Надеемся, что вы
дадите нам
информацию о
джихаде ради Аллаха,
объяснив следующие
пункты: 1. Что значит в
арабском и исламской
терминологии слово
джихад
2. Что значит
мученичество (шахада) в арабском и исламской
терминологии
3. Степени и виды
мученичества
4. Жизнь шахидов у их
Господа 5. Разрешение
правителя на
объявление джихада Ответ: Вся хвала Аллаху. Во первых:
Джихад в арабском
означает борьба и
приложение усилий в
словах и делах
В Исламской терминологии означает
борьба мусульман с
куффарами, так чтобы
слово Аллах было
превыше.
См: al-Nihaayah fi Ghareeb al-Hadeeth Ibn
al-Atheer (1/319); al-
Misbaah al-Muneer
(1/112); Ahammiyyat al-
Jihaad Dr. ‘Ali ibn Nufay’
al-‘Alyaani. Во вторых:
Шахада на арабском
имеет несколько
значений:
определенные новости,
присутствие, наблюдение кого-либо,
открытость и смерть
ради Аллаха. В Исламской
терминологии это
слово используют в
отношении мусульман,
которые умирают
сражаясь с куффарами или по причине
сражения. В
отношении
следующего мира это
определение меняется,
как мы увидим ниже. См: al-Mawsoo’ah al-
Fiqhiyyah (26/214, 272). В третьих:
Шахиды бывают
разного рода:
Ан Навави
(рахимахуллАх) сказал:
«Необходимо отметить что Шахиды бывают
трех видов:
1 – Те, кто убиты на
войне против
куффаров, любым
средством сражения. Они становятся
шахидами, которые
награждаются в
Следующем мире и
становятся шахидами в
этом мире, т.е. их не следует мыть и не
следует выполнять
погребальную
молитву.
2 – Те, кому дается
награда шахида, но к нему не применяются
правила шахида в этом
мире. Это относится к
тем, кто умер от
болезни желудка, от
чумы, от падения на него стены, к тем кто
защищал свое
имущество и ко всем о
ком сообщается в
достоверных хадисах,
которые описаны как Шахиды. Такого
человека следует
омыть и совершить
погребальную
молитву, а в
Следующем мире он получит награду
шахида, но
необязательно, чтобы
эта награда была такой
же как и награда
людей из первой категории.
3 – Те, кто крадет из
военных трофеев и
т.д.и они не считаются
шахидами если будут
убиты в войне против куффаров. Такие люди
попадают под
определение шахидов
в этом мире, поэтому их
не следует мыть и
совершать погребальную
молитву, но он не
получит полную
награду в следующем
мире»
Sharh al-Nawawi ‘ala Muslim (2/164).
Степени шахидов:
Статус шахидов
воистину высок, он
идет после статуса
Пророков и Сиддигов (правдивых)
Шейх уль Ислам ибн
Теймия (рахимахуллАх)
сказал:
«Аллах сказал (перевод
смысла): «Те, которые
повинуются Аллаху и
Посланнику, окажутся
вместе с пророками,
правдивыми мужами,
павшими мучениками и праведниками,
которых
облагоде¬тельствовал
Аллах. Как же
прек¬расны эти
спутники!» (4:69) Это четыре степени
рабов Аллаха: лучшие
из них Пророки, затем
правдивые, затем
мученики (Шахиды) и
затем праведники» Majmoo’ al-Fataawa
(2/223).
Аллах создал в Раю
разные уровни и
степени, и моджахеды
(те кто участвовал в джихаде) получать
сотню степеней, как
передано в Сахихе от
Пророка (да
благословит его Аллах
и приветствует), поэтому Шахиды не
всех на одном и том же
положении, у каждого
из них отличный статус
от других.
Ибн Хаджар (рахимахуллАх) сказал,
после перечисления
шахидов, которые
погибли не на поле
боя:
«Мы собрали из превосходных
источников более 20
видов.
