БисмиЛляхи Ар-Рахмаани Ар-Рахиим.
Содержание:
1 Достоинство поста в 6 дней Шавваля.
2 В чем мудрость поста шести дней в шаввале?
3 Каково постановление держать уразу шесть дней в месяце шаууаль.
4 Можно ли поститься на второй день месяца Шавваль?
5 Ставится ли условием уразы шести дней шаууаля, чтобы ураза в них держалась подряд.
6 Положение поста в субботу для тех, у кого выпал на нее один из шести дней Шавваля.
7 Можно ли держать уразу шести дней шаууаля, если еще не возмещены пропущенные дни рамадана.
8 Положение того кто постился шесть дней Шавваля прежде восполнения по незнанию.
9 Вначале пост обет, а затем шесть дней Шавваля.
10 Искупление (каффара) важнее, чем пост в Шаввале.
11 Возместительный пост не заменяет собой шестидневного поста в месяц шавваль.
12 Совместить искупительный пост за клятву с постом 6 дней шавваля.
13 Объединение трех из шести дней Шавваля с Ayyaam al-Beed.
14 Возмещение шестидневного поста после месяца шавваль.
15 О награде тому, кто оставил пост шести дней Шаууаля по шариатской причине.
16 Женщина и добровольный пост.
______________________________________
Скачать статью в разных форматах:
pdf: https://vk.cc/9qCgn7 pdf шрифт 24 для телефонов: https://vk.cc/9qCgs9 docx: https://vk.cc/9qCgvn Читать: https://justpaste.it/4bo4s https://vk.com/@shauval-o-6-shavvalya ______________________________________
1 Достоинство поста в 6 дней Шавваля.
Хвала Аллаху, Господу Миров, восхваления Аллаха и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам, а так же тем, кто строго последовал за ними вплоть до Судного Дня.
А затем…
Добровольный пост шести дней месяца Шаууаль, имеет большое значение для верующего, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность». Приводит хадис имам Муслим в «Сахих», 1164, и другие.
Сказал ан-Науауи: «Сказали ученые: «подобен постившемуся вечность» – так как за благое дело полагается десятикратное вознаграждение, и месяц Рамадан как десть месяцев, а шесть дней (Шаууаля) как два месяца, и такое толкование пришло в хадисе посланника Аллаха, в сборнике ан-Насаи». См. «Шарх сахих Муслим» имама ан-Науауи, 8/56.
Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Аллах сделал для каждого благого дела десятикратную награду, а месяц (то есть Рамадан) как десять месяцев (в году), а пост шести дней (в Шаууале) после праздника Разговения дополнением до года (то есть как 2 месяца)». См. «Сахих ат-Таргъиб уа ат-Тархиб», 993, так же «аль-Ируа», 4/107.
И если будет мусульманин стараться соблюдать предписанный пост, добавляя к нему шесть дней из месяца Шаууаль, и так каждый год, то будет он всю свою жизнь пребывать в поклонении, будет ему каждый год записан годом поста.
Вопрос: Спрашивающий спрашивает о посте шести дней Шавваля, и его достоинстве? Да воздаст вам Аллах благом.
Ответ шейха Ибн База:
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного, вся хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и тем, кто последовал по его пути.
А затем: Приходит достоверно от посланника Аллаха ﷺ то, что он сказал: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шавваля, подобен постившемуся в течение всего года», передал Муслим в своем достоверном сборнике.
И это указывает на его достоинство, и то, что пост шести дней Шавваля вместе с Рамаданом подобно держанию поста год, как будто он постился в течение всего года, и это великая милость. Рамадан подобно десяти месяцам, шесть дней Шавваля подобно двум месяцам, так как одно благое дело приумножается в десять раз, и получается как будто он постился в течение всего года. Вместе с тем что Аллах — Всемогущий и Великий — по Своей Милости сделал Рамадан искуплением тому что между двумя Рамаданами. И шесть дней Шавваля - увеличение блага и великая выгода. И большая польза в выполнении приказа пророка ﷺ, в соблюдении совета пророка ﷺ и его побуждении, в стремлении выполнять то, что узаконил Аллах из поклонений. И это есть великое благо, что верующий соблюдает то, что узаконил Аллах, для того чтобы выполнить и попросить вознаграждения от Аллаха, в этом ему есть большое вознаграждение.
Источник: http://www.binbaz.org.sa/mat/20984 Ан-Навави сказал: «Учёные сказали, что этот пост подобен непрерывному посту, потому что за каждое благое дело человеку обещано десятикратное воздаяние. Таким образом, пост в рамадан подобен посту в течение десяти месяцев, а шесть дней в шаввале подобны посту в течение оставшихся двух месяцев. Об этом сказано в хадисе, возводимом к Пророку (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) и приведённом в сборнике ан-Насаи». Источник: «Шарх Муслим», т. 8, с. 56.
Вероятнее всего, он имел в виду слова Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): «Аллах установил десятикратное воздаяние за каждое благое дело, и месяц (рамадан) подобен десяти месяцам (поста), а шесть дней поста после праздника разговения дополняют его так, что получается, будто человек постился весь год». Источник: «Сахих ат-таргыб», № 883. «Ирва аль-галиль», т. 4, с. 107.
2 В чем мудрость поста шести дней в шаввале?
Мудрость этого поста заключается, в первую очередь, в выполнении того, что любит Аллах и чем Он доволен. Так же этот дополнительный пост является возможностью для верующего восполнить недостатки, которые он допустил в обязательном посте.
Спросили шейха аль-‘Усеймина о мудрости этого поста, на что он ответил: «Мудрость поста шести дней в Шаууале такая же, как и мудрость всех остальных дополнительных, желательных дел, которые узаконил Аллах для Своих рабов, чтобы дополнить ими обязательные предписания. Положение поста шести дней Шаууаля подобно положению дополнительных намазов, которые выполняются после обязательных, чтобы восполнить ими недостатки, которые были допущены при соблюдении обязательного поста. В этом есть милость Аллаха, что Он установил с делами обязательными дела дополнительные, желательные, через которые достигается полнота дел предписанных, и которыми восполняются упущения. Такова великая польза поста шести дней Шаууаля.
И пост этот является Сунной (желательным). Передал имам Муслим в своем сборнике «Сахих», хадис от Абу Айюба, в котором посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность»». Источник фетвы: http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_2832.shtml Вопрос: К нам пришло письмо из г. Табук, его отправил Сархан Хувейтим Аш-Шамари с вопросом «В чем мудрость поста шести дней в шаввале?»
Ответ Шейха Усаймина: Мудрость поста шести дней в шаввале такая же, как мудрость всех остальных дополнительных желательных дел, которые узаконил Аллах для Своих рабов – чтобы дополнить посредством этого дела обязательные. Положение поста в шесть дней шавваля подобно положению дополнительных намазов, которые выполняются после обязательных, чтобы восполнить ими недостатки, которые были в выполнении обязательных намазов. Это милость Аллаха, что Он установил к делам обязательным дела дополнительные желательные, через которые достигается полнота в делах обязательных, и которыми восполняются упущения. Такова великая польза поста шести дней шавваля. И пост этот является Сунной (желательным), так как передал Муслим в своем «Сахихе» в хадисе от Абу Айюба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто, отпостив рамадан, добавлял затем шесть дней в шаввале, тот как будто держал пост все время».
Источник: http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/cat_index_19.shtml 3 Каково постановление держать уразу шесть дней в месяце шаууаль.
Вопрос: 1956 Каково постановление держать уразу шесть дней в месяце шаууаль https://youtu.be/7vhbPAK2fl0 Ответ:
Большинство обладателей знание считают, что это уроза является желательной и это мазхаб имама Аш-Шафии а так же имама Ахмада и это мнение является верным в этом вопросе, потому что хадис абу Аюба аль-Ансари в нашей главе под номером 663 указывает на это.
Второе мнение в вопросе, которого придерживался имам Малик как так же абу Ханифа то, что держать урозу в эти дни является не желательным. Сказал имам Малик (рахимуЛлаху): то что он ни кого не видел из обладателей заниня что бы кто-то держал урозу в эти шесть дней шавваля, и так же сказали что это является не желательным что бы кто то не подумал что шесть дней урозы месяц шавваль держать является обязательным. То есть сказали если мы постоянно каждый год 6 дней шавваля будем держать урозу, посторонние люди могут смотреть и подумать, что это является обязательным, что бы такого не подумали, не желательно держать урозу в эти дни. Аргументация имама Малика ясна он говорит я не видел никого из обладателе знания что бы кто то держал эту урозу в месяц шавваля, то есть с таким постоянством, имеется ввиду в Медине. Как мы говорили это одна из основ имама Малика.
И та аргументация, которую упомянул имам Малик, не является доводом за то что бы оставить хадис и не действовать по нему. Но ибн Абдуль Барр указал на то, что имама Малика в этом его мнении есть уважительна причина, заключается она в том, что до него этот хадис не дошел. А что касается их аргументации: «то что если мы будем держать постоянно урозу 6 дней шавваля то люди подумают что это ваджиб (являеться обязательным) что бы такого не подумали, его держать не нужно». То эта аргументация противоречит контексту, и шариат законодательно не считает эту причину достойной того что бы принимать его во внимание, поэтому эта аргументация является ложной (неправильной).
Фаида (польза) примечание сказал имам Ас-Санаани в своей книге (Субулю Салам) говорит Пророк (Салля Ллаху Алейхи уа Саллям) сравнил эту урозу (то есть 6-ти дней месяца шавваль) с урозой вечности, потому что одно благое дело дает Всевышний Аллах Субханаху уа Тааля награду за нее в десятикратном размере, получается что один месяц рамадан умножаем на 10 награду человек получает как будто держал в течении 10 месяцев а 6 дней шавваль умножаем на 10 получается как будто 60 дней продержал, то есть два месяца. Получается что человек если продержит месяц рамадан и 6 дней шавваль , получается как будто держал урозу 12 месяцев года, затем наступает очередной рамадан еще 6 дней шавваля и так человек как будто продержал урозу в течении всей своей жизнью.
Значит, уроза 6 дней шавваля после месяца рамадан является желательным действием.
Источник: Шарх (Комментарии) к книге "Булуг Аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама. Уроки по книге провел Руслан абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.
Передал имам Муслим в своём «Сахихе», по нескольким путям к Са’ду Ибн Саиду Ибн Кейсу, от Умара Ибн Сабита Ибн аль-Хариса аль-Хазраджи, от Абу Аюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, от Пророка, мир ему, что он сказал: «Кто постился Рамадан, а затем добавил к нему пост 6 дней шавваля, то как будто он постился весь год». Сахих Муслим, 2728-2730.
Выдвинули оппоненты к данному хадису ряд претензий:
1. То, что в его иснаде есть Са’д Ибн Саид Ибн Кейс, а его ослабили ряд имамов.
2. То, что более правильно вариант "маукуф" (как слово сподвижника), а не марфу (как слово Пророка, мир ему).
3. То, что Малик отрицал действие по этому хадису и сказал что саляфы не работали по нему
Ответим же на все эти претензии поочередно, приведя слова учёных.
1. Сомнение: «Са’д Ибн Саид Ибн Кейс слабый передатчик»
Ответ:
Более точным будет сказать, что в нём разногласят имамы науки аль-джарх уа ат-та’диль, так как есть группа имамов от кого пришли выражения указывающие на та’диль этого передатчика.
Назвали его достоверным следующие имамы: Ибн Са’д, аль-Иджли, Ибн Аммар, Ибн Шахин, Яхья Ибн Маин, Ибн Хиббан, Ибн Ади, Ад-Даракутни, Аз-Захаби, Ибн Хальфун, Ибн Хаджар, и другие
Причем можно отметить, что их выражения о та’диле весьма умеренные и часто они сопровождают их указанием на его слабую память и что он ошибается.
Сделали же ему джарх следующие имамы: Ахмад, аль-Укейли, Яхья Ибн Маин в другой передаче от него, Ан-Насаи, Ибн Аль Джоузи, Ибн Хиббан, Ибн Каттан аль-Фаси, и другие, см. все эти слова с источниками в бахсе «Сыям ситт мин шаууаль – дирасатун хадисия уа фикхия».
Сказал хафиз Ибн Муляккин: «Касательно него есть известное разногласие, и большинство считает его достоверным». Источник: «Хулясуту аль-бадр аль-мунир», 2/99.
И в данном случае, не вредит ослабление его рядом имамов, по следующим причинам:
1. Даже если взять слово о его слабости, то его слабость – не по причине обвинения во лжи, а по причине памяти. И известно, что у такого слабого передатчика могут быть некоторые отдельные хадисы, которые являются достоверными – например, которые он взял от некоторых отдельных шейхов, или в каком-то городе, или в какое-то время его жизни, или которые хорошо заучил, и так далее.
И имамы аль-Бухари и Муслим, не упоминали хадисы некоторых передатчиков, о которых есть джарх, в своих «Сахихах», кроме как знали что именно этот его хадис имеет основу и его также передают другие хафизы.
Сказал имам аль-Бухари сам о своём методе касательно передатчиков кто передает хадисы с недостатками: "Каждый передатчик, между чьими слабыми и достоверными хадисами я не различаю - я не передаю от него, и не записываю его хадисы". Источник: "Аль-Иляль аль-Кабир", 2-978.
И также и имам Муслим.
Сказал хафиз аль-Аляи говоря о претензиях к хадису о посте в Шаууаль: «Истинно, Муслим аргументировал Садом Ибн Саидом в хадисе, в котором он увидел, что тот не ошибся, так как есть те, кто последовал ему в передаче и остальном. И мы упомянули что точно также его передал Сафуан Ибн Салим и Яхья Ибн Саид. И таков хукм на все хадисы, которые передали аль-Бухари и Муслим, и в их иснадах есть те, чью память критиковали. Аль-Бухари и Муслим не передали их кроме как после того, как увидели, что им следуют другие хафизы в передаче этих хадисов. И кто изучит эти передачи – увидит это!». Источник: «Раф’уль ишкаль», 48.
Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Даже если мы согласимся что Са’д слабый, то Муслим аргументировал его хадисом лишь потому, что увидел что он не ошибся в этом хадисе, по причине указывающих на это доводов, и тех, кто последовал ему в передаче этого хадиса, и свидетельств подкрепляющих хадис, указавших на то, что он не ошибся!». Источник: «Тахзиб ас-Сунан», 1/482.
И имам Муслим передал этот хадис, лишь потому, что знал, что Са’д Ибн Саид не противоречил в данном случае, а напротив, другие достоверные хафизы передали этот хадис точно также.
И от Умара Ибн Сабита аль-Хазраджи, помимо Са’да Ибн Саида, передали этот хадис по следующие достоверные хафизы:
1. Сафуан Ибн Сулейм. См. «Сунан ан-Насаи аль-Кубра», 2/163, «Сахих Ибн Хузейма», 3/297, и иснад достоверный.
2. Абду Раббихи Ибн Саид аль-Ансари. И от Абду-Раббихи передали его двое достоверных хафизов – Ахмад Ибн Юсуф ас-Сулями, и Акыль Ибн Яхья - как слово Пророка, мир ему, с достоверным иснадом. (см. «Тахзиб ас-Сунан», 7/66)
И один- Мухаммад Ибн Абдуль Хакам, как слово Абу Аюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, в «Ас-Сунан аль-Кубра» ан-Насаи, 2/163.
3. Зейд Ибн Аслям.
Передал Ат-Тахави, от Юсуфа Ибн Язида, от Саида Ибн Мансура, от Ад-Дараварди, от Сафуана Ибн Сулейма и Зейда Ибн Асляма, от Умара Ибн Сабита, от Абу Аюба от Пророка, мир ему
И иснад достоверный.
Таким образом, невозможно ослаблять этот хадис умеренной слабостью Са’да Ибн Саида, потому что он не уединился в его передаче от Умара Ибн Сабита, однако ему последовали другие достоверные хафизы.
Приведем слова имамов про хадис Абу Аюба аль-Ансари.
1. Сказал имам Абдур-Раззак, приведя этот хадис: «И мы берем его!». Источник: «Аль-Мусаннаф», 7918.
2. Назвал его хорошим Абдуллах Ибн аль-Мубарак и работал по нему. Источник: «Сунан ат Тирмизи», 3/293
3. Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия: «Поститься после Рамадана 6 дней в Шавваль желательно, прямо сказал об этом Ахмад во многих местах. И сказал Ахмад в передаче аль-Асрама: «Передан этот хадис от Пророка с трёх путей – от Абу Аюба, от Джабира и от Саубана»: «Кто постился 6 дней шаууаля, как будто постился весь год». Источник: «Шарх аль-умда», 4/556.
4. Сказал Абдуллах Ибн Ахмад: «Я спросил своего отца, имама Ахмада о днях которые постятся после Рамадана, и он сказал: «Нет никаких проблем их поститься! И Пророк сказал: «Шесть дней Шаууаля», и если кто-то постился шесть дней шаууаля, то нет разницы, постился он их подряд или нет». Источник: «Аль-Масаиль», 1/193.
5. Удостоверил его имам Муслим, приведя в своём «Сахихе»
6. Сказал имам ат-Тирмизи передав этот хадис: «Хадис Аби Аюба - хороший, достоверный!» Источник: «ас-Сунан», 3/293.
7. Удостоверил хадис Аюба и имам Ибн Хузейма, подкрепив цепочку Са’да путём Сафуана. Источник: «Сахих Ибн Хузейма», 3/297.
8. Удостоверил его хафиз ат-Тахави, сказав, что поначалу он не считал его достоверным из-за слабости Са’да Ибн Саида, но затем увидел, что от него передали его огромное количество великих имамов, во первых, и что он не уединился в его передаче, а помимо него, передали достоверные имамы, во вторых. Источник: «Шарх мушкиль аль-асар», 6/120-126.
9. Назвал его достоверным, и аргументировал им хафиз Ибн Хиббан, подкрепив также другим похожим сообщением. Источник: «Сахих Ибн Хиббан», 8/396.
10. Сказал аль-Бейхакы: «Этот хадис утвержденный, достоверный из хадисов Аби Аюба аль-Ансари. И передан нам этот хадис также от Джабира, и Саубана». Источник: «Марифату ас-сунан уаль асар», 6/379.
11. Сказал Абу Косим Ибн аль-Асакир аль-Аш’ари: «Это достоверный хадис, передал его Муслим, и передал его ан-Насаи от Халляда». Источник: «Аль-Муджам», 178.
12. Сказал имам Абдуль Ваххаб Ибн Манда аль-Ханбали (ум. 511 г.х.) передав хадис Абу Аюба: «Достоверный хадис из хадисов Сада Ибн Саида». Источник: «Тахкык Раф’иль ишкаль», 19.
13. Сказал имам аль Багави (ум. 516 г.х.): «Это достоверный хадис, передал его Муслим». Источник: «Шарх ас-Сунна», 6/331.
14. Сказал хафиз Исмаиль Ибн Аби Са’д ан-Найсабури (ум. 541 г.х.): «Достоверный хадис!». Источник: «Джузун фихи арбауна хадисан мин ас-сихах аль-авали», 22.
15. Хафиз Абдуль-Хакк аль-Ишбили (ум. 581 г.х.), как передал от него имам Ибн аль-Каттан, см. «Баян аль-уахм уаль ихам», 2547
16. Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Хадис Абу Аюба достоверный!». Источник: «Тахзиб ас-Сунан», 1/477. И у имама Ибн аль-Каййима в «Тахзиб ас-Сунан» есть большое опровержение на тех, кто ослабляет данный хадис, и он опровергает все доводы и претензии к этому хадису
17. Сказал имам Ибн Муфлих упомянув его: «Этот иснад достоверный!». Источник: «Аль-Фуру», 5/84.
18. Сказал хафиз Ибн Муляккин: «Этот хадис достоверный». И у Ибн Муляккина также есть длинное опровержение на тех, кто говорит что он недостоверный, в тахридже к «Аль-Мухаззаб».
19. Собрал все пути этого хадиса в отдельной книге хафиз Абу Мухаммад ад-Димьяты в отдельном джузе, и опроверг на тех кто его ослабляет.
20. Собрал пути этого хадиса в отдельной книге хафиз аль-Аляи и опроверг на тех, кто его ослабляет, и эта книга дошла до нас и напечатана, и называется «Раф’уль ишкаль ан сыями ситтати аямин мин шаууаль».
21. Назвал его достоверным ан-Навави в шархе на «Сахих Муслим», сказав: «Этот ясный достоверный хадис». Источник: «Шарх Сахих Муслим», 8/56.
22. Сказал Джамалюддин Ибн аз-Захири аль-Ханафи: «Это достоверный хадис». Источник: «Машьяхату аль Бухари», 1700.
23. Собрал все пути этого хадиса в отдельной книге хафиз аль-Иракы в отдельном джузе, и опроверг на тех кто его ослабляет.
Также назвали его достоверным: Аш-Шатыби, ас-Суюты, аль-Мунави, аль-Джизри, Али аль-Кори, аль-Хейтами, Ас-Сан’ани, Аш-Шаукани, Азымабади, Сиддык Хасан Хан, Абдур-Рахман Ибн Косим, аш-Шанкыты, аль-Альбани, Ибн Баз, аль-Мубаракфури, Ибн Усаймин, Аль-Аббад, аль-Асьюби, учёные Постоянной Комиссии по фетвам, и другие.
Источник: «Тасбит ас-саввам бизикр аль-асма ман насса миналь уляма ав ашара иля субути хадиси сыями ас-ситти мин шаууаль».
И можно приводить и других имамов и хафизов.
- Затем, Абу Аюб аль-Ансари не единственный из сподвижников кто передаёт хадис о посте 6 дней Шавваля от Пророка, мир ему.
Пришли хадисы об этом и от других сподвижников.
1. От Саубана, вольноотпущенника Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах.
Передал Саубан, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему, сказал: «Кто постился Рамадан, то этот месяц за десять месяцев, а кто постился 6 дней после праздника ид аль-фитр, тот заполнил постом год».
Передали этот хадис Ахмад, 22465, Ан-Насаи, в «Ас-Сунан аль-Кубра», 2860, Ибн Хузейма в «Сахихе», 2115, Аль Бейхакы в «Ас-Сунан аль-Кубра», 8216, Ибн Хиббан в «Сахихе», 3635, Ат-Табарани в «Аль-Кабир», 1451, Ибн аль-Мукри в «Аль-Му’джам», 1229, Ибн Маджа, 1715, все они по разным иснадам от Яхьи Ибн аль-Хариса аз-Зимари, от Аби аль-Асма ар-Рахаби, от Саубана, от Посланника Аллаха.
И это достоверный хадис, назвал его достоверным имам Абу Хатим ар-Рази, см. «аль-Иляль», 1/253, и имам Ибн Хузейма, см. «Ас-Сахих», 3/298, и Ибн Хиббан, см. «Ас-Сахих», 3635, и хафиз Мухиббуддин ат-Табари, см. «Гаяутуль ихкам», 4/447, и аль-Куртуби, см. «Ат-Тафсир», 2/232, и хафиз аль-Аляи, см. «Рафуль ишкаль», 80.
2. От Шидада Ибн Авса, да будет доволен им Аллах.
Передал его Ибн Аби Хатим, от Аби Хатима, от Сафуана Ибн Солиха, от Марвана ат-Татари, от Яхьи Ибн Хамзы, от Яхьи Ибн аль-Хариса, от Аби аль-Ашаса ас-Сан’ани, от Шидада Ибн Авса, от Пророка, мир ему, что он сказал: «Кто постился Рамадан, а затем добавил к нему 6 дней Шаууаля…» и до конца хадиса
И назвал имам Абу Хатим ар-Рази его достоверным См. «Аль-Иляль», 1/253.
И назвал его достоверным также хафиз аль-Аляи, см. «Рафуль ишкаль», 80.
3. От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах.
Передал его аль-Баззар, в «Аль-Муснад», 1060, по пути от Зухейра, от Аля, от его отца, от Абу Хурейры, от Пророка, мир ему
И указал имам Абу Хатим на верность этой передачи, см «Аль-Иляль», 1/244.
Что же касается имама ад-Даракутни, то он ослабил эту цепочку, см. «Аль-Иляль», 10/165.
И сказал хафиз аль-Мунзири: «Передал его аль-Баззар, и один из путей его у аль Баззара достоверен». Источник: «Ат-Таргиб уа ат тархиб», 2/67.
И хадис также передан от других сподвижников, но среди иснадов много серьезных слабостей, и того, что уже было упомянуто, хватит для категоричного заявления о достоверности этого хадиса.
2. Сомнение: «Более правильно что это слова сподвижника».
Что же касается сомнения, что хадис достовернее как маукуф (слово сподвижника), чем аль-марфу (слово Пророка), то ответ будет следующий:
1. Те, кто передали хадис как марфу’ (слово Пророка) – существенно больше числом и больше памятью, как объяснил имам Ибн аль-Каййим, см. «Тахзиб ас-Сунан», 1/483.
2. Большие имамы религии удостоверили его как слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И то, что имам аль-Хумейди выбрал «уакф» в пути Аюба, не является доводом, так как такие же большие имамы-саляфы, как и он выбрали «раф’у», и когда возвращаемся к путям хадиса, видим, что те, кто передали его как слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, больше числом и памятью.
3. Более-менее серьёзное разногласие есть лишь от Аюба, что касается к примеру хадиса Шидада Ибн Авса, то он передан только как слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и удостоверен большими хафизами-саляфами.
4. Даже если бы мы вдруг согласились, что это слово сподвижника, то оно в хукме «марфу», так как сподвижники такие вещи не говорят по своему иджтихаду, а лишь передают то что слышали и усвоили от Пророка, мир ему.
3. Сомнение: «Имам Малик отрицал действие по этому хадису».
Ответ: Слова ученых, как известно, нуждаются в анализе и уточнении их смысла!
И сказал ученик имама Малика, аль-Мутарриф: «Малик постился шесть дней Шавваля сам, и назвал он это нежелательным лишь боясь того, что невежды присоединят это к Рамадану! Что же касается того, кто хочет поститься эти дни по причине хадисов что пришли о них, то Малик не запрещал им это». Источник: «Тахзиб ас-Сунан», 1/479.
Сказал Аль-Коды Ияд аль-Малики: «Взяли этот хадис и сказали согласно ему группа учёных. И передано от Малика, и других, нежелательность этого. И возможно, Малик назвал нежелательным поститься шесть дней шавваля лишь потому, что он сказал в «Аль-Муватта», что постящийся их посчитает, что они обязательны (присоединив их к Рамадану в хукме). А если же он будет поститься так, как хотел это Пророк, мир ему, (т.е. считая их лишь желательными), то это разрешено». Источник: «Тахзиб ас-Сунан», 1/488.
Сказал Абу аль-Аббас аль-Куртуби аль-Малики, объясняя слова Малика: «Очевидно из этих слов Малика, что то, что он и люди знания на которых он указал, считали нежелательным – это присоединение этих шести дней к празднику разговения. И это чтобы не думали невежды и пропащие люди, что это продолжение поста в Рамадан. А если же сделать промежуток между постом этих 6 дней, и праздником, то отдаляется это ложное представление». Источник: «Аль-Муфхим», 10/18.
Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр аль-Малики: «То, что считал нежелательным Малик – это то, что он разъяснил и объяснил – это боясь, что будет прибавлено к обязательному посту Рамадана, и станет это очевидным для простых людей. И он был да смилуется над ним Аллах – очень остерегающимся и берегущим религию. Что же касается поста шести дней из Шаууаля, требуя их блага, и толкуя хадис, который пришёл от Саубана, да будет доволен им Аллах – то Малик не считает это нежелательным, инша Аллах!». Источник: «Аль-истизкар», 3/380.
А вот - ученые саляфы, кто действовали по этому хадису и сказали о желательности поститься шесть дней шаууаля:
Ибн Аббас, Таус, Ато, Ка’б аль-Ахбар, аш-Ша’би, Маймун Ибн Махран, Ма’мар, Абдур-Раззак, Абдуллах Ибн Аль-Мубарак, Уаки Ибн аль-Джаррах, аш-Шафии, Исхак Ибн Рахавейхи, Ахмад Ибн Ханбаль, и другие большие имамы. Источник: «Аль-Маурид аз-зуляль фи баян ма уарада фи сауми шаууаль», «Лятаиф аль-Маариф», 1/218, и др.
Таким образом, верным является что достоверно утверждена от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, желательность поститься 6 дней в месяце Шаууаль.
Вопрос: Каково мнение достопочтенного шейха относительно тех, кто говорит, что пост шесть дней Шавваля нововведение и что это мнение имама Малика. А если ты ему в довод приведешь хадис Абу Айюба: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля, подобен постившемуся в течение всего года», он говорит: В его цепочке передатчиков есть человек, относительно которого есть обвинения?
Ответ шейха Ибн База:
Это утверждение является ложным, и хадис Абу Айюба достоверен, ему свидетельствуют другие хадисы, укрепляющие его и указывающие на такое же значение. И Аллах дарует успех, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду его семье и его сподвижникам.
Личное испрашивание фетвы, представлено достопочтенному шейху от М.С.К. Ответ был дан на нее число, дата: 09/11/1419 х.
Сборник различных фетв и статей, том 15.
Источник: http://www.binbaz.org.sa/mat/605 4 Можно ли поститься на второй день месяца Шавваль?
Праздничным днем Ид аль-Фитр является только первый день месяца Шавваль.
Что касается бытующего среди людей мнения, будто Ид аль-Фитр длится три дня, то это не более чем распространенный обычай, не связанный с положениями Шариата.
Аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) писал: «Глава о посте в день Ид аль-Фитр». Затем он передал (1992) от Абу Саида (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься в день аль-Фитр (праздник разговения) и ан-Нахр (праздник жертвоприношения).
Это значит, что Ид аль-Фитр – это только один день, в который запрещено поститься. Что касается второго и третьего числа месяца Шавваль, то не запрещено поститься в эти дни и можно восполнять пропущенные дни Рамадана или соблюдать добровольный пост.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 14
Вопрос: Во время Рамадана я болел два дня, а после Рамадана я не восполнил а напротив постился шесть дней Шавваля. И я хочу, после поста шести восполнить тот пост который я пропустил, каково положение того что я совершил?
