Дятьково, Брянской обл.
В 1790-м году Мария Васильевна Мальцова построила в деревне Дятьково хрустальный завод. Построила не на пустом месте: династии Мальцовых в Брянском уезде уже принадлежала стекольная фабрика, которую перевели сюда из подмосковной Можайской губернии после запрета Сената на производство стекла рядом со столицами.
Рабочие переехали со своими семьями, население росло, Дятьково превращалось в «столицу» брянской группы мальцовских заводов. Однако в начале XIX века Дятьково все еще оставалось деревней — то есть здесь не было собственного храма. А приходская церковь в соседнем селе Спасском уже не вмещала всех прихожан.
В 1810 году стараниями сына и наследника Марии Васильевны, владельца деревни Дятьково и Дятьковской хрустальной фабрики Ивана Акимовича Мальцова в деревне был возведен большой храм во имя Преображения Господня — каменный, с колокольней. Собор был выполнен в «греческом стиле», а внутренняя роспись — в итальянском.
Из упраздненного приходского храма в Спасском в новый собор были переданы реликвии — иконы, раки с мощами и древний серебряный крест с частицами святых мощей. После освящения нового собора деревня Дятьково получила гордый статус села — и молву о «восьмом чуде света», дятьковском хрустальном храме.
Поверить рассказам о хрустальном соборе было решительно невозможно, и люди потянулись в Дятьково, чтобы увидеть этакое чудо своими глазами. С роскошью убранства этой церкви не мог соперничать ни один храм в России.«Село Дятьково пользуется европейской известностью по хрустальному в нем производству и по тому стремлению господина владельца ко всему изящному, которое высказывается здесь во всем.
Но что особенно обращает на себя внимание нового посетителя села Дятьково — это храм Преображения Господня. Описание его заняло бы лучшие страницы в живописном художественом сборнике...», — так начинает свое подробное описание Преображенского собора благочинный села Дятьково, священник Стефан Красовский (издано в Санкт-Петербурге в 1862 году).
И продолжает: «….христолюбивый храмоздатель украсил новым иконостасом свой храм, яко невесту… Первое, что поражает чувство зрителя, во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы; тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадила, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей и цветных стекол искуснейшего мастерства, многоцветные подсвечники. Вообще все иконостасы искусной живописи; но иконостас, вновь устроенный в настоящей церкви, особенно поразителен.
Путешественники, проходящие богомольцы, купечество, дворяне, как бы по какому обету и зову, идут и едут в Дятьковскую церковь, и смотреть церковь, и слушать певчих. Содержание икон для жителей Дятькова, и вообще всего прихода, придумано самими храмоздателями. Иконы написаны в Академии художеств, на желтой плотной латуни, во весь рост. Все они, в позолоченных огромного размера рамах, украшенных резьбою рококо, представляют как бы некий великий божественный сад».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3