Ибн аль Тин сказал:
«Все это смерть с
болью. Аллах оказал милость умме
Мухаммада (да
благословит его Аллах
и приветствует) сделав
это средством для
очищения от грехов, увеличения награды и
приближая их к
статусу шахидов.»
Я (ибн Хаджар) говорю:
«Те кто был упомянут,
не на одном и том же положении. На это
указывает сообщение
переданное Ахмадом и
ибн Хиббаном в его
Сахихе от Джабира, и
Дарими, Ахмадом и Тахави от Абдуллах
ибн Хабши, и ибн
Маджа от Амра ибн
Анбасаха, что Пророк
(да благословит его
Аллах и приветствует) был спрошел: «Какой
из видов джихада
наилучший?» Он
ответил: «Когда
лошадь убита и кровь
пролита» Fath al-Baari (6/43, 44).
В сунне Пророка (да
благословит его Аллах
и приветствует)
существуют
сообщения, которые указывают на различие
статуса шахидов. Например: (a)
Передано от Nu’aym ibn
Hammaar, что человек
спросил Пророка (да
благословит его Аллах
и приветствует): «Какой из шахидов
лучший?» Он ответил:
«Те кто заняв места в
рядах, не повернули
свои лица, когда были
убиты. Они будут в домах высоко в Раю и
их Господь улыбается
им и когда твой
Господь улыбается
рабу в этом мире, то с
него не будет взят расчет» Передан Ahmad
(21970); оценен как
сахих шейхом Албани в
al-Silsilah al-Saheehah
(2558). (б)
Передано, что Утба ибн
Абдин аль Салами
сказал: «Посланник
Аллаха (да благословит
его Аллах и приветствует) сказал:
«Убитые бывают трех
видов: (первый)
верующий, который
сражался своей
жизнью и имуществом ради Аллаха, и когда
он встретил врага он
сражался с ним пока не
был убит. Это
великолепный шахид,
которые пребывает палатке Аллаха под Его
Троном; Пророки не
лучше него, кроме их
преимущества в том,
что они Пророки.
(второй вид) это верующий который
совершал некоторые
грехи, но сражался
своей жизнью и
имуществом ради
Аллаха и когда он встретил врага он
сражался с ним, пока
не был убит. Его грехи
прощаются, потому что
меч уничтожает грехи
и он войдет в Рай через любые врата, которые
он пожелает, ведь (в
Раю) восемь врат, а у
Ада семь врат, и
некоторые лучше
других. (Третий вид) это лицемер, который
сражался жизнью и
имуществом и когда он
встретил врага он
сражался ради Аллаха
и был убит. Он будет в Аду, ведь меч не
уничтожает
лицемерия»
Передан Ахмадом
(17204). Иснад оценен
как jayyid шейхом Мунзири в al-Targheeb
wa’l-Tarheeb (2/208), и
как Хасан шехом
Албани в Saheeh al-
Targheeb (1370). (в)
Передано от Абдуллах
ибн Хубши аль
Кахтами, что Пророк
(да благословит его
Аллах и приветствует) был спрошен: «Какой
джихад лучше?» Он
ответил: «Тот кто
сражается против
мушриков имуществом
и жизнью» «А какая смерть самая святая?»
Он ответил: «Когда
кровь пролита и
лошадь убита»
Передано Абу Даудом
(1449) и Насаи (2526), оценен как сахих
шейхом Албани в
Saheeh al-Targheeb
(1318). (г)
Передано от Джабира
(радиа ллаху анху) что
Пророк (да
благословит его Аллах
и приветствует) сказал: «Лидер шахидов Хамза
ибн Абдуль Муттлиб и
человек, который
встал перед тираном и
приказал (ему) благое
и запретил порицаемое, и он убил его».
