О каком Владимире мечтали его жители после Великой Отечественной войны, и какое будущее рисовал городу первый генплан, утвержденный в 1947 году.
Первый генеральный план Владимира, не считая довоенных проектов планировки городского пространства академика Владимира Семенова и архитектора-реставратора Александра Столетова, был утвержден в 1947 году. Генплан столицы недавно образованной Владимирской области был разработан группой архитекторов Московского Государственного института проектирования городов (Гипрогор) под руководством архитектора Кузнецова. Он предусматривал комплексное развитие города Владимира в расчете на 150 тысяч жителей.
Работать над генпланом Гипрогоровцы начали в 1945 году. Возвращение городу Владимиру статуса областного центра в августе 1944 года, грандиозное строительство в первой половине 1940-х Владимирского тракторного завода, рост других промышленных предприятий, окончание Великой Отечественной войны — были для города толчком для начала генеральной реконструкции, расширения и благоустройства.
МЕЧТЫ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ ГОРОДА
Летом победного 1945 года жители города Владимира активно обсуждали, где и что в скором времени появится в столице новой Владимирской области. Люди были уверены, что станут свидетелями грандиозных перемен. Местные газеты писали:
«Контуры будущих сооружений еще сокрыты в кальке архитектурных проектных мастерских, но уже повсюду начинают пробиваться железные и каменные ростки».
2 сентября 1945 года в газете «Призыв» вышла статья под заголовком «Будущий Владимир», в которой была нарисована картина развития города после начала реализации идей будущего генерального плана:
«Позвольте, дорогой читатель на самое короткое время, представить вас недоверчивым, скептически настроенным человеком. Вообразите при этом, что мы встретились с вами через несколько лет, осенним вечером, на привокзальной площади большого Владимира».
Вместе со «скептическим читателем» автор гуляет по Владимиру будущего — такому, каким он должен стать в конце 1940-х годов. Читатель хотел было подвязать галоши веревками, чтобы не потерять их в непролазной грязи, но оставил эту идею после того, как увидел, что главная улица заасфальтирована. На каждом шагу его ждали удивительные вещи: вместо пустыря на месте бывших «лукьяновских номеров» он увидел «величественное серое здание гостиницы» (гостиница «Владимир»), в районе улицы Кремлевской - удивился «огромному дому в стиле ренессанс», который был ему представлен как здание НКВД, спроектированное при консультации академика Чернышева, а у Золотых ворот - поразился Дому Советов, выстроенному по мотивам русского стиля академиком Гольцем.
Удивительным для «скептика» стало то, что во Владимире появились «голубые 60-местные троллейбусы обтекаемой формы», стадион в Гончарах, парки и скверы у Торговых рядов, у Рахманова перевоза, на Козловом валу и у тракторного завода, а парк Ленина (парк Пушкина) и Липки оказались соединены и образовали единую парковую систему.
На квартирный вопрос в новом Владимире «недоверчивый читатель» получил такой ответ:
«Жилых зданий нам хватает с избытком. Обратите внимание, жилая зона в западном направлении прошла до самой деревни Семязино, в северо-западном — до сельца Тельмячево, в северном — до Содышки и с восточной — до сел Доброго и Красного. Естественной границей города с южной стороны является пойма Клязьмы».
«Скептику» показали новую магистраль от центра до Тракторного завода (Октябрьский проспект), две полукольцевые магистрали, пересекающие центральную улицу, новые улицы шириной в 30-40 метров, лыбедский канализационный коллектор, объединяющий всю канализационную сеть города, поселок НКВД «с его веселыми, светлыми коттеджами», каменные дома Тракторного завода на Всполье, механическую прачечную в Залыбедье, «чудесный мост через Клязьму, высотой в 120 метров над уровнем летних вод», новые мосты через Лыбедь.
МЕЧТЫ НА БУМАГЕ:
В соответствии с генеральным планом архитектора Кузнецова город Владимир должен был развиваться как административно-хозяйственный, культурный и промышленный центр Владимирской области. Площадь города должна была составить 36 квадратных километров.
Планировку Владимира собирались в основном оставить прежней. Предусматривалось лишь частичное расширение некоторых магистралей и улиц и прокладка некоторых новых. На чертежах виден, например, новый проектируемый проспект имени Сталина (Октябрьский проспект), ширина которого должна была составить 40 метров. Видно, что оформить его предполагалось монументальными зданиями различной конфигурации и скверами. На будущем проспекте должно было появиться несколько круглых и квадратных площадей, в том числе с монументами.
Для лучшего обеспечения движения в пределах города поток автомобилей, идущий по магистрали «Москва - Горький», планировали вынести за черту городской застройки. В 50-х годах эта идея воплотилась в бетонной объездной дороге, которую сейчас называют Пекинкой.
Два новых капитальных моста в черте города Владимира должны были перекинуть через Клязьму и через Лыбедь. Реконструкции подлежал мост в районе Ерофеевского спуска.
Генплан предполагал организацию более широкой сети автобусных линий, пуск троллейбусов как самого удобного в условиях Владимира транспорта, продолжение строительства канализационных сетей, ливневой канализации, дренажных сооружений, асфальтирование основных магистралей, подведение водопровода ко всем домам, включая одноэтажные.
Большая часть того, что было запланировано генпланом 1947 года было воплощено в жизнь, и владимирцы увидели то, о чем мечтали после Великой Отечественной войны. Но к концу 1950-х годов документ утратил актуальность из-за резкого роста населения. И в начале 1960-х годов началась разработка нового генплана, который был утвержден в 1966 году.
Новые изменения генплана города Владимира горсовет собирался утвердить в конце лета 2019 года. Но из-за принципиальных разногласий между мэрией и разработчиками утверждение откладывается на неопределенный срок.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев