Мореплавательная традиция японцев получила значительный толчек в эпоху средневековья.Достаточно вспомнить вако - японских пиратов, наводивших ужас на весь Дальний Восток.Грозной силой были флоты и в эпоху Сэнгоку.Мощные морские соединения существовали в то время на Сикоку и на Кюсю, в регионе Нанкай, в провинции Исэ и областях Суруга-Тотоми и Ава-Кадзуса-Симоса на Хонсю.Военно-морское искусство там было поднято на очень большую высоту, складывались типичные для японских будзюцу школы, о чем свидетельствуют наставления по кораблевождению, навигации и морскому бою от XVI в.Военные моряки, в дополнение к приемам боя на кораблях, совершенствовали и различные способы плавания, ныряния, ведения боя в воде, которые были необходимы для спасения при гибели корабля, нападения на вражеские суда, но специальных наставлений по этим вопросам от этого времени не сохранилось, они появятся только в эпоху Токугава.в 1500-х.В ту эпоху «боевое» плавание называли «суйдзюцу»(яп. 水泳術), что означает «водное искусство».Техника же плавания в тяжелых доспехах называли - каттю годзэн оёги (яп. 甲冑御前泳ぎ)В жизнеописании Ода Нобунага «Синтёкоки» сообщается: «Повелитель Нобунага вплоть до 16, 17, 18 лет... с 3-го по 9-й месяц хаживал на реку, занимался плаванием и научился отменно плавать».Благодаря усилиям сегуна Токугава Есинобу.в период после годов Кёхо (1716 -1736) появляются школы бевых пловцов.Крупнейшими школами суйдзюцу были: в Канто -Суйфу-рю ( Эдо и в княжестве Ми-то), Мукаи-рю (Эдо) и Суйфу-рю Ота-ха (Токио); в регионе Тюбу - Канкай-рю (княжество Тодо, г. Цу в провинции Исэ), Нодзима-рю, Ивакура-рю и Коикэ-рю (княжество Кии, г. Вакаяма); на Сикоку Синдэн-рю (княжества Осу и Мацу-яма) и Суйнин-рю (княжество Такамацу), а на Кюсю - Ямаути-рю (княжество Усуки), Кобори-рю и Хатиманрю (обе - княжество Хосокава, г. Кумамото), Синто-рю (княжество Симадзу, г. Кагосима).Они пользовались покровительством князей, считавших суйдзюцу важнейшим видом воинского искусства.В зависимости от топографических условий школы предлагали своим ученикам разные способы плавания, развивали разные навыки.Ряд школ обучал плаванию в «вертикальном положении» (тати-оёги): пловец должен был держать верхнюю часть туловища как можно выше над водой за счет работы ногами.Это было очень важное умение, позволявшее воину в бою иметь руки свободными, чтобы держать в них оружие, стрелять из лука или аркебузы (при этом оперение стрел, как и порох, должны были сохраняться сухими)Наставники школы Кобори-рю обучали своих учеников стилю плавания в вертикальном положении в доспехах (весящих около 15 кг) с постоянными переменами выдвинутого вперед бока, который предназначался для показа правителю княжества (каттю годзэн-оёги).По преданию, в старину несколько пловцов Косюри-рю могли, используя технику та-ти-оёги, переправить через реку паланкин с восседающим в нем князем, не замочив его.«Визитной карточкой» Ямаути-рю являлось плавание в вертикальном положении в море с большими флагами (обата оки-ватари)
.Двух-трехметровые флаги, которые служили для передачи приказов при сражении на воде, держали в руках.Чем тяжелее были флаги, тем с большим напряжением приходилось работать пловцу.В школе Суйфу-рю учили стрельбе из воды при форсировании рва во время штурма вражеского замка.
Нет комментариев