Вчера
81
13 мин
Я увидела вывеску «КРУАССАН & КОМПАНИЯ» издалека — шёл мокрый снег, коляски плутали между лужами, а мы с Полиной шли, держась за варежки. Она подбрасывала снег ногой и ловила языком пух. На окне у кафе было нарисовано белой краской: «Добро пожаловать, семьи! Дети — наше всё». Внутри — тёпло, жёлтый свет, запах ванили. Полина вцепилась в мою руку:
— Мама, там коричневые булочки… как у свинки Пеппы, — шепнула она. — Пойдём, пойдём скорее.
— Пойдём, — сказала я. — У меня как раз для тебя есть один секрет. На секреты лучше смотреть, держа круассан.
Мы толкнули дверь. Колокольчик зазвенел, как маленький трамвай. Девушка у стойки улыбнулась на автомате и повела глазом вниз — к нашей обуви, к курткам, к разноцветной шапке Полины. Потом её взгляд врезался во что-то у меня на шее. Наверное, в медальон, на котором выгравированы первые буквы имени Полины — «П» и «Н»: я ношу их, как якорь.
— Добрый день, — сказала я, вытряхивая снежинки с рукава. — Нам два какао, один круассан с миндальным кремом, один — шоколадный. И… — я наклонилась к Полине, — ты сегодня хотела… морковный торт или «облачко»?
— Облачко, — торжественно произнесла она. — Сегодня — облачко, потому что я пойду в кружок театра!
— Отлично, — улыбнулась я. — И два «облачка» в коробку.
Девушка у стойки — бейдж «Вика» — не шевелилась. Уголки её рта застыли как крошки сахара.
— Простите, — сказала я. — Вы нас слышите?
Вика медленно спустила взгляд на Полину, потом подняла на меня:
— У нас… — она сглотнула, — у нас кафе семейного формата.
— Отлично, — сказала я. — Мы именно так и выглядим.
— Понимаете, — она улыбнулась тонко, — у нас принято, чтобы приходили… ну… настоящие семьи.
Полина отступила на шаг. Её варежка с выцветшей совой поехала вниз.
— Мы настоящие, — сказала я. — У меня даже квитанции за кружок и оторванная пуговица в сумке. Более «настоящего» и не придумать.
— У вас… — Вика поискала слово, — у вас же нет папы с вами, да? И… э-э… вы же… — она кивнула на Полину. — Это не ваш ребёнок? Я видела вас в прошлый раз с документами… вы там что-то заполняли.
Полина уставилась в витрину. Лицо её стало плоским, как лужа, у которой отняли отражение.
— Это моя дочь, — сказала я ровно. — И кафе — написано «семейное», а не «треугольниковое». У нас семья в форме двоих и кошки. Какао сварите?
— У нас правила, — сказала Вика. — Мы для семей… ну, вы понимаете… традиционных. Чтобы детям было комфортно. И остальным гостям — тоже.
За нашими спинами кто-то кашлянул. Мужчина в пальто с галстуком наклонился к спутнице и прошептал: «Слышишь? Правильно делают». Спутница в блестящей шапке ответила: «А то сейчас всякое». Полина дернула меня за рукав:
— Мама, что значит «традиционная»? Это как ёлка?
— Это как пытаются объяснить, почему их пугает что-то, чего они не поняли, — ответила я тихо.
— Девушка, — сказала Вика уже громче, — пожалуйста, освободите стойку. У нас сейчас придут гости с бронированием.
— Мы гости, — сказала я. — И у вас на окне написано «дети — наше всё».
— Наше — это… — Вика бледнела. — Вы же понимаете… Это не я… У нас семейный клуб, где не приветствуются… нестандартные ситуации. Давайте так: возьмите кофе с собой, а здесь… здесь просто не надо. Детям надо видеть пример.
— Пример чего? — спросила я. — Как взрослые называют неё? «Оборванка», «не такая», «не настоящая»? Вы сейчас не про детей. Вы про свои страхи. И слово «правила» — это ваше одеяло.
Полина затянула шарф к подбородку и вдруг сипло сказала:
— Я… я хочу домой.
Сердце у меня сложилось пополам. Я наклонилась к ней:
— Секундочку, — сказала я ей. — Мы уйдём, если ты этого хочешь. Но я хочу, чтобы ты услышала одну важную вещь. — Я повернулась к Вике. — У вас есть менеджер?
— Он скажет то же самое, — поспешно ответила Вика.
— Я хочу, чтобы он это сказал.
Она бросила взгляд в сторону кухни, где в бадьях взбивали молоко. Пожала плечами:
— Миша! — крикнула она туда. — Иди сюда.
Из-за перегородки вышел парень в чёрном фартуке, волосы собраны, лицо уставшее и честное.
— Что случилось? — спросил он, вытирая руки.
— Случилось «семейное кафе», — сказала я. — Нам отказали в обслуживании «в зале» из-за того, что мы — не та семья, которая вписывается в вымысел.
— Я… — Миша посмотрел на Вику, на нас, на табличку «Дети — наше всё» на окне. — Я… — он вздохнул. — Можно вас вон к тому столику? Там как-то спокойнее.
— Нам спокойно тут, — сказала я. — Но видите, — я кивнула на Полину, — ей уже нет.
Полина свернулась в маленький клубок в моём пальто.
— Миша, — сказала Вика, — у нас же политика.
— У нас политика — не хамить, — пробормотал он.
— Это не хамство, — возразила Вика. — Это забота о формате. У нас семьи с отцами.
Миша поднял глаза на меня:
— Я… Извините. Хотите, я принесу какао бесплатно? Просто… у нас некоторые гости…
— Ты что, ей подыгрывать собрался? — вскинулась блестящая шапка из угла. — Молодой человек, я сюда хожу каждый день. Я не хочу, чтобы мой внук видел… — она замахала рукой, — ну, чтобы его мама потом объясняла ему «такие модели».
— А мне не нравится, — вмешалась девушка в бордовом свитере за соседним столиком, — что кто-то решает за всех, что «семейно», а что «не семейно». У меня сестра одна воспитывает ребёнка. Это что, «нетрадиционно»?
— Тсс, — сказала её подруга. — Не лезь.
— Я залезу, — ответила бордовая. — Потому что девочка всё слышит.
Полина ещё сильнее натянула капюшон. Я присела, посмотрела ей в глаза:
— Слышишь? Мы — как есть. Если хочешь — мы развернёмся и пойдём за пиццей. Но я бы хотела… — я поискала слово, — хотела оставить здесь не только нашу тень.
— Я хочу на улицу, — прошептала Полина. — Здесь как в классе, где просят читать вслух. Я ещё не выучила.
— Хорошо, — кивнула я. — Давай выйдем.
— Подождите, — сказал Миша и заглянул мне в глаза. — Вы… простите, у вас сейчас всё… — Он запнулся. — Вы — мама, да?
— Да, — сказала я. — А как вы думали?
— Да, — повторил он, будто пробовал слово на вкус. — Простите.
— Не меня, — сказала я. — Её.
Он повернулся к Полине. Присел на корточки, чтобы быть на её уровне:
— Прости. Я — Миша. Я взбиваю молоко так, чтобы получались сердечки. Я сейчас справлюсь лучше. Обещаю.
Полина поглядела на него, как на не очень удавшегося снеговика.
— Можно сделать зайчика, — сказала она. — Сердечко — банально.
— Зайчика — могу, — серьёзно кивнул Миша.
— Миша! — взвизгнула Вика. — Какие зайчики? У нас формат!
— Вика, закрой, пожалуйста, рот, — вдруг сказала женщина в бордовом. — Ты ведёшь себя как табличка.
— Что?! — Вика вспыхнула. — Я отстаиваю принципы!
— Вы отстаиваете свою удобную картинку, — вмешался мужчина с ноутбуком у окна, не поднимая головы. — Меня зовут Тимофей, я юрист. Если вы откажете в обслуживании по признаку «семейности», это будет очень забавно разобрать в суде. Я помогу. Бесплатно. Просто ради процесса.
— Мы никому не отказываем, — проскрежетала Вика. — Мы рекомендуем… альтернативный сценарий потребления.
— Какао с собой, — вот это всё, — перевёл Тимофей. — Дурацкий сценарий. Я ребёнком ненавидел его. Всегда казалось, что мы стоим у окна, где внутри — жизнь, а нам — с пластиковыми крышками. Эй, малышка, — он улыбнулся Полине, — ты любишь какао с пенкой?
Полина кивнула. Маленький жест.
— Смотри, — он ткнул пальцем в витрину, — вот тот торт похож на облако. Как ты думаешь, оно сладкое на вкус или просто мокрое?
— Сладкое, — выдохнула Полина. — Облака — это сахарная вата, только без палочки.
— Слышите, — сказал я уже спокойно. — Давайте так: мы берём столик. Вы приносите нам какао и «облачко». Мы платим. И никто никого не учит жить. А потом — когда закончит смена — мы разговариваем длинно и неприятно. С менеджером, с владельцем, со всеми, кто рисовал слова на окне.
— Я не разрешаю! — Вика ударила ладонью по столешнице. — Я отвечаю за зал. И говорю: «нет».
— А я говорю: «да», — ответил Миша. — Вика, иди в подсобку, пожалуйста. Выпей воды. Я всё оформлю.
— Ты мне не начальник! — огрызнулась она, но отступила и ушла вглубь.
Миша повернулся к нам:
— Извините. Правда. Иногда, кажется, что мы знаем, как «правильно», а потом приходит жизнь и говорит: «Подвиньтесь». Садитесь вон туда, к окну. Я сейчас принесу зайцев.
Мы сели у окна. За стеклом валил снег, а внутри было липко и светло, как в детстве в кондитерской, где сахар падает с потолка. Полина сунула нос в рукав:
— Мам, а почему она сказала «настоящие»? Я разве не настоящая?
— Ты самая настоящая из всех, кого я знаю, — ответила я. — Но иногда людям нужны слова-замки. Они их ставят между собой и миром. «Настоящая», «правильная», «нормальная»… А потом забывают снять ключ с шеи.
— А у меня сердечко на ключе, — сказала Полина и показала мне свой брелок с нарисованной морковкой. — Но я хочу зайчика.
— Зайчик будет, — сказал Миша, ставя перед ней кружку с белой мордой и двумя ушами из пенки. — И шоколадные усы для убедительности.
— Ого, — сказала Полина и улыбнулась впервые. — Он похож на нашего соседского Пафнутия.
— Пафнутий — это кот?
— Кролик, — поправила Полина. — Но он считает себя котом.
Я взяла в руки свою кружку и почувствовала, что пальцы всё ещё дрожат. Я откусывала от круассана, и во рту было то сладко, то горько. Соседние столики перешёптывались. Кто-то демонстративно встал и ушёл, кто-то наоборот кивнул нам, как чужим, но своим. Девушка в бордовом сказала:
— Можно я сяду рядом? Мне неуютно молча жевать, когда в зале кто-то пытался отменить людей.
— Садитесь, — сказала я.
— Я — Оля, — представилась она. — У меня сестра усыновила мальчика. Ей постоянно говорят: «Вот бы тебе ещё родного родить, для полного счастья». Я всегда думаю: «Чего полного?» Люди такие смешные.
— Я — Юля, — сказала я. — Это Полина.
— Привет, Полина, — Оля подняла свой стаканчик. — За зайцев. И за штормы, после которых остаются только важные корабли.
Полина серьёзно кивнула:
— За зайцев.
Вика вернулась через десять минут, красноглазая, как после резкого ветра. На её месте у стойки стояла другая девушка, пожёстче, постарше — видно, управляющая. Она прошла мимо нас, кивнула:
— Я — Алёна. Простите, что так вышло. Можно я присяду на минуту?
— Можно, — сказала я.
— Мы маленькое кафе, — начала она, — я стараюсь держать всё на своих рельсах. Некоторые сотрудники… — она запнулась, — живут в мире, где им кажется, что они — фильтр. Это моя вина, значит, я плохо объяснила. Вика будет обучена заново. Если она захочет. А вы… — Алёна посмотрела на Полину. — Вы очень красивая. Я люблю зайчиков. Можно я вам подарю ещё один? Для дома.
— Можно, — сказала Полина и сразу добавила: — Только не «настоящий». Мамой запрещено домашним зайцам.
— Пеночный, — улыбнулась Алёна. — У нас хорошие пеночные зайцы.
— Алёна, — сказала я, — мне не нужен подарок. Мне нужны слова. Не только от вас. От той девушки — тоже. Но сегодня… может, не надо. Её мир только что треснул.
— Она… — Алёна сжала пальцы в замок, — она сказала вам гадость. Это просто гадость. Я не хочу быть мягкой к гадости.
— Иногда гадость — это глупость, переодетая в форму, — сказала Оля. — Её можно раздеть.
Алёна кивнула:
— Я понимаю. Всё равно мне стыдно.
— Мне — тоже, — сказала я. — Что моя дочь услышала слово «настоящая». Но зайчик сгладил. Спасибо, Миша.
Миша подмигнул Полине и испачкал себе нос пенкой. Полина хихикнула.
Мы сидели ещё немного. Я чувствовала, как ком в горле рассасывается, как сахар по краю тарелки. Но внутри всё равно оставалось маленькое «бух» — как от неправильно прыгнувшей на пол чашки.
— Мам, — сказала Полина, облизывая усы, — а если я вырасту и стану администратором, я буду пускать всех. Даже если у них носы красные и сапоги грязные.
— Главное — пусть у них будут хорошие сказки, — сказала я. — Остальное отмоется.
Мы ушли, когда снег стал более крупным. На выходе Полина вдруг остановилась, развернулась к стеклянной двери и приложила ладонь к витрине. Алёна изнутри приложила свою. Получилось, как кадр из фильма про людей из разных миров. Полина сказала:
— Пока, зайчики.
— Пока, Полина, — ответил Миша из-за кофемашины.
На улице нас догнал Тимофей с ноутбуком:
— Простите, что вмешался без спроса. Я иногда… — он разжал плечи, — не могу молчать. Если захотите — напишите мне. Я могу отправить как-то официально письмо. Не в суд, а так — чтобы у них это стало упражнением. Без истерики.
— Спасибо, — сказала я. — Я подумаю.
— А можно я пирожное куплю для вашей дочери? — спросил он и покраснел, будто предложил неподобающее. — Просто у неё сегодня зайчий день.
— У неё каждый день такой, — ответила я. — Но давай. Полин, ты согласна?
— Согласна, — сказала она. — Только маленькое, чтобы не заболел живот.
Мы шли по улице с тёплыми коробками, шурша пакетом. Снег прилипал к ресницам Полины, как пух. Она вдруг сказала:
— Мам, а секрет какой?
— Какой секрет? — не поняла я.
— Ты говорила, что есть секрет. Про который лучше смотреть, держа круассан.
Я остановилась под фонарём. Свет был жёлтый и удивлённый.
— Ах да, — сказала я и присела перед ней. — Секрет в том, что у тебя будет роль в спектакле. Настоящая, с репликами. Ты будешь играть маленькую зайчиху, которая потеряла маму, но нашла её по песне.
— По песне? — Полина распахнула рот.
— У каждой мамы и у каждого ребёнка есть своя песня. Но некоторые забывают её на время. Песня всё равно остаётся в ушах.
Полина крепко обняла меня за шею:
— Я же тебя никогда не потеряю.
— Я — тоже, — сказала я. — Даже если где-то будет очень громко.
Потом мы собрали снег в ладони и слепили маленького зайца. Я поставила его на бортик витрины «КРУАССАН & КОМПАНИЯ». Изнутри Алёна прилепила пенную шапочку ему на голову — прямо к стеклу. Получился зайчик в шапке.
— Мам, а можно мы придём сюда ещё? — спросила Полина.
— Можно, — сказала я. — Но сначала посмотрим спектакль. И будем пускать всех, кто в зал приходит, даже если они приносят с собой не ту музыку.
— А если кто-то будет говорить «настоящие»? — спросила она, глядя на зайца.
— Скажем: «Наши».
Через неделю Алёна позвонила сама. Голос у неё был немного смущённый, как у человека, который неловко запаковывает подарок:
— Юля, здравствуйте. Мы… обновили. Витрину и кое-что в головах. Пришлите ваш адрес — я пришлю вам нашу новую открытку. Там теперь написано: «Заходите, семьи. Любые». И маленький зайчик нарисован. Мне нарисовал один бариста. Вы его знаете.
— Миша? — рассмеялась я.
— Миша, — подтвердила она. — И если можно… Вика просила у вас прощения. Сказала, что хочет увидеться и сказать Полине. Но если нельзя — мы понимаем.
— Можно, — сказала я. — Но не извинений ради. А ради зайчиков.
Вика пришла в субботу. Стояла в дверях, как человек, который перестал быть табличкой. Полина вышла к ней сама. Вика сказала:
— Прости. Я думала, я защищаю наш дом. А я закрывала двери.
— Бывает, — сказала Полина. — Мы просто теперь зайцев рисуем.
— Да, — кивнула Вика. — Я учусь рисовать. И не лезть в чужие карманы. И не примерять чужие семьи на свой страх.
— Это сложно, — сказала Полина.
— Очень, — согласилась Вика.
Мы пили какао втроём, и на пенке у нас были не только зайчики, но и птицы. Вика нарисовала нам глупого пингвина. Я не удержалась и спросила:
— Вика, а что у вас тогда… почему вас так швыряло?
— У меня… — она усмехнулась и откинула челку. — У меня мама одна. Всю жизнь. И она повторяла: «Нам и так достаточно». Я думала, что «достаточно» — это когда все одинаковые. А оказалось — когда не страшно. Я тренируюсь.
Полина серьёзно кивнула:
— Я тоже тренируюсь. Играть зайчиху.
— Главное — не потерять песню, — сказала Вика.
— Мы не потеряем, — ответила я.
А вечером — после спектакля, где Полина, забыв свой единственный текст, просто запела колыбельную, которую мы пели дома, — мы снова заглянули в «КРУАССАН & КОМПАНИЯ». На двери висела новая надпись:
«Заходите, семьи. Любые. Особенно в снег.»
Внутри было тепло. На стойке рядом с вазой с лимонами стояла маленькая табличка: «Мы помним, что слова могут ранить. Мы выбираем те, что лечат». Миша, заметив нас, поднял большой палец. Алёна подмигнула. Вика поставила перед Полиной кружку:
— Сегодня — два зайца. Один — для сцены, второй — для дома. Бесплатно. Потому что иногда можно.
— Иногда — можно, — согласилась я и обняла Полину за плечи. — Особенно, когда у нас — премьера.
Потом мы шли домой. Снег закончился, и город стал сухим и звонким, как чистая посуда. Полина держала в руках открытку с зайчиком и надписью маркером: «Полине — за то, что научила нас запускать в зал правильных.» Она вдруг сказала:
— Мам, а можно наш кот будет Пафнутий-Зайчик? Он всё равно считает себя кем угодно.
— Можно, — сказала я. — Пусть у нас будет всё, что хочет быть. Кроме «настоящих» и «ненастоящих». У нас будут «наши».
— Наши, — повторила Полина и запела свою песню. Она дрожала, как сахар в ладони, и была самая правильная на свете.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8