Передано Хакимом и
оценен как сахих
шейхом Албани в al-
Silsilah al-Saheehah
(374). В четвертых:
Относительно жизни
шахидов у своего
Господа, то это жизнь в
Барзахе, где их Господь
оказывает им почет наслаждениями Рая,
где их статус
различается в
зависимости от их
деяний и намерений в
этом мире. Аллах сказал (перевод
смысла):
«Никоим образом не
счи¬тай мертвыми тех,
которые были убиты
на пути Аллаха. Нет, они живы и получают
удел у своего Господа,
радуясь тому, что
Аллах даровал им по
Своей милости, и ликуя
от того, что их последователи,
которые еще не
присоединились к ним,
не познают страха и не
будут опечалены. Они
радуются милости Ал¬лаха и щедрости и
тому, что Аллах не
теряет награды
верующих» (3:169-171)
«Не говорите о тех, кто
погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» Напротив,
они живы, но вы не
ощущаете
этого.» (2:154)
Шейх ибн Усеймин
сказал: «Имеется ввиду, что
они живу у своего
Господа, как сказано в
аяте Аль Имран, но это
жизнь в барзахе и мы
не знаем о том какая она. Они не нуждаются
в еде, питье и воздухе,
так Аллах сказал: «но
вы не ощущаете этого»
т.е. вы не ощущаете
того, что они живы, потому что их жизнь в
барзахе невидима. Если
Аллах не сказал нам об
этом, то нам не следует
знать об этом.
Также мы узнаем, что Шахиды живы, но
живут в барзахе,
жизнью отличной от
жизни в этом мире,
напротив она лучше и
величественнее, но мы не знаем об этом.»
Tafseer Soorat al-
Baqarah (2/176, 177).
Ибн Раджаб аль
Ханбали
(рахимахуллАх) сказал, в главе: «Глава о
нахождении душ в
барзахе»:
«Что же касается
шахидов, то
большинство ученых считают, что они в Раю.
На эту тему имеется
много хадисов.
Передано в Сахих
Муслим (1887), что
Масруг сказал: «Мы спросили Абдуллах ибн
Масуда об этих аятах:
«Никоим образом не
счи¬тай мертвыми тех,
которые были убиты
на пути Аллаха. Нет, они живы и получают
удел у своего
Господа» (3:169)
Он сказал: «Мы также
спросили об этом у
Пророка (да благословит его Аллах
и приветствует) и он
ответил: «Их души в
зобах зеленых птиц, у
которые есть лампы
подвешанные на Троне и они свободно летают
там где пожелают в
Раю, затем они
возвращаются в эти
лампы…»
Имам Ахмад, Абу Дауд и аль Хаким передали, и
это сообщение оценено
как Хасан шейхом
Албани в Saheeh al-
Targheeb (1379), от
Саид ибн Джубайра, что Ибн Аббас сказал:
«Посланник Аллаха (да
благословит его Аллах
и приветствует) сказал:
«Когда ваши собратья
были убиты на Ухуде, ваш Господь поместил
их души в зобы птиц,
которые летают над
реками в Раю и
кушают фрукты; затем
они возвращаются к лампами из золота,
которые висят в тени
Трона. Когда они
находят еду и питье и
жилище, то они
говорят: «Кто сообщит нашим собратьям, что
мы живы в Раю и
получаем удел, что бы
они не оставляли
сражения на пути
Аллаха?» Аллах ответил: «Я сообщу им
о вас. Затем Аллах
ниспослал аяты:
««Никоим образом не
счи¬тай мертвыми тех,
которые были убиты на пути Аллаха. Нет,
они живы и получают
удел у своего
Господа» (3:169)
Тирмизи и Хаким
передал в сообщении, которое оценено как
сахих шейхом Албани в
Saheeh al-Targheeb
(13762) от ибн Аббаса,
что Пророк (да
благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Я видел Джафара ибн
Абу Талиба, который
парил как ангел с
двумя крыльями
вместе с ангелами в Раю»
Ahwaal al-Quboor (p.
92-104).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев