48 лет назад.....
1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БЕЛОРУСКОГО АНСАМБЛЯ "ПЕСНЯРЫ"
История «Песняров» началась в 1965 году, когда армейская служба в Краснознаменном Белорусском военном округе свела четверых музыкантов – Владимира Мулявина, Леонида Тышко, Владислава Мисевича и Валерия Яшкина. Но днем рождения коллектива считается 1 сентября 1969 года, когда решением художественного совета минской филармонии группа «Лявоны» (первоначальное название коллектива) получила право называться вокально-инструментальным ансамблем, который изначально позиционировался как фольклорный.
Основу репертуара составляли обработанные белорусские народные песни.
В традиционный гитарно-ударный состав были введены дудочка, цимбалы, лира, скрипка.
Смело разрабатывая фольклорный элемент, ансамбль показал себя новатором жанра, возглавив целое направление, именуемое «фольклорный бит», то есть народная песня с активизацией ритмической основы.
Художественным руководителем ансамбля с момента его образования и до своей смерти в 2003 году был Владимир Мулявин.
С названием «Лявоны» группа просуществовала около года, до IV международного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970 года, когда группе посоветовали сменить название.
ВИА, теперь уже выступающий под вывеской «Песняры», разделил на конкурсе второе место с певцом Львом Лещенко и грузинским ансамблем «Диэло».
В 1970 году «Песняры» побеждают на Всесоюзном конкурсе песни в Москве и начинают гастролировать по Советскому Союзу.
Их песни сразу же становятся узнаваемыми и любимыми: «Касiу Ясь канюшыну», «Бывайце здаровы», «Белая Русь» и другие.
В 1971 году молодому коллективу посвятили музыкальный кинофильм.
С 1971 по 1975 год ансамбль участвует в различных конкурсах и фестивалях, сочиняет музыку для кино и театра.
В 1976 году «Песняры» едут в США, где канадские документалисты снимают фильм о гастролях коллектива.
В этом же году компания «Columbia» выпускает пластинку с их песнями.
В 1979 году Владимир Мулявин становится Народным артистом Белоруссии, в 1991 – Народным артистом СССР.
«Песняры» стали первыми обладателями «Золотого диска» СССР, покорили сердца слушателей более чем в 56 странах, подарив миру замечательные песни. Ансамблем было поставлено 2 больших театрализованных произведения (рок-оперы) – «Песня о доле» и «Гусляр».
И сегодня «Песняры» по-прежнему популярны.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Владимир рано пристрастился к музыке, ещё в детстве ему довелось побывать в театре на показе оперы «Травиата», и его родные позже вспоминали, что маленького Володю буквально потрясло увиденное им восхитительное театрально представление. Он всё время спрашивал: «Где же такая страна? Где же люди такие живут?». В 12 лет Мулявин самостоятельно освоил игру на балалайке, затем научился играть на гитаре, и начал этим зарабатывать, играя в поездах, переходах и на улицах. К 14 годам он неплохо играл не только на гитаре и балалайке, но и на других струнных инструментах.
Позже Мулявин рассказывал, что ему очень повезло, и он встретил настоящего учителя. Им стал выпускник Харьковского института культуры и бывший политзаключённый Александр Иванович Навроцкий. Он был необычайно талантливым музыкантом-педагогом и первым разглядел в Мулявине не только настоящий самобытный талант, но и потрясающую работоспособность. Навроцкий занимался со своим воспитанником по шесть-семь часов в сутки, и результатом такой усердной работы стало поступление Мулявина в Свердловское музыкальное училище в 1956 году. Там он учился по классу гитары, остальные инструменты осваивал самостоятельно, при этом отлично играл даже на пианино. Там же он создал свою группу, игравшую джаз, и вскоре был отчислен из училища за «преклонение перед западной музыкой». Вместе с ним из училища были отчислены еще девять человек - все участники той группы. Но педагоги понимали, что Владимир Мулявин был удивительно талантливым учеником, и вскоре он снова смог вернуться в училище.
В период с 1958-го по 1963-й год Мулявин работал в филармониях разли...ЕщёПосле окончания училища Мулявин уехал из Свердловска. Отъезд его состоялся в ящике под вагоном поезда, так как денег на билет у Мулявина просто не было. Вскоре он попал в Калининград, где женился на артистке эстрады Лидии Кармальской, выступавшей в необычном жанре – художественный свист. Эта очень красивая женщина была старше Мулявина на три года, а у Владимира было так мало средств, что у него даже не было возможности подарить своей избраннице цветы, и своей будущей жене он просто пел на свиданиях песни, чем и покорил сердце красавицы. Они начали выступать вместе, Мулявин стал гитаристом-аккомпаниатором в созданном им же музыкальном коллективе. Он начал выступать как артист эстрады, а в 1961 году у Мулявина родилась дочь Марина. По воспоминаниям дочери, Лидия взяла на себя все заботы, предоставив Владимиру возможность спокойно заниматься творчеством, и дав возможность свободно развиваться.
В период с 1958-го по 1963-й год Мулявин работал в филармониях различных городов. Он работал на Кузбассе, затем в Петрозаводске и даже некоторое время проработал в Оренбурге. В 1963 году Владимир получил приглашение от Белорусской филармонии и приехал в Минск. Вначале он с женой и дочерью жил в съёмной квартире, но вскоре получил квартиру от филармонии, под номером тринадцать. По странному совпадению, его последним адресом был дом номер тринадцать по улице Беды в Минске. Это была фамилия известного лётчика, но друзья и близкие артиста позже совпадением это не считали – скорее, роковым стечением обстоятельств. А тогда, в 1960-х годах Владимир Мулявин был молод, востребован как музыкант и занимался любимым делом. В то время Владимира больше других жанров начала привлекать народная музыка. Он собирал русский, белорусский, украинский и болгарский фольклор, но с русским фольклором успешно работала группа «Ариэль», и Мулявин углубился в белорусский.
В 1965 году Владимир Мулявин был призван в армию, служил под Минском, но даже в армии Мулявин не оставлял занятия музыкой, создал вокальный квартет и принимал уча-стие в организации ансамбля Белорусского военного округа. Именно там, в армии, собрался первый состав будущей группы «Песняры» - это Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Валерий Яшкин и Александр Демешко. Вспоминал Владислав Мисевич: «Служили мы в разных ротах, но место репетиций было у всех общее – Дом офицеров. Там танцевали, играли разную музыку … подслушивали тайком «Голос Америки», джазовые композиции. Уже тогда Володя был потрясающим аранжировщиком!».
После демобилизации из армии какое-то время участники будущих «Песняров» выступа-ли по отдельности в разных коллективах, причём сам Мулявин на тот момент выступал исключительно как музыкант, гитарист, и петь не ...ЕщёУвлечение джазом осталось страстью Мулявина на всю жизнь. Несмотря на строгие запреты того времени и недовольство руководства «увлечением западной музыкой», Владимир преклонялся перед талантом Джо Кокера и других зарубежных джазовых музыкантов. Уже в зрелом возрасте ему удалось побывать на концерте Кокера в Дортмунде. Мулявин долго находится под впечатлением того, как двадцатитысячная толпа была единым целым, и как музыкант «держал» публику своим талантом. Впрочем, и сам Мулявин в полной мере владел этим даром. Народный артист республики Беларусь Александр Тиханович рассказывал о Мулявине: «На всю жизнь сохранилась в нём какое-то детское восприятие мира, какая-то наивность, доверчивость, открытость миру … Этот свет в глазах, эта распахнутость души …».
После демобилизации из армии какое-то время участники будущих «Песняров» выступа-ли по отдельности в разных коллективах, причём сам Мулявин на тот момент выступал исключительно как музыкант, гитарист, и петь не собирался. Но на одном из выступлений коллектив Мулявина аккомпанировал народной артистке Белоруссии Нелли Богуславской. И однажды она попросила, чтобы ей кто-нибудь подпел одну фразу. Услышав вокал Мулявина, она спросила: «Володя, это ты подпел?». Мулявин стоял и улыбался. Тогда Нелли произнесла слова, возможно, изменившие судьбу Владимира Мулявина: «Володя, да тебе петь надо!».
В 1968 году музыканты-сослуживцы создали ВИА «Лявоны», но это название не очень понравилось руководству филармонии. Лявон был комедийным персонажем белорусского фольклора. Так назывались белорусы, по аналогии с украинцами-хохлами и русским-иванами. Самим музыкантам название тоже не очень пришлось по душе. Тогда Леонид Тышко и Владислав Мисевич пошли в библиотеку и в стихах народного поэта Беларуси Янки Купалы нашли слово «песняр». Причем произведения этого белорусского классика чрезвычайно интересовали самого Мулявина, томик его стихов всегда был под рукой музыканта.
По признанию самого Мулявина, как только они стали «Песнярами», в их жизни многое сильно изменилось, особенно много дали группе поездки в глубинку, где сохранился белорусский фольклор в первозданном истинном виде. Именно Мулявин с «Песнярами» всколыхнул у всей страны интерес к народным белорусским песням, на тот момент уже почти забытым. Его всегда живо интересовала народная культура. Владимир не считал ее для себя чужой, и учил белорусский язык специально для того, чтобы лучше понимать народные напевы Беларуси. Владимир Мулявин рассказывал: «Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали первой группой, с которой начался жанр ВИА».