об устройстве жизни и быта детей.
Снедает вас забота о детях... и их семейном быте, а совесть претит. Если совесть претит, то значит, дело уж чересчур. И надо его умалить. Положите себе, во-первых, не пытать, что им нужно, а когда узнаете без пытания, тогда, что важно и трудно, за то беритесь, а что мало и легко, то и сами справят. Так понемножку и отвыкните. Без забот и попечений как прожить? Но все в меру, а главное, с преданием себя в волю Божию. Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле надо все Богу отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком много значения. Если Бог не благословит детей, то что вы одни сделаете? Да не станет ли Бог смотреть на них равнодушно по причине ваших забот? И выйдет, что вы хлопотами ничего не сделаете прочного, и Бог не станет делать для них из-за вас. Вместо добра выйдет худо. Уверьтесь в этом и этим умеряйте свою заботливость. Это враг вас мутит. Со всякою немощию душевною следует тотчас обращаться с молитвою к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит. Без Господа никакое добро не укореняется в сердце.
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
О воспитании девочки
Девочку учить надо... Всякий раз, как прорвется худое, толкуйте ей, как это нехорошо, — и прибавляйте, что так мужички только делают. Кто ни увидит тебя, будет говорить: вот и барышня, а ничем не лучше мужичков... Иногда штрафуйте... не давая ей в этот день чего-либо, что она любит... Но никогда серчания не выказывайте... чтобы видело дитя, что вы делаете это по любви одной.
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Наставление матери в руководстве сыном
О сыне много не тужите. Каков нрав, смотрите; а жизнь потом заставит перекреститься. — Что любит стяжания, это еще не великая беда. Степеннее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и проч. Надежду только при имении на Бога возлагать надо — часть уделять неимущим. Учите его по копейке давать бедному, хоть в воскресенье только. Начав с этого, и далее пойдет.
И молитвою не докучайте; можно надоесть. Советуйте ему хоть немного да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так умно очи к Богу возводя. Вечером — Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне, — своими словами, как знаешь, — только бы делом. И этого довольно. Поклоны — три-пять — с такими мыслями. И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою: Господи, помилуй, благослови, Господи. Больше этого не нужно. «Трудно ли это, — скажите ему. — Ну, как доставь мне утешение что будешь делать так».
Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время — и короткое; — стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Заблудший сын
С сыном, правду говорите, лучше не толковать о религиозных делах. Молитесь только усерднее... и Господь помилует его, послав ему свет благодати, просвещающей и вразумляющей, — и все колебания прогоняющей.
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Буйный сын
О буйном сыне молитесь. Бог даст укротится. Это у него навеянное молодечество. А пока-то придет укрощение его — даруй вам Господи терпение. Утешайтесь другими сыновьями... и довольствуйтесь тем. Да даст им Господь пробыть неизменными в добрых настроениях своих. Павел ваш — чудо, что ходит в церковь. Нынешних учащихся не затянешь туда на аркане. Такое дурное направление приняло наше учение.
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Уход матери за дитятей
Матушку Черничку укрепи Господь. Пусть смотрит на труд ухаживания за малюткою не как на дело, от людей возложенное, и для людей делаемое; а как на дело, самим Господом порученное, и Ему приятное. Пусть зрит Господа и в сознании говорит Ему: Тебя ради, Господи, делаю. Помоги мне и приими благосклонно труд сей.
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Материнское наставление вспыльчивой дочери
Очень жалею, что Черничка бывает резка... Надо ее поучить, чтоб навыкла владеть собою. Делайте так... Когда прорвется эта немочь, вы ничего не говорите ей. Потому что и вы немного неспокойны бываете, и она в смущении или волнении некоем. Добра никакого не выйдет говорить в таком состоянии. Но когда успокоитесь оба... в тот же день, или в другой... начинайте ей говорить матерински... Хочешь быть умницею, разумницею? Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка, или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица... Это всегда унижает... и показывает, что ты не умеешь владеть собою. — Мне больно видеть это в тебе. Любя тебя, я желаю, чтоб ты была во всем совершенна... Это совсем немудрено сделать... Делай так: когда приходит в движение душа, укроти сие движение и тогда говори и действуй; а пока смятение есть — перемолчи...
Несколько опытов — может быть не совсем удачных — доведут до удачных... и конец. Желаю от всей души успеха во всем. Спасайтесь!
Благослови Господи!
Ваш богомолец Е. Феофан
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Скорби родителей при потере детей
Милость Божия буди с вами!
Не поскорбеть — нельзя не поскорбеть. И скорби. Это так натурально, что и Господь, везде сый, смотря на вашу скорбь, не оскорбится, что с болезнию сердца встречаете то, что Он, конечно, по любви к вам, благоволил послать вам. Так скорбите, но в меру, — по-Иовлевски. У него целых десять детей зараз взято... Конечно, и он скорбел, но не давал скорби своей разливаться до безмерности, препобеждая ее благодушием, из преданности в волю Божию рождавшимся. «Господь даде, Господь отъят. Яко Господеви изволися, тако бысть». Напрягайтесь и вы взойти до такой же преданности, — и если ея недостанет, вопийте ко Господу, близь сущему и скоропослушному, — и Он подаст.