Ответ шейха ибн База:
Для тебя было узаконено вперед ставить два дня, перед шестью. Но по причине твоего незнания ты будешь их держать после этого и хвала Аллаху. И нет на тебе ничего если ты их продержишь прежде Рамадана. А если ты задержишься в их восполнении до наступления следующего Рамадана, то тебе вместе с держанием поста (восполнения) надо будет накормить одного бедняка за каждый день. Один Са`[*] за два дня, за каждый день половину Са`, раздаешь некоторым неимущим.
Источник: «Маусу’атуль-фикъхия» 3/163.
*Один са’ равен четырем муддам, а один мудд — это то, что помещается в две соединенные ладони.
Вопрос: Случилось то, что я заболела, и я дала обет что, если я исцелюсь, то буду поститься пятнадцать дней ради Аллаха Всемогущего и Великого, и я не установила в какое время. И вся хвала Аллаху я исцелилась, и я начала поститься в месяце Раджаб, попостившись пять дней я устала, затем я постилась пять дней в Ша’бане и устала. После Рамадана, я готова, поститься шесть дней Шавваля, вопрос: Сначала поститься шесть дней Шавваля, а затем поститься обет, или что?
Ответ шейха ибн База:
Тебе сначала следует поститься оставшуюся часть обета, затем поститься шесть из Шавваля если ты в состоянии поступить таким образом, а если оставишь, то нет на тебе греха. Потому что пост шесть Шавваля желателен, а не обязателен. А что касается поста обета, то он обязателен. И непременно тебе следует начинать с обязательного прежде добровольного. А если ты было намерилась поститься последовательно, а это то, что ты будешь поститься пятнадцать дней под...Ещё9 Вначале пост обет, а затем шесть дней Шавваля.
Вопрос: Случилось то, что я заболела, и я дала обет что, если я исцелюсь, то буду поститься пятнадцать дней ради Аллаха Всемогущего и Великого, и я не установила в какое время. И вся хвала Аллаху я исцелилась, и я начала поститься в месяце Раджаб, попостившись пять дней я устала, затем я постилась пять дней в Ша’бане и устала. После Рамадана, я готова, поститься шесть дней Шавваля, вопрос: Сначала поститься шесть дней Шавваля, а затем поститься обет, или что?
Ответ шейха ибн База:
Тебе сначала следует поститься оставшуюся часть обета, затем поститься шесть из Шавваля если ты в состоянии поступить таким образом, а если оставишь, то нет на тебе греха. Потому что пост шесть Шавваля желателен, а не обязателен. А что касается поста обета, то он обязателен. И непременно тебе следует начинать с обязательного прежде добровольного. А если ты было намерилась поститься последовательно, а это то, что ты будешь поститься пятнадцать дней подряд то непременно надо поститься последовательно. И не будет достаточным делить пост, напротив тебе следует поститься подряд, а прошедший пост становится недействительным. А если ты не намеревалась держать последовательно, то обязательно тебе поститься оставшиеся, а это пять дней держания поста с дозволения Аллаха, и тем самым закончится. И не следует тебе приносить обет после этого, не надо приносить обет. Исходя из слов Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): «Не приносите обет, воистину, обет не отвращает из предопределения Аллаха ничего, и поистине, он исходит только от скупого».
И не следует давать обет как больному так и не больному. Но, когда человек дал обет в послушании Аллаху, то он обязан выполнить его, будь то молитва или пост, исходя из слов пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): «Тот, кто дал обет подчиняться Аллаха, пусть подчиняется, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, то пусть не делает этого». Его передал аль-Бухари в своем достоверном сборнике.
Но не следует ему давать обет и не надо давать, исходя из того что предшествовало из хадиса, в словах пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): «Не приносите обет, воистину, обет не отвращает из предопределения Аллаха ничего».
Обет не является причиной для избавления и не является причиной для достижения желаемой вещи, и тем самым нет никакой необходимости в обете. Но это какая-то вещь, которой обязывает себя человек, и исходит только от скупого. Затем после этого сожалеет и обременяет себя, и желает того, чтобы он не давал обет. Шариат же, хвала Аллаху пришел с ...ЕщёИ если человек дал обет поститься несколько дней или молиться в два раката или дать милостыню чем-то из имущества то он обязывается выполнять то, что принес в обет из послушания. Потому что Аллах похвалил верующих, и сказал Пречистый: «Они выполняют свои обеты и боятся дня, в котором зло распространиться» (аль-Инсан 7), и потому что посланник ﷺ приказал выполнять: «Тот, кто дал обет подчиняться Аллаха, пусть подчиняется».
Но не следует ему давать обет и не надо давать, исходя из того что предшествовало из хадиса, в словах пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): «Не приносите обет, воистину, обет не отвращает из предопределения Аллаха ничего».
Обет не является причиной для избавления и не является причиной для достижения желаемой вещи, и тем самым нет никакой необходимости в обете. Но это какая-то вещь, которой обязывает себя человек, и исходит только от скупого. Затем после этого сожалеет и обременяет себя, и желает того, чтобы он не давал обет. Шариат же, хвала Аллаху пришел с тем, что мягче для людей и полезнее для людей, а это, запрет давать обет. Да благословит вас Аллах.
Источник: http://www.binbaz.org.sa/mat/12192
Вопрос: На человеке искупление поста в течение двух месяцев подряд, и ему охота постится шесть дней Шавваля, разрешено ли ему это?
Ответ шейха ибн База:
«Непременно следует спешить с постом искупления и недопустимо опережать его шестью днями Шавваля; так как он доброволен, а искупление обязанность, и оно (искупление) обязательно без промедления, и бесспорно надо ставить искупление вперед над шестью днями и другими добровольными постами».
Источник: Было опубликовано в книге «исламские фетвы», собрал и упорядочил достопочтенный Шейх Мухаммад аль-Муснад т. 2, стр. 166. Сборник различных фетв и статей, том 15.
http://www.binbaz.org.sa/mat/611
Вопрос: Если девушка совершила шестидневный пост в месяц шавваль в качестве возмещения нарушенного поста в месяц рамадан, то достаточно ли это, чтобы получить награду, предназначенную для того, кто совершил шестидневный пост в месяц шавваль?!
Ответ шейха ибн Джибрина: «Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто постился месяц рамадан, а затем продолжил пост в течение шести дней месяца шавваль, то это равно посту года.» В этом хадисе содержится доказательство того, что необходимо завершить пост в месяц рамадан, который является обязательным, а затем добавить к нему шесть дней добровольного поста в месяц шавваль с тем, чтобы пост стал подобным году. В другом хадисе сказано: «Пост в рамадан приравнивается к десяти месяцам.» Это означает, что праведное дело увеличивается в десять раз. Отсюда вытекает, что если человек относился часть месяца рамадан, а затем разговелся ...Ещё11 Возместительный пост не заменяет собой шестидневного поста в месяц шавваль.
Вопрос: Если девушка совершила шестидневный пост в месяц шавваль в качестве возмещения нарушенного поста в месяц рамадан, то достаточно ли это, чтобы получить награду, предназначенную для того, кто совершил шестидневный пост в месяц шавваль?!
Ответ шейха ибн Джибрина: «Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто постился месяц рамадан, а затем продолжил пост в течение шести дней месяца шавваль, то это равно посту года.» В этом хадисе содержится доказательство того, что необходимо завершить пост в месяц рамадан, который является обязательным, а затем добавить к нему шесть дней добровольного поста в месяц шавваль с тем, чтобы пост стал подобным году. В другом хадисе сказано: «Пост в рамадан приравнивается к десяти месяцам.» Это означает, что праведное дело увеличивается в десять раз. Отсюда вытекает, что если человек относился часть месяца рамадан, а затем разговелся по причине болезни, поездки, менструации или послеродового периода, то он должен возместить пропущенные в рамадан дни постом в шавваль или другой месяц в обязательном порядке, прежде чем совершать любой добровольный пост, как шестидневный, так и любой другой. Когда человек совершит обязательный возместительный пост за пропущенные дни, то он может совершать дополнительный добровольный пост в течение шести дней месяца шавваль, чтобы получить упомянутую награду. Таким образом, возместительный пост девушки не подменяет её добровольного поста». (Конец слов шейха).
