Юван Николаевич Шеста́лов - ровесник мансийской письменности, один из самых ярких представителей этого удивительного народа, известный мансийский поэт и прозаик, но все-таки больше и главным образом – первый профессиональный поэт манси.
Юван Николаевич первым в истории своего народа смело обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний, легенд, песен, загадок и пословиц. Ему было легко и трудно, поэзия не музей, а живая жизнь. Надо было, чтобы эти легенды и песни не теряли своей древней, седой истории, звучали современно, помогая познанию бытия, познанию нравственных, философских, социальных проблем нашего времени.
Творчество Ювана Шесталова корнями своими уходит в мансийский фольклор, песнями, поверьями пронизаны его проза и поэзия.
Начальный период творчества – 1955–1961 гг.
Здравствуй, край мансийский милый
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!
Машет мне рукой осина,
Улыбается вода.
Слышу лепет лебединый
Словно в детские года...
Детство с кваканьем лягушек,
С плеском уток у озер,
С птичьим пеньем у опушек
Ты волнуешь до сих пор...
Так начиналось самое первое стихотворение Ювана Шесталова, (которое он сложил в 12-летнем возрасте по-русски), поэта маленького народа манси, который родился 22 июня 1937года в деревне Камратка Березовского района Ханты - Мансийского автономного округа.
Первые стихи Ю. Шесталова опубликованы в 1957 году в ханты-мансийской окружной газете «Ленинская правда» на мансийском языке и в журнале «Нева» - на русском. Переводы стихотворений выполнял Михаил Дудин.
В 1958 году на мансийском языке была издана первая книга Ювана Шесталова в Тюмени, а называлась она "Макемат", что в переводе означает "Дыхание родной земли". Через год она стала ядром его первого сборника "Пойте, мои звезды", вышедшего на русском языке в издательстве "Советский писатель".
В июле 1959 года «Литературная газета» опубликовала подборку его стихов с вводной статьёй Михаила Светлова, назвавшего его «безусловно талантливым человеком, необыкновенным в обыкновенном». Светлов стал поэтическим наставником Шесталова.
Первый этап творчества Ювана Шесталова подвел сборник "Миснэ" (1961), в который включены лучшие стихи, написанные до 1960 года. Миснэ в понимании поэта - это не просто добрая лесная фея, помогающая охотнику и выручающая из беды, это олицетворение Родины, образ девушки, которую можно встретить и на улице города, и в далеком северном колхозе. Этот образ стал привлекательным в Ханты-Мансийском округе: имя Миснэ носил популярный вокальный ансамбль, гостиница в Ханты-Мансийске.
Второй этап—это обращение к прозе и жанру поэмы (1961-1970). Поэма «Пробуждение» вошла в сборник «Радуга в сердце» (1963); «Идол» и «Голос новой жизни» – в сборник «Глаза белой ночи» (1967); «На железных нартах», «Черное море», «Медвежье игрище», «Кара-юйя!» – в сборник «Песня последнего лебедя» (1969), «Бубен, гуди!», «Таежная поэма» – в сборник «Таежная поэма» (1970).
В этот период он работал в редакциях газет, радио и телевидения округа. Создавал многочисленные газетные статьи о людях своего края, короткие рассказы, зарисовки, которыми талантливо передал местный колорит.
Сын коммуниста-председателя колхоза, по матери - внук шамана. Это социальное противоречие отразилось в жизни и творчестве Шесталова: в биографической повести "Когда качало меня солнце" он описывает, как дед проиграл его отца в карты богатому соплеменнику. От мальчонки на побегушках у купца он прошел путь до председателя колхоза, образованного человека. В то же время эта повесть так насыщена преданиями и сказками, что и шаманское прошлое видится в ней очень ярко, убеждая читателя, что жизнь - тоже своего рода сказка.
В литературу Юван Николаевич вошел со своей первой повестью "Синий ветер Каслания" (1964). Из повестей «Синий ветер Каслания», «Когда качало меня солнце», «Сначала была сказка» мы узнаем, что Юван Шесталов остался без матери в восьмилетнем возрасте. Вечная разлука внесла в сердце поэта не только боль и слезы: она оставила воспоминания, озаренные радостью и светом. Одним из ключевых слов, отображающим его сыновнюю любовь, является слово «солнце»: «Она вставала с солнцем. Радовалась солнцу. Была моим солнцем! Хорошо, когда солнце!», она была «первым солнышком в жизни», с неё «начиналась земля». С солнцем у писателя ассоциируются доброта и забота, свет и тепло, святость и чистота, т. е. все качества материнского образа.
Поэт открыто говорит о своих сиротских чувствах от ностальгии «по детству, которое было наполнено живыми рассказами, песнями, материнской лаской и теплотой бабушки с дедушкой» до надежды «на возвращение к родному очагу.
Эпохальной для писателя стал сборник "Языческая поэма" (1971), которая объединила весь лирический эпос, получивший высокие оценки критиков и удостоенный Государственной премии РСФСР (1978).
Читая стихи, мы попадаем в мир сказочного мансийского божества – эти путеводные звёзды ведут писателя по избранному пути.
Третий этап творчества писателя начинается в 1972 г. с работы над фантастической повестью «Тайна Сорни-Най» (1976), которая была неоднозначно воспринята критиками и исследователями. Особо значимым для себя, Шесталов считал роман-сказание «Огонь исцеления» (1988) -своеобразную сагу о роде Шесталовых.
По его высказыванию, в отличие от предыдущих повестей, в произведении «специальное содержание, придуманное». Среди исследователей оценка повести неоднозначна.
В 1990-е годы Юван обратился к публицистическому жанру: он писал о проблемах экологии на родовых землях своего народа, где ведется разработка нефти и газа, о будущем коренных народов Севера. В 1990-е гг. – ответственный секретарь Ленинградской областной писательской организации, член и редактор издательства журнала «Стерх», газеты «Белый журавль», профессор кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе» Российского Государственного педагогического университета им. Герцена. В этот период Ю. Шесталов обратился к публицистике, поднимающей острейшие проблемы экологии и будущей судьбы коренных народов Севера.
В 1993 г. опубликовал эссе «Откровение Регули». В этом произведении, как и в поэме «Юлиан», Шесталов исследует память веков, переписывает историю: через подлинные материалы восстанавливает исследовательский путь венгерского ученого Антала Регули. В эти годы писатель продолжает создавать поэтические произведения, они приобретают форму заклинаний, пророчеств.
Творчество Шесталова тесно связано с мансийским фольклором. Он прекрасно знал обряды и обычаи своего народа, вводя его легенды в современные стихи.
Юван Шесталов явился основоположником детской литературы манси, написав для подрастающего поколения книги "Потёпка" (Москва, 1963), "Сказки таежного игрища" (Москва, 1981), "Снежное утро" (Ленинград, 1981).
Ритм его стихотворений напоминает звучание бубна шамана. Подобно тому, как шаманы заклинают духов, так и Шесталов заклинает свою родину, природу, свой народ, его культуру, традиции, историю, но не с помощью шаманских талисманов, а с помощью выразительных средств литературы.
Юван Николаевич часто использовал фразу – «Твори творение, творец!..». И если бы эта фраза исходила от другого творческого человека, она бы выглядела слишком торжественной. Но у него она была естественной и гармоничной.
Основоположник мансийской литературы, писатель, общественный деятель, хранитель и продолжатель традиций родного народа. Его имя стоит в одном ряду с известными представителями многонациональной отечественной литературы – Р. Гамзатовым, К. Кулиевым, Ю. Рытхэу и др. Творчество Ю. Шесталова разнообразно: тема родины, тема природы, мотив воды, мифы и фольклор. Он писал на мансийском и русском языках. Его стихи и проза переведены на языки многих народов мира.
Ссылки:
http://hmao.kaisa.ru/object/1804852262?lc=ru
http://www.gublibrary.ru/tum/Pisateli/Shestalov.html
Нет комментариев