Вы сами указали источник, откуда следует черпать утешение, — из той веры, что дети ваши живы и находятся в лучшем положении, нежели, как были у вас на отеческих и материнских руках. Они не лишены и общения с вами, но бывают при вас. — Я думаю, что они очень изумляются, видя, что вы плачете, и спрашивают друг друга: чего плачут папа и мама? Нам так хорошо. Мы к ним не хотим, а хотим, чтобы они скорей к нам переходили.
Горе ваше по отошедшим увеличивается обманчивым представлением их по смерти! Воображаем их, как лежат в гробе, как в сырую и мрачную опущены землю... А на деле ведь так бывает, что как душа вышла из тела, так идет особо от тела. Там ее, в той особенности и воображать надо, — «в месте светле и прохладне». А мы себя терзаем — почти что попусту. Извольте себя успокаивать понемногу, и совсем успокоитесь. Не забудьте и благодарение Богу возслать, ибо за все надо Бога благодарить. Желаю вам в этом полного успеха. Бог всякой утехи да утешит вас Своим отеческим утешением.
Да чему мы и учились? Надо показать и Богу, и людям, что не на воздух же твердили вам божественные истины.
Благослови вас Господи и утешь.
Ваш богомолец Е. Феофан
* * *
Милость Божия буди с вами!
Что горько, то горько... Об этом нечего... И опять скажу вам: горюйте в меру. Пройдите сердцем обетования нашей светлой веры, и сколько вы почерпнете из ней созерцаний в утешение скорби вашей?! Или не верите, что Бог лучше вас знает, что для вас с супругою и для детей ваших душеполезно? Или полагаете, что Бог забыл о вас, и пропустил случившееся с вами без внимания, и оно случилось без особого направления во благо вам? Или вы у Бога пасынок и падчерица... а не сын и дщерь?!
Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела... и не узреваете Божией в том о вас попечительности?! А она действительно есть... Не осязаете ее?! Она такова и есть, не осязаема в настоящем... а узреваема после. Воскресите же веру... и, как река, польются оттуда утешения.
Расскажу вам случай... В СПб одна большая барыня... потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных, — особенно старшая была благоговейного настроения и умела молиться... Мало тут горя?! Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась... и этого мало: осталась ни с чем... Горю не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла... Наконец смиловался Господь, и в утешение послал сон... Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает: «Что тебе, как?» — «Ничего, — говорит, — милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла». — «А дети?» — «Дети там... — указывая на небо, сказал он», — «А Маша?» (это старшая, лет 5-ти) — «Машу посылает Бог на землю утешать скорбящих...»
С тех пор отошла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. Попали б они туда, если б живы остались?
Так вам, родителям, чего же лучше желать для детей?!
И установитесь в этой мысли... что участь детей ваших устроилась наилучшим образом... И перестаньте скорбеть.
Ведь и сами помрете... Будет кому встречать вас... а, пожалуй, и защищать... даруй вам Господи всякого утешения.
Ваш богомолец Е. Феофан
* * *
Милость Божия буди с вами!
Очень жалею о ваших потерях. Господь да утешит вас! Ищите у меня утешения по прежним случаям... Очень рад утешить вас. Но ведь одна и та же песня во второй и третий раз уж не оставляет того впечатления, какое сделано в первый. А в настоящих ваших скорбях ничего нельзя придумать нового... все та же речь: предайте себя и все свое в руки Божии, и с Его определениями согласуйтесь вседушно — всем сердцем. Тогда тень скорби, покрывающая случай, начнет редеть и не дивно, что совсем рассеется. Как это? — сквозь прискорбное узреем благого — и на сей век и на будущий. Сие да дарует Господь узреть уму вашему и почувствовать сердцем. Молитесь! Господь изольет вам в сердце потребное утешение.
Для родителей что утешительнее, как быть уверенным в блаженной участи детей. Детки ваши все пошли в рай. В этом и сомнения быть не может. А если б остались живыми, то уверенность в этом не могла бы иметь места. Она возможна и при этом; но много инстанций, не дающих положить, что так и будет.
Взирая теперь на сие лучшее и тем утешаясь, с уверенностию принесите сему в жертву удовольствие, какое доставили бы вам дети, оставаясь живыми, поставьте в параллель сему возможности, каким могли подвергнуться дети, при всем старании о них... Таким образом, видите, что Господь избавляет вас действительно светлою участию детей от встречи участи их худшей и непоправимою.
Милосердый Господь, Отец всех, и скорбящих паче, да пошлет вам утешения — откуда весть.
И Владычица, всех скорбящих радость, да порадует вас
Ваш, доброхот Е. Феофан
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Воспитание детей — дело, Богу угодное
Взяли вы на себя хорошее и прехорошее дело — ходить за малюткою. (Взята сиротка на воспитание.) Вы напрасно беспокоитесь, что иногда крик дитяти отрывает вас от молитвы, будто от дела Божия к делу, чуждому Бога. И то и другое — Божие дело. Богу приятно, когда детки Его к Нему устремляют очи свои в молитве... но не менее Ему приятно, когда они, любимые детки, заботливо спешат присмотреть за другими Его детками. Так не смущайтесь. И молясь, дело Божие исправляйте, и за малюткою смотря — тоже творите. И Бог одинаково умильно смотрит на вас, и когда молитесь, и когда около малютки хлопочете. Куда как хорошо, что вы любите дитя. Любовь ваша прямо душу ее питает, и она не чует лишенья матери. Пробудьте в этом расположении.
Комментарии 3