Шейх Ибн Усеймин сказал: «Тот, кто постился в день Арафата или день Ашура, тогда, как на нем был долговой пост за пропущенные дни Рамадана, его пост будет действительным. Однако если он намеривался бы поститься в этот день и тем самым возместить долговой пост, то он приобрел бы две награды: награду за пост дня Арафата и другую, за возмещение пропущенного поста. Это относится к дополнительным постам (ат-татову аль-мутлякъ), которые никак не связаны с Рамаданом. Но пост 6 дней Шавваля связан с Рамаданом и он никак не может произойти, кроме как после завершения всех дней поста этого месяца. Если же кто то постился эти дни, до того как возместил пост Рамадана, то он не получит желаемую награду, т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто постился месяц Рамадан, а затем продолжил пост 6 дней месяца Шаваль, то он подобен постящемуся целый год».
Источник: «Фатава ас-сиям» 438.
Ответ шейха ибн База:
Да, начинать надо с восполнения, затем держать пост шести если захочет. Пост шести дней добровольный, и если она восполнит в Шаввале то, что осталось на ней, затем подержит пост шесть из Шавваля, то это великое благо. А что касается поста шести с намерением восполнения и шести дней Шавваля, то мы не считаем, что она может получить вознаграждение за шесть. Шесть дней нуждаются в намерении особенном в определенные дни.
Источник: http://www.binbaz.org.sa/mat/13470
Вопрос: Женщина поклялась, и затем захотела отказаться от клятвы и искупить ее постом в три дня. Можно ли держать этот пост искупления одновременно с постом шести дней шавваля?
Ответ Шейха Усаймина: Во-первых не разрешено для того, кто поклялся и затем нарушил клятву, держать искупительный пост, кроме как если он не может накормить десять нуждающихся, или одеть их, или отпустить раба, так как Аллах, Свят Он и Возвышен, сказал: «Искуплением будет накормить десять нуждающихся, исходя из того среднего, чем вы кормите свои семьи; или же одеть их, или отпустить раба. Если же не найдете на это возможности, то искуплением за клятву будет пост в три дня». Распространилось в народе такое мнение, что искуплением за нарушение клятвы является пост в три дня, независимо от того может или не может человек накормить нуждающихся, или одеть, или отпустить раба – и это ошибочное мнение. Не разрешается тому, кто поклялся и нарушил ...Ещё12 Совместить искупительный пост за клятву с постом 6 дней шавваля.
Вопрос: Женщина поклялась, и затем захотела отказаться от клятвы и искупить ее постом в три дня. Можно ли держать этот пост искупления одновременно с постом шести дней шавваля?
Ответ Шейха Усаймина: Во-первых не разрешено для того, кто поклялся и затем нарушил клятву, держать искупительный пост, кроме как если он не может накормить десять нуждающихся, или одеть их, или отпустить раба, так как Аллах, Свят Он и Возвышен, сказал: «Искуплением будет накормить десять нуждающихся, исходя из того среднего, чем вы кормите свои семьи; или же одеть их, или отпустить раба. Если же не найдете на это возможности, то искуплением за клятву будет пост в три дня». Распространилось в народе такое мнение, что искуплением за нарушение клятвы является пост в три дня, независимо от того может или не может человек накормить нуждающихся, или одеть, или отпустить раба – и это ошибочное мнение. Не разрешается тому, кто поклялся и нарушил клятву, держать пост, если он может накормить десять нуждающихся. Если может накормить, но не может найти нуждающихся, то должен держать пост три дня подряд. Затем не разрешается с постом этих трех дней совмещать пост шести дней шавваля, потому что это два различных отдельных вида поклонения, и никак одно из них не избавляет от другого, поэтому пусть держит пост шести дней шавваля, а затем пусть держит пост в три дня.
Источник: http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/cat_index_19.shtml
Вопрос: Будет ли вознагражден человек, если объединит три из шести дней Шавваля с Ayyaam al-Beed (13,14,15 дни каждого месяца)?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Я спросил у нашего шейха Абдуль ‘Азиза ибн ‘АбдуЛлаха ибн База об этом вопросе и он ответил, что он надеется, что за это есть награда, потому что, то что человек постился шесть дней – истина, и то что он постился в дни Ayyaam al-Beed - тоже истина, и милость Аллаха воистину велика.
В отношении этого вопроса, шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин ответил:
«Да, если он поститься шесть дней Шавваля, то он не обязан поститься Ayyaamal-Beed в этот месяц. И нет разницы совпал ли его шестидневный пост с этими днями (13,14,15 дни месяца), или он постился до них, или после них, ведь (фактически) он постился три дня в этом месяце.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился три дня в каждый месяц, и он не беспокоился о...Ещё13 Объединение трех из шести дней Шавваля с Ayyaam al-Beed.
Вопрос: Будет ли вознагражден человек, если объединит три из шести дней Шавваля с Ayyaam al-Beed (13,14,15 дни каждого месяца)?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Я спросил у нашего шейха Абдуль ‘Азиза ибн ‘АбдуЛлаха ибн База об этом вопросе и он ответил, что он надеется, что за это есть награда, потому что, то что человек постился шесть дней – истина, и то что он постился в дни Ayyaam al-Beed - тоже истина, и милость Аллаха воистину велика.
В отношении этого вопроса, шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин ответил:
«Да, если он поститься шесть дней Шавваля, то он не обязан поститься Ayyaamal-Beed в этот месяц. И нет разницы совпал ли его шестидневный пост с этими днями (13,14,15 дни месяца), или он постился до них, или после них, ведь (фактически) он постился три дня в этом месяце.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился три дня в каждый месяц, и он не беспокоился о том, постился ли он в начале месяца или в середине или в конце»».
Это тот же случай, что и молитвой приветствия мечети при входе, которая не должна выполнятся, если человек совершает регулярную молитву при входе в мечеть. Поэтому, если вы вошли в мечеть и совершили молитву сунну, то вы не обязаны выполнять молитву «приветствия мечети»… И Аллаху известно лучше».
Источник: Сайт "Ислам: Вопрос и Ответ" фатва № 4015.
Вопрос: Женщина постилась четыре дня из шести в месяце шаууаль, а после у нее началась менструация, и она не смогла довести количество дней поста до шести. Ей оставалось поститься лишь два дня. Может ли она закончить эти два дня после месяца шаууаль?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Абу Айуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Кто постился в месяц рамадан, а после в течение шести дней месяца шаууаль, тот словно соблюдал пост целый год». [Ан-Найсабури А. (Муслим). Сахих Муслим, хадис № 1164].
Очевидный смысл хадиса указывает, что эту награду получит только тот, кто после рамадана станет поститься в течении шести дней месяца шаууаль.
О том, кто постился шесть дней вне месяца шаууаль по уважительной причине или без нее, а также о том, коснется ли этого человека награда за пост в шаууаль или нет, ученые разногласили.
Первое мнение.
Группа из маликитов и некот...Ещё14 Возмещение шестидневного поста после месяца шавваль.
Вопрос: Женщина постилась четыре дня из шести в месяце шаууаль, а после у нее началась менструация, и она не смогла довести количество дней поста до шести. Ей оставалось поститься лишь два дня. Может ли она закончить эти два дня после месяца шаууаль?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Абу Айуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Кто постился в месяц рамадан, а после в течение шести дней месяца шаууаль, тот словно соблюдал пост целый год». [Ан-Найсабури А. (Муслим). Сахих Муслим, хадис № 1164].
Очевидный смысл хадиса указывает, что эту награду получит только тот, кто после рамадана станет поститься в течении шести дней месяца шаууаль.
О том, кто постился шесть дней вне месяца шаууаль по уважительной причине или без нее, а также о том, коснется ли этого человека награда за пост в шаууаль или нет, ученые разногласили.
Первое мнение.
Группа из маликитов и некоторые ханбалиты считали, что достоинство поста в месяц шаууаль достигнет тот, кто будет поститься в месяц шаууаль или после него, и что месяц шаууаль в хадисе упоминается для того, чтобы человеку было легче поститься, так как пост после рамадана выдержать легче, чем в другое время.
Аль-‘Адауи сказал: «Законодатель сказал: „… месяца шаууаль“ только для облегчения поста, но не для ограничения времени. Нет проблемы, если пост будет соблюдаться в течение десяти дней месяца зу-ль-хиджа, чтобы получить обе награды, учитывая те предания, в которых упоминается достоинства поста в течение десяти дней месяца зу-ль-хиджа. И хорошо также соблюдать этот пост в месяц зу-ль-ка‘да. Таким образом, чем дольше дней пройдет после рамадана, тем больше будет награда, так как пост соблюдать становится сложнее». Источник: Аль-‘Адауи ‘Али. Хашиайту ‘аля шархи-ль-Хураши. Т. 2. С. 243.
«Ибн ‘Араби аль-Малики сказал: „Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует „…месяца шаууаль“ были сказаны для примера. Смысл же в том, что пост в рамадан равен посту в течение десяти месяцев, а шестидневный пост – двухмесячному посту. Таково мнение мазхаба [То есть мазхаба имама Малика], и если пост будет соблюдаться вне месяца шаууаль, то награда за этот пост будет такой же“. (Он сказал): „Это мнение хорошее, знайте об этом“».
Источник: Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн. Тахзибу фурук аль-Карафи. Т. 2. С. 191.
Ибн Муфлих, да помилует его Аллах, сказал: «Если следовать мнению некоторых ученых, есть вероятность, что награду человек получит и за пост вне месяца шаууаль. Это мнение упоминается от аль-Куртуби. (Они считали так), потому что награда за благое дело равно десяти подобным, как это упоминается в предании от Саубана. Ограничение этого поста месяцем шаууаль объясняется с точки зрения рухса*, так как поститься тогда легче и привычнее. И следовать рухсе лучше».
Источник: Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн. Тахзибу фурук аль-Карафи. Т. 2. С. 191.
*[К рухсе относится то, что разрешил Аллах, облегчая Своим рабам непосильное для них, в случае крайне необходимости].
Автор «аль-Инсафа» передал эти слова и продолжил: «Я скажу: „Это слабое мнение, и оно противоречит хадису. Месяц шаууаль присоединен к достоинству рамадана, так как шаууаль следует за ним, а не потому, что награда за одно дело будет равна десяти подобным. А также потому, что пост в том месяце по достоинству равен посту в рамадан“». Источник: Аль-Мардауи ‘Али ибн Сулейман. Аль-Инсаф. Т. 3. С. 344.
Группа ученых из шафиитов считали, что человек, пропустивший шесть дней поста в шаууаль, возмещает их в месяц зу-ль-ка‘да.
Но награда за этот пост не будет той, которую он получил бы за пост в месяц шаууаль. Человек, который постился в рамадан, а после продолжил поститься шесть дней в шаууаль, получит награду, словно он соблюдал обязательный пост в течение всего года. Награда за пост в рамадан и шесть дней поста вне месяца шаууаль будет иной, а точнее (это будет) награда за пост в рамадан и за дополнительный шестидневный пост.
Ибн Хаджар аль-Макки сказал: «Тот, кто вместе с рамаданом каждого года будет соблюдать этот пост, будет подобен соблюдающему обязательный пост на протяжении всего года, без увеличения. И тот, кто постился в другие шесть дней, то это будет считаться дополнительным постом без увеличения». Источник: Аль-Макки Ибн Хаджар. Тухфату-ль-мухтадж. Т. 3. С. 456.
Третье мнение.
Человек получит достоинство поста только в том случае, если будет пост...ЕщёВторое мнение.
Группа ученых из шафиитов считали, что человек, пропустивший шесть дней поста в шаууаль, возмещает их в месяц зу-ль-ка‘да.
Но награда за этот пост не будет той, которую он получил бы за пост в месяц шаууаль. Человек, который постился в рамадан, а после продолжил поститься шесть дней в шаууаль, получит награду, словно он соблюдал обязательный пост в течение всего года. Награда за пост в рамадан и шесть дней поста вне месяца шаууаль будет иной, а точнее (это будет) награда за пост в рамадан и за дополнительный шестидневный пост.
Ибн Хаджар аль-Макки сказал: «Тот, кто вместе с рамаданом каждого года будет соблюдать этот пост, будет подобен соблюдающему обязательный пост на протяжении всего года, без увеличения. И тот, кто постился в другие шесть дней, то это будет считаться дополнительным постом без увеличения». Источник: Аль-Макки Ибн Хаджар. Тухфату-ль-мухтадж. Т. 3. С. 456.
Третье мнение.
Человек получит достоинство поста только в том случае, если будет поститься шесть дней в шаууале. Таково мнение ханбалитов.
В «Кашшафу-ль-кына‘» сказано: «Судя по явному смыслу преданий, награда и достоинство за пост, то есть при посте вне шаууаля, не будут достигнуты». Источник: Аль-Бахути М. Кашшафу-ль-кына‘. Т. 2. С. 338.
Однако есть надежда, что человек, который постился в некоторые из дней шаууаля, но по извиняющей его причине не смог закончить пост, достигнет награду и милость.
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:
«Шариатом не узаконено возмещение этого поста по истечении шаууаля, так как это желательное деяние, время которого закончилось, и в том случае, если некоторые из шести дней были оставлены по извиняющей причине, и, если пост не соблюдался в некоторые из дней без оной».
Вопрос: Сестра, обозначившая свое имя С. К. Л. из Аммана в Иордании говорит в ее вопросе: я начала поститься шесть дней Шавваля, но я не смогла завершить его в связи с некоторыми обстоятельствами и работай. Так что осталось на мне из него два дня. Что же мне делать, о достопочтенный Шейх? Восполнить ли мне их? И есть ли на мне грех за это?
Ответ шейха ибн База:
Пост шести дней Шавваля поклонение желательное не является обязательным. И ты вознаграждаешься за то, что постилась из него. И надеемся что тебе запишется вознаграждение полным, если препятствовало тебе в завершении оправдание узаконенное; исходя из слов пророка ﷺ: «Если раб заболевает или отправляется в путь, Аллах записывает ему такое же вознаграждение, как за то, что он делал, находясь дома и будучи здоровым» Его передал аль-Бухари в своем достоверном сборнике. [Его передал аль-Бухари в книге аль-Джихад, глава: Находящемуся в пути записывается то, что он обычно делал дома., № 2996].
И не лежит на тебе восполнение того, что ты оставила. И Аллах дарует успех.
Источник: Из вопросов адресованых, на имя достопочтенного из журнала "аль-Арабия", и опубликовано в журнале «Призыв» № 1677, число и дата 04/10/1419 г.х. Сборник различных фетв и статей - Маджму‘ фатауа-ш-шейх Ибн Баз. Т. 15. С. 389, 395.
http://www.binbaz.org.sa/mat/613
Ответ шейха ибн База:
Пост шести дней Шавваля сунна а не обязанность, исходя из слов пророка ﷺ: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля, подобен постившемуся в течение всего года», его передал имам Муслим в своем достоверном сборнике.
И упомянутый хадис указывает на то, что нет греха в том, чтобы постится последовательно или раздельно, по причине обобщенности слов. А спешить с выполнением лучше; исходя из слов Пречистого: «Я же поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволе...ЕщёВопрос: Женщина постилась шесть дней Шавваля каждый год, и в один год родила ребенка в начале месяца Рамадан, и отчистилась от послеродового кровотечения лишь по истечению Рамадана, затем после очищения стала восполнять Рамадан. Должна ли она также восполнять шесть дней Шавваля после восполнения Рамадана, если это даже вне Шавваля или не обязывается кроме как восполнением Рамадана? И становится ли обязательным постоянство в посте шести дней Шавваля или нет?
Ответ шейха ибн База:
Пост шести дней Шавваля сунна а не обязанность, исходя из слов пророка ﷺ: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля, подобен постившемуся в течение всего года», его передал имам Муслим в своем достоверном сборнике.
И упомянутый хадис указывает на то, что нет греха в том, чтобы постится последовательно или раздельно, по причине обобщенности слов. А спешить с выполнением лучше; исходя из слов Пречистого: «Я же поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволен» (Та-Ха 84).
И исходя из того на, что указывают аяты Корана и хадисы пророческие о достоинстве соревнования и спешки совершать добро. И не является обязательным быть постоянным в этом, но лучше, исходя из слов пророка ﷺ: «Самым любимым деяниям для Аллаха является то, в котором постоянен совершающий его, даже если его немного».
И не узаконено восполнять его (пост шести) после окончания Шавваля; потому что это сунна было упущено его время, без разницы было оставлено по оправдательной причине или без оправдания. И Аллах дарует успех.
Источник: Было опубликовано в книге «Призыв» т. 2, C 172, и в газете мусульмане № 526, число и дата 02/10/1415 г.х., и в книге и в книге «исламские фетвы», собрал и упорядочил достопочтенный Шейх Мухаммад аль-Муснад т. 2, стр. 165.
Сборник различных фетв и статей, том 15.
http://www.binbaz.org.sa/mat/604
Некоторые ученые считали, что пост в течение шести дней вне месяца шаууаль подобен посту в шесть дней другого месяца. Были те, кто считал, что пост в течение шести дней другого месяца будет вознагражден, но не так, как за пост в шаууаль. Другие выразили надежду, что тому, кто не смог завершить пост шести дней в шаууале по извиняющей его причине, заслужит награду полностью. Ведь милость Аллаха широка и неисчерпаема.
Если сестра, задающая вопрос, станет соблюдать пост за те оставшиеся два дня из месяца шаууаль в месяц зу-ль-ка‘да, то это было бы неплохо. Надеемся, что она получит, если пожелает Аллах, награду полностью.
А Аллах знает лучше.
Как уже стало понятно, соблюдение поста шести дней Шаууаля дело добровольное, и тот, кто начал его, но не смог завершить его по шариатской причине, будет ему награда.
Задали вопрос «Постоянному Комитету»: Я начала пост шести дней Шаууаля, однако я не могу закончить его по причине некоторых обстоятельств и дел, и осталось у меня из этого поста два дня. Что мне делать? Нужно ли мне возмещать эти дни? И будет ли мне за это (оставление) грех?
Они ответили: «Пост шести дней месяца Шаууаль – пост желательный, но не обязательный. И тебе будет награда за те дни, которые ты постилась из них, и надеемся, что будет так же награда за пропущенные, если на это была шариатская причина. Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха: «Если заболел человек или отправился в путь, то Аллах запишет (награду) ему за те дела, которые он делал, будучи дома, будучи во здравии». Приводит хадис имам Бухари в сборник...Ещё15 О награде тому, кто оставил пост шести дней Шаууаля по шариатской причине.
Как уже стало понятно, соблюдение поста шести дней Шаууаля дело добровольное, и тот, кто начал его, но не смог завершить его по шариатской причине, будет ему награда.
Задали вопрос «Постоянному Комитету»: Я начала пост шести дней Шаууаля, однако я не могу закончить его по причине некоторых обстоятельств и дел, и осталось у меня из этого поста два дня. Что мне делать? Нужно ли мне возмещать эти дни? И будет ли мне за это (оставление) грех?
Они ответили: «Пост шести дней месяца Шаууаль – пост желательный, но не обязательный. И тебе будет награда за те дни, которые ты постилась из них, и надеемся, что будет так же награда за пропущенные, если на это была шариатская причина. Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха: «Если заболел человек или отправился в путь, то Аллах запишет (награду) ему за те дела, которые он делал, будучи дома, будучи во здравии». Приводит хадис имам Бухари в сборнике «Сахих». И не нужно тебе возмещать то, что ты оставила из тех (шести дней Шаууаля). И от Аллаха помощь и содействие». Источник: «Журнал исламских исследований»: http://www.alifta.net/Fatawa/FatawaChapters.aspx?languagename=ar&View=Page&PageID=76&PageNo=1&BookID=12
Шейх Ибн Баз на вопрос о законности возмещения поста шести дней месяца Шаууаль говорил: «Не узаконено возмещать эти дни после того, как прошёл месяц Шаууаль, так как этот пост является добровольным (сунной) и вышло время для его совершения, вне зависимости оставил ты его по причине или без причины…». Источник: «Маджму’ аль-Фатауа» (15/388).
Что же касается женщин, то для добровольного поста, они должны спрашивать разрешения у своих мужей. Если же им не удастся соблюсти пост в месяц Шаууаль, по причине выполнения своих обязательств перед мужем, то не будет на них греха, и их дела у Аллаха по их намерениям.
Спросили ученых «Постоянного Комитета»:
Я - женщина, придерживающаяся религии, и я соблюдаю пост в месяц Рамадан, затем шесть дней Шаууаля, так же дни в середине каждого месяца (13, 14, 15 по календарю хиджры – «айаму аль-бийдъ»), так же каждый четверг и понедельник. У меня есть муж, и когда я хочу держать пост в середине месяца, понедельник и четверг, то я спрашиваю у него о том, могу ли я соблюсти пост или нет. В начале, он отвечал мне согласием, но иногда, когда я начинала пост, он сердился и гневался, и говорил: Каждый день пост, каждый день пост! Можно ли мне поститься в таком случае или нет?
Они ответили: «Не дозволено соблюдать добровольный пост, в то время как муж находи...Ещё16 Женщина и добровольный пост.
Что же касается женщин, то для добровольного поста, они должны спрашивать разрешения у своих мужей. Если же им не удастся соблюсти пост в месяц Шаууаль, по причине выполнения своих обязательств перед мужем, то не будет на них греха, и их дела у Аллаха по их намерениям.
Спросили ученых «Постоянного Комитета»:
Я - женщина, придерживающаяся религии, и я соблюдаю пост в месяц Рамадан, затем шесть дней Шаууаля, так же дни в середине каждого месяца (13, 14, 15 по календарю хиджры – «айаму аль-бийдъ»), так же каждый четверг и понедельник. У меня есть муж, и когда я хочу держать пост в середине месяца, понедельник и четверг, то я спрашиваю у него о том, могу ли я соблюсти пост или нет. В начале, он отвечал мне согласием, но иногда, когда я начинала пост, он сердился и гневался, и говорил: Каждый день пост, каждый день пост! Можно ли мне поститься в таком случае или нет?
Они ответили: «Не дозволено соблюдать добровольный пост, в то время как муж находится рядом, кроме как с его дозволения, соблюдая его права. И от Аллаха содействие, и да восхвалит Аллах Своего пророка Мухаммаду, его семью и его сподвижников, и избавит их от всяких бед!» Источник: Фетва номер 19541, вопрос 3. Под фетвой подписались: шейх Ибн Баз, шейх ‘абдуль-‘Азиз Али Шейх, шейх Салих аль-Фаузан, шейх ‘абдуЛлах ибн Гъудьян, шейх Бакр абу Зейд.