В 1914 году по заказу кондитерской фабрики "Эйнем" была выпущена серия открыток «Москва через 200 лет».Чаще всего эту серию открыток называют просто "Эйнем" — именно по заказу этой кондитерской фабрики (нынешний "Красный Октябрь") и были выпущены эти открытки. Лично мне очень понравилось, что серия носит такой нейтрально-технологический характер — в отличие от советского диафильма, напичканного идеологическими штучками вроде "империалистов с далекого острова" и безумными терраформинговыми прожектами. А еще очень жаль, что в истории не сохранилось имя автора и художника серии открыток.
Итак, рассказ о том, какой видели Москву будущего в 1914 году.
Серию открыток представляет небольшое предисловие, которое лично мне очень понравилось. Автор говорит о том, что нечего оглядываться на прошлое — нужно думать и говорить о будущем. Хороший совет, весьма актуальный и в нынешних пост-советских странах, где толком говорить и думать о будущем не научились до сих пор.
«Оглядываться с сожалением на прекрасное прошлое — задача не только трудная и неприятная. Как бы прекрасно не было прошлое, раз оно прошло, говорить о нем нечего. Предоставляя мудрым историкам описывать и изучать минувшие времена, мы, составители представляемого краткого альбома, имели в виду заглянуть, по мере наших сил и пестроты красочной фантазии, в более или менее отдаленное будущее нашей всем милой и всем знакомой матушки-Москвы.»
Центральный вокзал.
«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.»
Красивый рисунок, правда всё же заметны архитктурные технологии не XXII века, а 1914 года) Что интересно, Центральный вокзал, который должен был объединить функционал нескольких существующих московских вокзалов, действительно предполагалось построить в начале XX века, план не был реализован из-за начала Мировой войны и революции.+Москворецкий мост.
«Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги...»
Кремль в Москве действительно всё так же стоит, правда сейчас он имеет красный, а не белый цвет, традиция красить Кремль в белый прошла с началом советской власти. Воздушная дорога на открытке напоминает монорельс — который появился в Москве в начале XXI века и проходит в районе ВДНХ и Останкинского телецентра.
Лубянская площадь.
«Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.»
Очертания современной Лубянской площади в Москве очень похожи на те, что обозначены на открытке. Ещё очень интересно то, что здание "Детского мира", крторое было построено только в 1957 году, весьма напоминает то, что изображено на его месте на этой открытке. Угадали авторы и со станцией метро, которая появится на этом месте в 1935 году (правда, станция будет закрытого, а не открытого типа).+Река Москва.
«Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.»
В настоящее время по Москве-реке действительно можно совершить беспересадочное путешествие в Турцию, Финляндию, Швециюи и Эстонию, правда авиацией сейчас это сделать намного проще, да и крупные суда в акваторию Москва-реки всё-таки не попадают, а заканчивают свой путь на Химкинском водохранилище у Северного речного вокзала.
Петровский парк
«Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.»
Наверное, моя самая любимая картинка серии. Очень красивый вид, который вполне подошел бы и современному парку, правда лавочек хотелось бы побольше, да и автомобили здесь явно лишние) А еще обратите внимание на галантные манеры людей, прогуливающихся в парке. Глядя на эту картинку, не хочется думать о том, что всего через 4 года, в 1918 году в Петровском парке московская ЧК провела публичный показательный расстрел 80 заложников из представительства чиновников бывшей России...+Красная площадь.
«Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200.»
Тут авторы не слишком угадали с транспортом — в настоящее время Красная площадь пешеходная. Зато нарисовали бетонный параллелепипед, на месте которого в 1964 году построят гостиницу "Россия" (в настоящий момент гостиница снесена).
Петербургское шоссе.
«Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.»
Очень классные аэросани) Первые справа — фирмы "Роллс-Ройс". Правда, ездить на таких было бы довольно опасно — тянущий винт не защищен никаким кожухом и опасен для пешеходов и других экипажей. Тенденция в целом угадана верно — в будущем не будет никаких лошадей, только техника.+Театральная площадь
«Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток.»
Мотивы с супер-современными способами тушения пожаров весьма часто встречаются в футурологических картинках XIX-начала XX веков — в те годы, когда было развито печное отопление, а электропроводка была крайне примитивной и ненадежной, это была весьма актуальная проблема. В наше же время пожар — это скорее экстраординарная редкость.
Кстати, пожарная авиация в Москве действительно появилась уже в 1930-е годы — сперва легкие самолеты, а позже и пожарные вертолёты.
«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный...»
Всего через несколько месяцев после выхода открыток "Эйнем" начнется Мировая война, а через три года произойдёт Октябрьский переворот, но это уже совсем другая история.+
Ну, как вам Москва будущего? Что скажете?
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев