Схема двух когнитивных порогов
На данном рисунке показан вектор расширения сети сознания вовнутрь при движении ума от периферии к центру духовного сердца. Прохождение трёх данных сетевых уровней и соответствует в общем виде трём состояниям человека – телесному, душевному, духовному.
Таким образом, соединение ума с сердцем имеет под собой не только религиозный, но и совершенно конкретный психологический смысл, который в сетевом аспекте заключается в последовательном развитии трёх сетевых структур: нейросети мозга гиперсети разума и метасети духовного сознания.
Говоря о соединении центра разума с центром сердца, нельзя не отметить основных особенностей структуры сознания с двумя управляющими центрами.
В чём же состоит особенность этой двухцентровой структуры?
Принципиальная особенность этой структуры в том, что ум человека – это автономная (локальная) часть эманаций Духа (Бога), а потому ум не имеет возможности существования без той или иной формы связи с Духом через «духовное сердце».
Говоря другими словами, когда ум теряет связь с «духовным сердцем», ум теряет источник самого себя (Бога) и становится совершенно бессердечным и нечеловеческим, а машинным и процессорным, как искусственный интеллект, имеющий только связи «горизонтального» типа.
Говоря другими словами, по мысли Создателя, человеческому уму предоставлена полная «свобода» расширения в любом направлении, но эта полная свобода всё же имеет одно ограничение, которое устанавливает высший инструмент «духовного сердца» под названием совесть.
Секрет духовного инструмента совести состоит в том, что она так грамотно интегрирована Создателем в систему сознания, что избавиться от неё и её неумолимого внутреннего контроля невозможно никакими способами и средствами ни в мире материальном, ни в мире духовном.
Совесть – это «чёрный ящик» нашего сознания, который независимо от работы памяти и ума автоматически фиксирует все ошибки и отклонения от правды и Истины.
Именно поэтому соединение ума и сердца автоматически предполагает актуализацию функции совести, которая становится фактически формой самого сознания сердца. Особенность действия совести в том, что это инструмент самой метасети духовного сознания, а потому совесть не имеет никакого отношения к нейросети мозга и гиперсети разума.
«Совесть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла» (Свят. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Т.1)
* * *
«Бог показал Свою любовь к роду человеческому тем, что в каждом из нас поставил нелицеприятное судилище — совесть, которая делает строгое различие между добром и злом; а это-то особенно и лишит нас всякого оправдания, что мы впадаем в грехи не по неведению, но по беспечности душевной и по нерадению о добродетели».
(Свят. Иоанн Златоуст, Творения, Т.3., 34)
* * *
«Он (Бог) вложил в нас врожденный закон, как бы некую не знающую компромисса норму, и непогрешимого судью, и незаблуждающегося наставника, — собственную совесть в каждом из нас, — дабы если случится в душе нам смутиться мыслью, не иметь нам нужды в ином наставнике для понимания добра…»
(Свят. Григорий Палама, Беседы, Т.3, 33)
Таким образом сознание человека, соединяющего ум и сердце, в действительности вовсе не так свободно в направлениях своего развития, а скорее наоборот, ограничено одной лишь духовно-нравственной свободой, поскольку в сознании каждого человека, двигающегося путём сердца, есть независимый внутренний контролёр, судья и даже палач, приводящий в исполнение приговор совести.
Святитель Феофан Затворник выделяет в работе инструмента совести три главные независимые функции:
– законодательную
– судебную
– исполнительную
«Совесть называют практическим сознанием.
В сем отношении можно сказать, что она есть сила духа, которая, сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их. По занятиям или действиям в совести видят законодателя, свидетеля, или судию, и воздаятеля».
(Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, О совести, с 366)
Фактически это говорит о том, что ум каждого человека находится под неусыпным внутренним контролем вне зависимости от того, осознаёт это человек или нет. Вот почему от своей совести никому невозможно скрыться или спрятаться и чистая совесть залог самого ясного ума.
В этой связи соединение ума и сердца можно рассматривать именно в свете очищения (освещения) сознания и пространства духовного сердца действием неусыпного и неумолимого инструмента совести.
Именно поэтому поддержание чистоты совести – это залог нравственного и душевного здоровья и наоборот, невнимание к чистоте совести – это способ накопления внутренних проблем и подготовка души к страданию и угрызениям совести, которые могут доводить до страшных мук и суицида.
«Коль скоро произнесен суд, и человек сознал в себе: виноват,— начинается скорбь, туга, досада на себя, укоры, терзания или мучения совести. Такие чувства и есть суть воздаяния за грехи от совести, как, напротив, отрадные чувства совестного оправдания суть воздаяния за правду».
(Свят. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, О совести, с 369)
* * *
«Что это есть и как бывает сильно, показывают те преследования, каким подвергаются великие преступники от совести, когда она и внутри терзаниями, и вовне привидениями страшит их, и наяву и во сне.»
(Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, О совести, с 369)
Таким образом, каждый человек, вне зависимости от того сознаёт он это или нет, имеет внутреннюю систему нравственно-этического контроля всей своей мыследеятельности через инструмент совести.
Данное обстоятельство лишний раз подтверждает совершенство того сознания, которым был создан человек и которым намеренно в человека был вложен инструмент нравственного контроля в виде самого чистого и невозмутимого «зеркала» совести.
Как распорядился человек своим умом и какое место он отвёл совести перед целесообразностью – это уже другие вопросы, но главный вопрос именно в том и состоит, что у каждого человека, соединяющего свой ум с сердцем, в душе есть надёжный инструмент совести, посредством которого человек может осуществлять это соединение.
К сожалению, по целому ряду причин современный человек в большинстве случаев просто не знает о существовании центра «духовного сердца», а потому делает выбор не в сторону сердца и совести, а в противоположном направлении укрепления центра рассудочности, которым управляют эгоизм, гедонизм и рационализм. Тем самым, современный человек удаляется от центра сердца, увеличивая внутренний разрыв между сердцем и умом, Богом и миром.
продолжение следует...
По материалам курса "Теоретической христианской психологии", 2018г. Минск
#ВоБлаго
Нет комментариев