Миф: В России ничего не строится
В 2000-е годы, несмотря на явный подъём российской экономики, широкое
распространение получил абсурдный миф о том, что в Россииничего не
строится — ни новые заводы, ни транспортная инфраструктура, ни вообще
ничего хорошего, причём страна живёт якобы только на советском наследии,
которое разваливается и разворовывается. Этот миф широко тиражировали
как несистемные оппозиционеры, так и некоторые представители
парламентской оппозиции — например, коммунисты:
«Вот вдумайтесь: 10 лет — ни одного нового современного завода».
Геннадий Зюганов.
В последние годы число сторонников данного мифа заметно уменьшилось —
во-первых, в сети появились специализированные ресурсы, материалы
которых наглядно опровергают утверждение о том, что ничего не строится;
во-вторых, федеральные СМИ начали уделять значительно больше внимания
новостям о новых стройках и развитии экономики.
Наглядное опровержение мифа
Разумеется, заводы и прочие объекты инфраструктуры, в том числе самые
что ни на есть современные, в России строились и строятся. Долгое время в
сетевых спорах приходилось опровергать миф о том, что ничего не
строится, с помощью отдельных примеров того или иного нового завода,
моста и т. д., на что оппоненты отмахивались, говоря что это случайное
исключение, что не видно системной работы по развитию экономики страны
и т. п.
В 2010 году появился сайт:
Сделано у нас
(
http://sdelanounas.ru),
на котором пользователями публикуются актуальные новости об открытых в
России новых производствах, объектах транспортной и социальной
инфраструктуры, технических и научных достижениях. На портале быстро
накопились огромные объёмы информации, начали выпускаться месячные и
годовые отчёты. С тех пор для убедительного опровержения мифа достаточно
ссылки на этот сайт.
По данным «Сделано у нас», несмотря на антироссийские санкции,
в 2014 году России построено более 200 крупных производственных
предприятий (120 — с нуля) стоимостью от 10 млн евро и выше каждое (по
ценам начала 2014 года). В сумме за последние четыре года (2011—2014) в
России открыто более 1000 крупных промышленных производств и еще
примерно столько же более мелких заводов и цехов.
В среднем с 2011 по 2015 год открывалось по пять производств и цехов в
неделю, то есть новые открытия происходили в среднем каждый рабочий
день.
В дополнение к этому были построены многие сотни и тысячи объектов
транспортной и прочей инфраструктуры.
В 2014 году было открыто 357 новых заводов, фабрик, цехов и других
производств, на которых создано 37,8 тыс. рабочих мест. В эти
производства было инвестировано 836,4 млрд рублей.
Для сравнения приведём эти три показателя за 2013 и 2012 гг.:
2013 г.:
предприятий открыто — 307,
инвестировано — 754 млрд руб.;
создано рабочих мест — 38,7 тыс.
2012 г.:
487 предприятий открыто,
652 млрд руб. инвестировано,
32,7 тыс. новых рабочих мест создано.
На Руксперте наиболее крупные российские проекты с 2000 года по
настоящее время собраны в следующих списках:
Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в
10 миллиардов рублей, введенные в строй с 31 декабря 1999 г. по 6 мая
2004 г.
Международная космическая станция.
Третье транспортное кольцо.
Празднование 300-летия Санкт-Петербурга.
Северомуйский тоннель.
Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в
10 миллиардов рублей, введённые в строй с 7 мая 2004 г. по 6 мая
2008 г.
Первые большие небоскрёбы ММДЦ «Москва-Сити».
Атомный ледокол «50 лет Победы»
Мобильный «Тополь-М».
Бурейская ГЭС
Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в
10 миллиардов рублей, введённые в строй с 7 мая 2008 г. по 6 мая
2012 г.
Трасса «Амур» объединила сеть автодорог страны.
Первые скоростные железные дороги.
Петербургская дамба.
Стартовый комплекс ракеты «Союз» в Южной Америке.
Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в
10 миллиардов рублей, введённые в строй с 7 мая 2012 г. по настоящее
время
Зимние Олимпийские игры в Сочи.
Один из крупнейших в мире заводов по производству полимеров.
Крупнейший в мире вантовый мост.
Первая в мире морская нефтедобывающая платформа для Арктики.
Крупные российские проекты (строящиеся)
Международный экспериментальный термоядерный реактор.
Космодром Восточный.
Истребитель 5-го поколения.
Усть-Среднеканская ГЭС.
Мост через Керченский пролив.
Чемпионат мира по футболу — 2018 г.
Порт Сабетта.
Центральная кольцевая автомобильная дорога.
Поскольку в этих списках представлены только достаточно крупные по
размеру проекты, аргументы типа «это мелкие цеха, а не полноценные
заводы» здесь не пройдут.
В сравнении с другими эпохами
Путина часто сравнивают со Сталиным, утверждая, что при Сталине строили
гораздо больше, гораздо масштабнее и практически с нуля. Не умаляя
достижений сталинской эпохи, всё же, надо отметить, что исторические
периоды Путина и Сталина следует сравнивать с осторожностью.
За годы правления Сталина ВВП на душу населения в среднем рос на
4,29 %,
а при Путине на 6,54 % с 2000 по 2008 и с 2012 по 2013 года.
Вот перечни построенного при Сталине:
Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в
10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (10 млн рублей в золотых
(инвалютных) рублях 1928 г.), введённые в строй с 22 января 1924 г. по
10 февраля 1934 г. Границы периода обусловлены смертью Ленина и
упразднением поста Генерального секретаря ВКП(б) на ХVII съезде ВКП(б),
ознаменовавшегося тем, что Сталин стал формально просто секретарём
наравне с Кировым, Ждановым и Кагановичем, но фактически окончательно
победил во внутрипартийной борьбе и стал полновластным правителем.
Магнитогорский металлургический комбинат.
Днепровская ГЭС.
Тепловые электростанции на местном топливе.
Гигантские тракторные заводы.
Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в
10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах
1901 г.) , введённые в строй с 11 февраля 1934 г. по 21 июня 1941 г.
Начало периода обусловлено упразднением поста Генерального секретаря
ВКП(б) на ХVII съезде ВКП(б), ознаменовавшегося тем, что Сталин стал
формально просто секретарём наравне с Кировым, Ждановым и Кагановичем,
но фактически окончательно победил во внутрипартийной борьбе, а конец
периода — началом Великой Отечественной войны.
Норильский горно-металлургический комбинат.
Комсомольск-на-Амуре.
Московский метрополитен.
Десятки укреплённых районов у западных и дальневосточных границ.
Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1941-1946)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в
10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах
1901 г.), введённые в строй с 22 июня 1941 г. по 18 марта 1946 г.
Границы периода обусловлены началом Великой Отечественной войны и
передачей высшей государственной власти от Совета Народных Комиссаров к
Совету Министров СССР, что ознаменовало фактически окончательный отход
государства от идей мировой революции.
Уральский танковый завод № 183 имени Коминтерна.
Эвакуация 1941-1942 гг.
Железнодорожный тоннель под рекой Амур.
Рубежи Московской зоны обороны.
Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в
10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах
1901 г.), введённые в строй с 11 февраля 1934 г. по 5 марта 1953 г.
Границы периода обусловлены передачей высшей государственной власти от
Совета Народных Комиссаров к Совету Министров СССР, что ознаменовало
фактически окончательный отход государства от идей мировой революции, и
смертью Сталина.
Волго-Донской судоходный канал.
Первые отечественныеядерные бомбы и ядерные реакторы.
На вооружение приняты первые отечественные баллистические ракеты.
В Москве построены три первых в стране небоскрёба.
Эти списки пока менее полны, чем списки современных строек, но, тем не
менее, их уже вполне достаточно для сравнения масштабов.
При Путине в целом строится не меньше, чем при Сталине, и тоже очень
много грандиозных по масштабу проектов, равно как и проектов, начатых с
нуля на новом месте.
Между тем, мифом является утверждение о том, что в советский период
экономику и промышленность пришлось создавать практически на голом
месте.
Российская Империя весьма активно развивала промышленное производство и
делала огромные вложения в строительство инфраструктуры.
Вот неполные списки построенного только на рубеже XIX—XX веков:
Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб в стоимостном
выражении превышает сумму 0,000017 % мирового ВВП (примерно 3 млн рублей
в ценах 1901 г. или 10 млрд в ценах 2012 г.), введённые в строй с 21
октября (2 ноября) 1894 г. по 23 апреля (6 мая) 1906 г. Границы периода
обусловлены фактическим вступлением на престол Николая II и изменением
государственного строя в стране на конституционную монархию (подписанием
новой редакции Основных законов Империи — фактической конституции).
Великий сибирский путь (Транссибирская магистраль).
Металлургические заводы в Приазовье и на Урале.
Второй по силе в мире военно-морской флот.
Крупнейшая выставка Российской Империи.
Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в
10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового
ВВП (порядка 4,13 млн рублей в ценах 1913 г.), введённые в строй с 24
апреля (7 мая) 1906 г. по 1 (15) марта 1917 г. Границы периода
обусловлены изменением государственного строя в стране на
конституционную монархию (подписанием новой редакции Основных законов
Империи — фактической конституции) и отстранением от власти Николая II в
ходе государственного переворота.
Алексеевский мост через Амур в Хабаровске.
Линейные корабли — дредноуты.
Первые крупные электростанции.
Начало русской авиации и военно-воздушного флота.
В частности, масштабный рост железнодорожной сети при последних русских
царях, строительство Транссиба и прочих магистралей (связавших огромную
страну воедино), военные заводы Российской империи, строительство первых
крупных электростанций, развитие университетов и технического
образования — без всего этого сталинская индустриализация была бы
невозможна. Точно так же, как и современные достижения были бы
невозможны без созданного в советское время. Причём в разные эпохи
решались несколько разные задачи, и решение одних было необходимо для
того, чтобы приступить к полномасштабному решению других. Так, при царях
строилось заметно больше железных дорог, чем при СССР, в советское
время строилось больше машиностроительных заводов и электростанций, а в
наше время строится больше жилья и небоскрёбов, чем при СССР, а также
гораздо больше крупных мостов и объездных дорог (ввод энергообъектов при
этом на уровне, близком к 1985 году).
А сколько всего закрывается и разрушается?
Основная статья:
Агитки: Список уничтоженных при Путине предприятий
Итак, в России действительно строится и открывается очень много крупных
предприятий и объектов инфраструктуры. Но, даже смирившись с этим
фактом, оппоненты в дискуссиях часто указывают на то, что якобы много
предприятий закрывается и разрушается. Однако почему-то никто не может
привести убедительный список подобных закрытых предприятий, сравнимый по
величине с тем, что было вновь построено, расширено или
модернизировано.
Некоторая попытка составить список производств, закрытых в современную
эпоху (конец 1990-х — 2013 г.), была предпринята в 2011—2013 гг. на
ресурсе «ЭФГ».
Всего в списке 62 предприятия, как крупных по размеру, так и не очень.
Однако если разобраться с этим списком внимательнее, то выясняется
следующее:
Более половины предприятий из списка (37 из 62) по состоянию на 2016 г.
продолжали работать в том или ином виде, пережив сложности, а иногда и
банкротство с последующей сменой собственников и юридического лица.
Многие предприятия при этом сильно потеряли в масштабе, однако некоторые
с успехом прошли процедуры оздоровления и реорганизации, или получили
новые заказы.
Так,
Морской завод в Кронштадте,
Балтийский завод в Петербурге и
Ижмаш в Ижевске
продолжают успешно работать
(Морзавод и Балтзавод получили новые заказы,
Ижмаш прошел финансовое оздоровление и стал частью концерна
«Калашников»).
Небольшая часть указанных предприятий (2 из 62) была закрыта уже в
1990-е годы, однако ещё больше (20 из 62) катастрофически сократили своё
производство уже в 1990-е, в результате чего к 2000-м годам подошли в
весьма плачевном состоянии, с чем было уже крайне сложно что-то сделать
на тот момент.
Иногда говорят о разрушении производства на основании резкого сокращения
числа работников на нём или на основании ликвидации какого-то давно
используемого оборудования, однако это вовсе не обязательно
соответствует истине. При использовании современного оборудования и
современных технологических процессов то количество рабочей силы,
которое было характерно для заводов советских времён, становится
зачастую крайне избыточным.
Кроме того, в советское время крупные предприятия часто представляли
собою не просто производства полного цикла, но и имели большой штат
сотрудников, которые занимались готовкой, уборкой, организацией отдыха,
строительством и т. д. — теперь же для решения таких не связанных
непосредственно с производством задач зачастую выгоднее привлекать
сторонних исполнителей,
а вместо производств полного цикла иногда бывает выгоднее закупать
какие-то компоненты и материалы у других производителей.
В целом, по имеющимся данным, масштабы закрытия и банкротства
промышленных предприятий, особенно крупных, после 2000 года невелики —
они с лихвой покрываются введенными в строй новыми предприятиями, либо
компенсируются расширением производства и модернизацией старых.
На данный момент существует лишь несколько относительно крупных
отраслей, где произошедшее в 1990-х падение производства не было
полностью или почти полностью скомпенсировано ростом в 2000-е и в начале
2010-х — это, например, станкостроение, текстильная промышленность,
отчасти — приборостроение.
Примечания
↑ Точнее, с июня 2011 года по февраль 2015 года в России было построено
как минимум 1092 новых крупных производства стоимостью более 10 млрд
руб. в ценах 2012 года.
Нет комментариев